08 октября 2015, 10:23
Защита заявила о недоверии показаниям свидетелей обвинения по делу Савченко
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд в Ростовской области провел допрос свидетелей по делу украинской летчицы Надежды Савченко, среди которых сотрудник ФСБ и трое жителей Луганска. Они рассказали об обстоятельствах пленения Савченко. Адвокаты обвинили свидетелей во лжи, а также обратили внимание на слова о том, что у пленных забирались их личные вещи, а самих их заставляли работать.
Как писал "Кавказский узел", Надежда Савченко обвиняется в причастности к убийству сотрудников ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина под Луганском и незаконном пересечении российской границы. Дело Савченко слушается в Донецком горсуде Ростовской области с 22 сентября. 7 октября состоялось очередное судебное заседание.
Савченко с мешком на голове просила свидетеля узнать ее
Начался процесс 7 октября с допроса сотрудника ФСБ Алексея Почечуева, который проходит по делу свидетелем и заявил, что Савченко добровольно согласилась проследовать на допрос в Воронеж. Сам Почечуев присутствовал в Центральном суде Воронежа в больших темных очках и парике и выступал по видео-конференц-связи.
Во время допроса выяснилось, что в воронежский суд накануне так и не получилось передать по факсу документы, подписанные Почечуевым, для проверки его подписи. Это объяснения допрошенных ранее свидетелей Бобро и Руденко, которые заявили, что подвозили Савченко. Во время допроса 6 октября Почечуев сообщил, что всю ночь вез Савченко в Воронеж, однако в документах указано время - между 01.00 и 02.00 ночи. Также выяснилось, что адвокат Илья Новиков присутствует в воронежском суде с копиями этих документов.
В это же время коллеги Новикова заявили ходатайство о том, чтобы данного свидетеля допросили очно в городском суде Донецка. Суд в удовлетворении данного ходатайства отказал, однако не возразил против присутствия Ильи Новикова в зале суда в Воронеже.
В итоге Почечуев признал авторство документов, однако затруднился объяснить время, указанное в них.
Сама Савченко при вопросах свидетелю надела на голову мешок с вышитым узором и спросила, узнает ли ее свидетель таким образом. Свидетель ответить не успел, прокуроры протестовали против таких действий.
"Вам, как сотруднику ФСБ, в день рождения Владимира Владимировича Путина врать не стыдно?" – таким высказыванием завершил допрос свидетеля адвокат Полозов.
В зале раздался смех, председательствующий судья Леонид Степаненко этот вопрос снял, после чего допрос свидетеля был окончен.
Свидетель Елфимов рассказал, что лично принимал участие в боестолкновениях
Далее в зал прошел первый свидетель Владимир Елфимов, который давал в городском суде Донецка показания лично. Перед началом его допроса судьи и приставы объявили журналистам, что свидетель против ведения аудио- и видеозаписи, поэтому съемку в зале суда надо прекратить.
Елфимов рассказал, что родился в Луганске, в данный момент считает себя "гражданином бывшей Украины, сейчас это Луганская Народная Республика". Эти слова вызвали смех присутствующих на процессе, судья сделал замечание залу.
Своим местом работы свидетель назвал воинскую часть 55055. Елфимов рассказал суду, что в начале 2014 года работал таксистом и подтвердил, что довез на своем автомобиле съемочную группу ВГТРК до поселка Металлист, где погибли журналисты Волошин и Корнелюк.
При этом свидетель сказал, что лично принимал участие в боестолкновениях.
Суд отказался просматривать видеозапись пленения Савченко
После допроса свидетеля Елфимова в зал вошел следующий свидетель - Дмитрий Ословский. Он сообщил сторонам процесса, что проживает в Луганской области и в данный момент безработный. По данным издания "Луганский радар", Ословский в конце сентября был уволен с должности начальника районной полиции Лутугинского района самопровозглашенной Луганской Народной Республики.
Свидетель пояснил суду, что лично задерживал Надежду Савченко вместе с ополченцем с позывным "Шатун".
"17 июня 2014 года я принимал участие в составе равзведвзвода "Заря" в операции в районе Металлиста", - начал свой рассказ свидетель. "Я присмотрелся и увидел желтое пятно, которое движется. Я понял, что это противник, потому что дальше наших позиций не было, и мы решили его захватить. На шее у нее был яркий шарф", - сообщил свидетель.
Он рассказал, что Савченко не сопротивлялась задержанию: "Шатун подошел сзади, противник не сопротивлялся. Шатун снял с плеча Савченко автомат и рюкзак, и мы повели ее в расположение".
В ходе допроса Ословского выяснилось, что видеозапись пленения Савченко вел ополченец Егор Русский с позывным "Печора".
