Конфликт в Нартане напомнил о необходимости земельной реформы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Земельный конфликт в селении Нартан, где был избит активист Адам Медалиев, привлек внимание к проблеме многих сел Кабардино-Балкарии - крупные арендаторы владеют всеми сельхозугодьями, а местным жителям негде вести хозяйство. Игнорирование вопроса, который уже привел к ряду острых конфликтов, угрожает республике социальным взрывом, заявили участники пресс-конференции в Кабардино-Балкарском правозащитном центре.
Как сообщал "Кавказский узел", 7 ноября три человека в масках избили Адама Медалиева на его участке в селении Нартан, а в ночь на 8 ноября неизвестные сожгли автомобиль активиста, припаркованный возле его дома. Активист Ибрагим Яганов и руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков связали эти инциденты с общественной деятельностью Медалиева, который отстаивает в суде права жителей Нартана на землю. Сам Медалиев отметил, что за несколько часов до нападения он подал в Арбитражный суд Кабардино-Балкарии заявление, непосредственно затрагивающее интересы арендатора земли в Нартане.
Жители Нартана еще в 2011 году требовали от президента России разобраться с земельным вопросом в районе и передать селению земли, отданные местному опытно-производственному хозяйству (ОПХ). В марте 2016 года антимонопольная служба в Кабардино-Балкарии потребовала в суде расторгнуть договор на аренду земли с ОПХ "Нартан", позицию ведомства поддержало и Росимущество. Жители села протестовали против аукциона, заявляя, что не имеют средств для участия в торгах. Они требовали, чтобы местные власти раздали землю нуждающимся сельчанам. В мае 2018 года земельный аукцион в Нартане был признан несостоявшимся.
Сегодняшняя пресс-конференция в Правозащитном центре Кабардино-Балкарии была посвящена проблеме в сфере земельных отношений, с которой активисты связывают нападение на Адама Медалиева и поджог его машины. В начале мероприятия руководитель правозащитного центра Валерий Хатажуков назвал Медалиева одним из авторитетных экспертов по земельной проблеме в республике, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
"Суть этой проблемы в том, что лучшие пахотные земли оказались в руках узкого круга лиц: бывших либо действующих чиновников и их приближенных. А рядовые граждане не могут получить участок земли, чтобы прокормить свои семьи. То, что произошло с Адамом Медалиевым, имеет прямое отношение к земельному вопросу", - заявил Хатажуков.
Он также отметил, что республика получает из федерального бюджета значительные субсидии, но механизм их распределения непрозрачен, что усугубляет земельную проблему.
Медалиев рассказал о земельной тяжбе жителей Нартана
Адам Медалиев поблагодарил собравшихся за поддержку после совершенного нападения, отметив, что связывает избиение и поджог машины со своей работой в Нартане. Активист рассказал о предыстории земельной проблемы в селении, пояснив, что в 1987 году колхоз «Нартан» был преобразован в ОПХ «Нартан» КБНИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии. После этого преобразования 5472 гектара земель сельхозназначения, ранее принадлежавшие колхозу, были признаны федеральной собственностью и перешли в распоряжение ОПХ, которое в 2010 году обанкротилось. Конкурсный управляющий заключил договор аренды земель хозяйства на 49 лет с тогдашним руководством территориального управления Росимущества и начал обрабатывать земли.
В 2011 году управление Росимущества под давлением общественности подало в Арбитражный суд иск о расторжении договора аренды, заключенного с конкурсным управляющим. "Мы принимали участие в этом судебном процессе в качестве третьих лиц. К сожалению, этот процесс принял затяжной характер. Основная цель затягивания процесса - использование земли и извлечение прибыли", - рассказал Медалиев.
Адам Медалиев и его сторонники требуют изъять в судебном порядке все земли бывшего колхоза Нартан, находящиеся в аренде у конкурсного управляющего, и перевести их в собственность селения Нартан. "А жители селения сами решат, как их использовать", - пояснил он.
В 2017 году по решению суда 710 гектаров земли были изъяты у конкурсного управляющего и переданы сельскому поселению Нартан. Впоследствии администрация провела аукцион, победители которого получили эти земли. Судебный процесс продолжается: активисты оспаривают три договора аренды на участки площадью 1435 гектаров, 430 гектаров и 70 гектаров. Первый договор суд признал ничтожным, обязав конкурсного управляющего вернуть землю, и апелляционная инстанция подтвердила это решение. Решение вступит в силу, если с ним согласится также кассационная инстанция, пояснил Медалиев. Нападение активист связал с этими двумя судебными решениями.
Активист обратил внимание, что выступал вместе с сельчанами против аукциона, по итогам которого были распределены 710 гектаров земли. "Мы предлагали провести публичное обсуждение, найти возможные пути использования этой земли без аукциона. Один раз мы им не дали провести аукцион, но впоследствии его все равно провели. На аукцион были выставлены 27 участков, землю распределили", - указал активист.
По словам Медалиева, большинство сельских жителей не может участвовать в аукционах. "Годовая арендная плата для участка в 20 гектаров составляла 70-80 тысяч рублей. У большинства нет таких денег. Я вообще принципиально против арендных отношений, потому что сельское хозяйство во всем мире является дотационной сферой. В дотационной сфере облагать человека дополнительным материальным обременением означает заведомо обрекать его на разорение", - заявил он. Активист отметил, что в соседних регионах - Карачаево-Черкесии, Адыгее и Ставропольском крае - уже есть опыт безвозмездной передачи земли жителям.
