Суд по делу о нападении на Нальчик направил запрос в МВД для вызова экс-министра внутренних дел Шогенова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Экс-глава МВД Кабардино-Балкарии Хачим Шогенов вызван на допрос в качестве свидетеля по делу о нападении на Нальчик. В связи с тем, что Шогенов находится под особой защитой, суд обратился в главное управление МВД по СКФО для согласования допроса, сообщила сегодня председательствующая в суде Галина Гориславская.
"Кавказский узел"писал, что ходатайство защиты и подсудимых о вызове Шогенова на допрос по делу о нападении на Нальчик 13 октября 2005 года было подано 22 июня 2012 года. Суд отложил его рассмотрение, аргументировав это тем, что не располагает адресом экс-министра внутренних дел.
По словам Галины Гориславской, когда Шогенов был вызван в суд, в МВД по Кабардино-Балкарии ответили, что экс-глава ведомства находится под особой защитой, и его вызов в качестве свидетеля необходимо согласовать с главным управлением МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу. Суд направил запрос в указанную инстанцию, но ответа пока не получил, сказала Гориславская.
Кроме того, на сегодняшнем заседании были допрошены несколько свидетелей, а сторона защиты заявила ряд ходатайств, передает корреспондент "Кавказского узла".
Алешина: у подсудимого Ахкубекова не было ран, когда он собирался сдаться
Свидетельница Анна Алешина рассказала, что знает подсудимого Азамата Ахкубекова, который является мужем ее подруги Алены Ахкубековой. По ее словам, у Ахкубековых было свое хозяйство в поселке Хасанья, и она покупала у них козье молоко для своих детей, поэтому они часто встречались.
7 декабря 2005 года ей позвонила Ахкубекова и попросила прийти с видеокамерой, чтобы заснять ее детей.
"Когда я пришла, Алена Ахкубекова встретила меня и сказала: "Только смотри, не упади". Я прошла на кухню и увидела Азамата, который играл с дочкой", – рассказала свидетельница, добавив, что была удивлена происходящим.
Далее она сообщила, что жена Ахкубекова попросила ее прийти на второй день также с видеокамерой и заснять сдачу Азамата властям. Однако позже она перезвонила и отменила встречу.
Адвокат Фарида Туганова спросила, были ли у Азамата Ахкубекова на тот момент телесные повреждения, свидетельница ответила, что никаких ран она не видела.
Как писал "Кавказский узел", на суде Ахкубеков заявил, что давал показания по делу под пытками.
На вопрос адвоката, препятствовал ли Ахкубеков ее дружбе с женой, Алешина сообщила, что, невзирая на то, что она принадлежит к церкви евангельских христиан-баптистов, Ахкубеков не препятствовал их общению с Аленой. Свидетельница охарактеризовала подсудимого как любящего отца, прекрасного семьянина и хорошего хозяина.
Представитель гособвинения Ольга Чибинева поинтересовалась, почему для свидетельницы так неожиданно было увидеть Ахкубекова дома."Дело в том, что до этого его не было. Я приходила к ним за молоком через день", – ответила она.
На вопросы гособвинения, почему отсутствовал Ахкубеков, и в связи с чем он решил сдаться, свидетельница ответила, что жена сильно переживала о судьбе мужа, но до 9 декабря 2005 года подробностей происходящего не знала.
Адвокат Фарида Туганова заявила ходатайство о просмотре видеозаписи, снятой свидетельницей, чтобы убедиться, что у Ахкубекова перед задержанием не было телесных повреждений. Обвинение возразило, что видео было снято 7 декабря 2005 года, а Ахкубеков сдался только 9 декабря 2005 года, и суд отклонил ходатайство защиты.
Ервасова: нападавшие не стали в меня стрелять, хотя я была в форме
Еще одна свидетельница, инспектор полиции по делам несовершеннолетних Оксана Ервасова рассказала суду, что 13 октября 2005 года работала в полку ППС.
Согласно показаниям Еврасовой, утром она приехала на работу с опозданием, когда перестрелка уже началась. Территория полка была в дыму, слышались взрывы и выстрелы, и свидетельница подумала, что идут учения. Маршрутное такси не стало останавливаться и провезло ее мимо остановки. Когда она все же вышла, то увидела трех вооруженных молодых людей, которые лежали неподалеку от КПП на земле и смотрели в сторону полка.
"Я издалека спросила, что случилось, и один из них, повернувшись ко мне, сказал: "Иди отсюда", – рассказала свидетельница.
Она попыталась позвонить знакомым, но связи не было. Спустя какое-то время Еврасовой удалось дозвониться до подруги, которая ей сообщила, что полк обстреливается.
По словам свидетельницы, она второй раз обратилась к молодым людям, поскольку приняла их за прикомандированных сотрудников, так как они были одеты в камуфляжную форму. Те повторно велели ей уходить с этого места.