Поскольку свидетель упомянул видеозапись, защитник Савченко Николай Полозов попросил суд предъявить эту видеозапись, имеющуюся в материалах дела. Адвокат Фейгин и сама Савченко ходатайство поддержали, прокуроры возразили и обвинили защиту украинской летчицы в умышленном затягивании процесса. Суд в удовлетворении ходатайства отказал.
Свидетель Лангавый рассказал, что пленных заставляли копать окопы
Последним свидетелем, допрошенным судом 7 октября, стал Алексей Лангавый. Он сообщил, что также является уроженцем Луганска и работает в охране. Мужчина пояснил участникам процесса, что видел Савченко в районе поселка Металлист.
"Я видел двух разведчиков, которые кого-то вели. Потом понял, что это была Савченко", - уточнил Лангавый.
По словам свидетеля, Савченко была в камуфляже, у нее на шее был шарф, которым ей потом завязали глаза, а в ее рюкзаке были найдены рация, телефон и карта.
Он также сказал, что видел место, где ополченцы держали пленных.
"Нам пленных выдавали на работу, окопы копать", - добавил Лангавый.
"А если кто-то отказывался?" - спросил адвокат Полозов.
Этот вопрос был снят по просьбе прокурора. Савченко прокричала, что это прямое нарушение Женевской конвенции, тем не менее, пожелав на прощание свидетелю удачи. На этом заседание было завершено.
Защита Савченко обвинила свидетелей во лжи
После заседания суда адвокат Марк Фейгин заявил, что некоторые из допрошенных свидетелей лгут.
"Например, последний свидетель, который говорит о том, что дело было в 12 часов, а часов у него на руке не было. За временем он не следил, и вдруг он знает, что Савченко около 12 часов была взята в плен", - сказал Марк Фейгин.
При этом он отметил, что все свидетели из-за некоторого разнобоя, тем не менее подтверждают время пленения Савченко. "Хотя, как первый свидетель утверждает (и это подтверждено письменными экспертизами, которые еще в качестве письменных доказательств не исследовались), что и журналисты погибли в 12", - заявил Фейгин.
По его словам, корректировать огонь в режиме онлайн непосредственно Савченко уже не могла, даже если принять версию, которую сейчас обвинение в виде своих свидетелей представляет. "Потому что спуститься с вышки 40-метровой, пробежать расстояние, которое не менее километра, хотя оно больше - от вышки до места ее плена - по меньшей мере полчаса", - отметил защитник.
В данном случае, по его словам, защита главным считает подтверждение наличия телефонов у Савченко в момент пленения.
"Я напомню, что сторона защиты провела экспертизы, точки триангуляции телефонов Савченко, которые находились при ней. И по этой экспертизе в 10.30 она уже начала движение, будучи пленной, вместе с телефонами на базу батальона "Заря" в военкомат, в спортзал. И таким образом, она никак не могла в 12 часов находиться в том месте, в котором ее якобы взяли в плен. Она в это время уже ехала в машине в сторону военкомата в Луганске. Мне кажется, это самый главный вывод, помимо всех прочих", - подчеркнул Фейгин.
Он также обратил внимание на слова свидетеля Ословского о том, что из рюкзака Савченко пленившие ее люди "взяли кому чего надо". "Это и называется мародерством. И почему-то все как-то так к этому спокойны", - отметил Марк Фейгин.
Адвокат Николай Полозов усомнился в том, что показания в суде давал сотрудник ФСБ Почечуев. "У нас есть серьезные основания полагать, что это был не Почечуев, а какое-то другое лицо, и доказательства мы представим позже. Сейчас, из тактических соображений, мы пока не будем о них говорить", - заявил Николай Полозов после окончания заседания суда.
По его мнению, суд вместе с обвинением пытаются всячески выгородить своих свидетелей, для того, чтобы те не были пойманы на лжи. "Прокуроры избрали новую тактику: вставать и выкрикивать свои реплики после каждого вопроса защиты", - рассказал Полозов.
Комментируя показания Елфимова, он отметил, что суд не разрешил огласить те слова свидетеля, которые он сказал в интервью сотрудникам "Первого канала". "В процессе допроса Елфимов, конечно же, всячески путался, его пытались выгородить, но все вместе это говорит о том, что те показания, которые дают сепаратисты, действующие и бывшие, - позиция согласована. Их натаскивают на определенные ключевые моменты и характерно видна ложь свидетелей", - подчеркнул Полозов.
Он также обратил внимание на слова свидетеля Лангавого о том, что пленных направляли на рытье окопов. "Я думаю, что очень хорошо, что это зафиксировано в нашем протоколе, потому что впоследствии, при последующих процессах, которые будут по итогам боевых действий в Донбассе, показания свидетеля Лангавого будут очень важны", - отметил Николай Полозов.
Комментариями от представителей гособвинения относительно хода судебного процесса "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" публикует материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов Юга России и стран Южного Кавказа на специальной тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".
Автор: Константин Волгин источник: корреспондент "Кавказского узла"