Жители Нартана: конкурировать с крупными арендаторами невозможно
Житель селения Нартан Барасби Сибеков проработал в колхозе, а затем в ОПХ "Нартан" в общей сложности проработал 35 лет, однако этот трудовой стаж не помог ему получить ни одного гектара земли в пользование. У Сибекова есть коровы, но держать их негде. По словам мужчины, в аналогичной ситуации находятся практически все его односельчане. "Неизвестно, как расхватали эти 710 гектаров", - посетовал сельчанин, отметив, что необходимых для участия в аукционе денег у него нет.
Житель Нартана Марат Бекулов имеет подворье и хозяйство, являясь индивидуальным предпринимателем. "Ситуация такая, что куда бы я ни обращался, везде требуют привязку к земле. Но конкурировать с теми, кто объявил себя эффективным землепользователем, у нас нет никакой возможности", - сообщил он.
Нартан - не единственный населенный пункт с земельным конфликтом, практически в каждом селении Кабардино-Балкарии сложилась аналогичная ситуация, отметил руководитель общественного комитета "За мир и национальное согласие в КБР" Жантемир Губачиков. "Обстановка в республике исключительно острая, протестные акции вспыхивают то в одном селении, то в другом. Причина в том, что земельную реформу в Кабардино-Балкарии не провели", - отметил Губачиков.
"Кавказский узел" писал о других случаях нападения на активистов, которые требовали в разных селах Кабардино-Балкарии передачи земли жителям. В октябре 2016 года был ранен житель селения Верхний Акбаш Мурат Кишев - вместе с группой односельчан он требовал предоставить сельским жителям земли, которые много лет эксплуатировало местное предприятие. В мае 2017 года в селении Алтуд был убит фермер Руслан Кумахов, который также участвовал в местном земельном конфликте - он отстаивал приоритетное право сельчан на аренду земли, которую эксплуатировал арендатор из другого села.
По словам активиста, в республике несколько раз создавались комиссии по земельной реформе, которые рассматривали различные предложения и проекты. Один из проектов, предусматривавший распределение земли по системе паев, был предложен Губачиковым лично и в целом одобрен комиссией, однако до его реализации в реальности дело не дошло. По словам Губачикова, все крупные арендаторы сельхозземель в республике являются бывшими или действующими чиновниками, которые сопротивляются любым попытками перераспределить доставшиеся им угодья - тысячи гектаров земель. "Я не верю, что земельный вопрос будет решен", - подчеркнул активист.
Жантемир Губачиков раскритиковал Земельный кодекс России, который не предусматривает никаких льгот при получении земли для сельских жителей, и в результате люди лишены возможности зарабатывать на жизнь единственным доступным для сельской местности способом. По данным активиста, Кабардино-Балкария ежегодно получает из федерального бюджета 2 миллиарда рублей в качестве субсидий - средства идут на создание яблоневых садов, однако практически никаких доходов от этих вложений республиканский бюджет впоследствии не получает.
Председатель регионального отделения партии "Яблоко" Хаким Кучмезов отметил, что о нападении на члена политсовета отделения партии Адама Медалиева проинформировано руководство "Яблока". Говоря о проблеме с землей в республике, он напомнил норму Конституции России, согласно которой вопросы землепользования лежат в компетенции местных органов власти. По словам Кучмезова, на практике полномочия муниципалитетов Кабардино-Балкарии в сфере земельных отношений ограничены, что позволяет заинтересованным лицам и структурам распоряжаться землей в своих интересах.
"Есть села, где ни один квадратный метр не принадлежит местным жителям, у них все украли. Все эти аукционы не соответствуют Конституции", - заявил Кучмезов. Он отметил, что такая ситуация привела к безработице в селах и массовому оттоку жителей в другие регионы страны в поисках работы. В качестве примера решения проблемы он привел опыт Бельгии, где один арендатор может получить не более 10 гектаров земли.
Зампред Координационного совета адыгских общественных движений Муаед Чеченов подчеркнул, что нужен контроль над ситуацией с банкротствами. "Вполне жизнеспособные предприятия банкротятся. И процедура банкротства тянется годами, потому что она позволяет извлекать бесконтрольный доход", - сказал он.
Яганов рассказал о результатах девятилетнего банкротства "Нартана"
Ситуация с ОПХ "Нартан" - один из примеров затянувшейся процедуры банкротства. Процедура конкурсного управления в ОПХ продолжается уже девять лет, и за это время долги хозяйства не только не уменьшились, но и существенно выросли.
"На сегодняшний день часть земель селения Нартан находится в аренде у конкурсного управляющего, хотя в законе четко указано, что конкурсный управляющий не имеет права заниматься хозяйственной деятельностью", - подчеркнул житель Нартана, конезаводчик и активист Ибрагим Яганов.
По информации Яганова, около 1,5 тысячи гектаров арендует бывший руководитель хозяйства, а конкурсный управляющий, который также арендует часть угодий, сдает землю через цепочку субарендаторов. Часть имущества ОПХ "Нартан" - ангары, склады, амбары и другая недвижимость - была продана через аукцион. По словам Ибрагима Яганова, на днях на продажу была выставлена и конюшня, которой он пользуется. Яганову пришлось уже во второй раз заплатить, чтобы оставить конюшню за собой. "Я заплатил большую сумму, но другого выхода не было, уйти оттуда я не мог", - сказал он.
По словам Яганова, пока в хозяйстве действует конкурсное управление, по закону земля должна быть под арестом, однако в Нартане узкий круг людей распоряжается землей по своему усмотрению, сдавая ее в аренду. По его информации, за годы конкурсного управления, сумма долга ОПХ, которая составляла на момент банкротства 14 миллионов рублей, выросла более чем в 2,5 раза.
Завершая пресс-конференцию, Валерий Хатажуков сообщил, что Правозащитный центр будет отслеживать расследование нападения на Медалиева и сделает все возможное, чтобы нападавшие и заказчики нападения были найдены.
источник: корреспондент "Кавказского узла"