"В этот момент подъехала белая "шестерка", водитель которой также проявил любопытство, остановил машину и спросил, что происходит, один из лежащих на земле парней направил на него автомат, водитель быстро уехал, затем он плавно перевел автомат на меня", – рассказала свидетельница.
По ее словам, в этот момент "Газель", на которой она приехала на работу, возвращалась обратно, водитель остановил машину возле нее, она села и уехала.
По словам свидетельницы, передвижение транспорта по городу было ограничено, а ходить пешком было опасно, так как она была в форме, поэтому до вечера она осталась в здании Госнаркоконтроля.
Защита уточняла у свидетельницы место, где находились боевики, и спросила, могли ли они при желании выстрелить в нее. Она ответила, что при желании могли, так как она была в форме.
В ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу идет с 2008 года. На скамье подсудимых 57 человек. Большинство из них свою вину не признает.
Свидетель Ахмат Ахматов рассказал, что подсудимый Эдуард Миронов приходится ему племянником. По его словам, 3 октября 2005 года он работал вместе с ним в поселке Нарзанный под Кисловодском – они ремонтировали помещение, чтобы запустить цех по производству макарон. 12 октября 2005 года Миронов сказал, что ему нужно съездить в Нальчик по вопросу приватизации квартиры. После этого они больше не виделись.
По словам Ахматова, племянник ранее ему жаловался, что в Нальчике он на работу устроиться не может, что "ему не дают работать" из-за "сложных отношений" с правоохранительными органами. На вопрос суда, в чем выражались эти сложные отношения, свидетель ответил, что он об этом племянника не спрашивал.
СвидетельницаЗара Хаджиева рассказала, что знает подсудимого Хасанби Хупсергенова, который учился с ней на одном курсе в филиале Российского социально-гуманитарного университета в Пятигорске. Позже Хупсергенова перевели на курс ниже из-за плохой успеваемости.
На вопрос адвоката Олега Келеметова, видела ли она 13 октября 2005 года Хупсергенова в университете, свидетельница ответила, что не помнит.
"Можете ли вы сказать точно, что вы его не видели в тот день?" – спросил адвокат, на что Хаджиева также ответила, что не может утверждать это с уверенностью.
Свидетельница также сказала, что знает и подсудимого Ануара Гоова. По ее словам, Гоов хорошо учился и занимался спортом.
«Известно ли вам что-либо об участии либо неучастии его в событиях 13 октября 2005 года?" – спросил адвокат.
"Считаю, что вряд ли он мог участвовать в таком событии по моральным качествам", – ответила свидетельница.
Суд не смог допросить свидетеля Жангуразова, поскольку тот переехал жить в Турцию
Председательствующая в суде Галина Гориславская сообщила, что свидетеля Анзора Жангуразова, вызванного в суд, по месту жительства не оказалось. От его матери стало известно, что он 1,5 года живет и работает в Турции.
Адвокатом Олегом Келеметовым были оглашены материалы уголовного дела, касающиеся Жангуразова.
Из них следовало, что в 2005 году, когда Жангуразов работал заместителем начальника службы безопасности аэропорта "Нальчик", к нему обратился его родственник Заур Шогенов с просьбой передать ему схему размещения объектов, обеспечивающих безопасность аэропорта.
Согласно материалам дела, такое поручение Шогенову дал лидер кабардино-балкарского подполья Анзор Астемиров (убит 24 марта в ходе спецоперации, – прим. "Кавказского узла"), который к этому времени создал в республике "устойчивую бандгруппу с целью нападения на правоохранительные органы".
7 октября 2005 года Жангуразов был задержан, таким образом, его намерение не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам, – говорилось в оглашенных документах. В октябре 2006 года к нему был применен акт амнистии.
По данным медэкспертизы, подсудимого Тохова нельзя держать под стражей
Адвокат Марат Озроков заявил ходатайство об оглашении и приобщении к материалам уголовного дела заключения проведенного 18 апреля медицинского освидетельствования подсудимого Заура Тохова, а также заявление самого Тохова, который дал согласие на оглашение заключения в его отсутствие (подсудимый Тохов удален из зала суда до конца судебного следствия, – прим. "Кавказского узла").
В заключении врачебной комиссии говорится, что у Тохова "дегенеративное заболевание позвоночника, поясничный остеохондроз, деформирующий спондилез, последствия грыжи диска, хронический болевой синдром".
"Врачебная комиссия по результатам медицинского освидетельствования установила наличие заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в преступлениях", – говорится в документе.
Суд вынес решение о назначении новой врачебной экспертизы в связи с тем, что в заключении данной экспертизы имелись исправления.
источник: корреспондент "Кавказского узла"