В России ученые-кавказоведы создают рабочую группу по "черкесскому вопросу"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Участники конференции «Черкесский вопрос": историческая память, историографический дискурс, политические стратегии», состоявшейся в Москве в МГИМО, договорились о создании рабочей группы кавказоведов, «которая рассмотрит все подходы к проблеме мухаджирства, предложит пути ее разрешения и сформулирует конкретные предложения, способствующие снижению остроты политического противостояния вокруг черкесского вопроса».
"Не предрешая итогов этой деятельности, отмечаем, что ее конечный результат мы рассматриваем как часть большой работы, нацеленной на укрепление российской гражданской нации и разрешение неизбежно возникающих при этом противоречий в духе солидарности, ответственности, конструктивного сотрудничества и диалога», - гласит коммюнике, составленное участниками конференции.
Как сообщал "Кавказский узел", в Москве в МГИМО 24 марта состоялась конференция "Черкесский вопрос": историческая память, историографический дискурс, политические стратегии". Мероприятие было разделено на две тематические части. Во время первой обсуждалось историческое прошлое черкесов, а вторая была посвящена современности. Модераторами конференции выступили старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева, автор блога "Северный Кавказ сквозь столетия" на "Кавказском узле", а также руководитель НП "Кавказское сотрудничество", старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
Ярлыкапов о роли ислама в "черкесском вопросе"
В ходе мероприятия ученый-исламовед, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов представил доклад «Роль и место ислама в современном черкесском движении в России (на примере «Черкесского конгресса»)».
Основная цель «Черкесского конгресса», как подчеркнул ученый, восстановление единства черкесского народа на его исторической родине. При этом Ярлыкапов отметил, что практически ни один документ "ЧК" не апеллирует к исламу и не говорит о нем как об одной из культурных основ этнический идентичности.
«Позиция руководства "Черкесского конгресса" по отношению к исламу очень противоречивая. Есть две разных позиции. Мурат Берзегов очень четко говорил, что с исламом конгрессу не по пути, потому что его цель – отстаивать интересы черкесов. Ислам в любом случае приносит национальные интересы в жертву умме. В то же время Заур Дзеукожев - второй по значимости человек в "ЧК" - мусульманин», - подчеркнул ученый.
Ярлыкапов полагает, что Заур Дзеукожев уравновешивает позицию Берзегова: «Дзеукожев говорит, что ислам - неотъемлемая часть культуры черкесов и не мешает решению проблем, а наоборот, в ряде случаев и помогает. В частности, необходимо учитывать, что большинство адыгов живет в странах, принадлежащих к исламскому миру».
При этом, утверждает ученый, в целом позиция по исламскому политическому проекту на Северном Кавказе у руководителей «Черкесского конгресса» отрицательное, они не видят Черкесию в качестве вилаята "Имарата Кавказ". «Черкесия для них - вполне самостоятельное и самодостаточное объединение всех этнических черкесов на исторической Родине. Это главная цель», - отметил Ярлыкапов.
Ученый напомнил про полемику возникшую вокруг Султана Сосналиева: «Развернулась дискуссия о том, кем он все-таки был - выдающимся национальным деятелем или все же примкнул к исламскому крылу. Исламистам было очень важно подчеркнуть факт якобы имеющегося перехода на их сторону, в качестве политики выбивания почвы из-под этнического национализма и перевода движения на исламские рельсы. Они показывают, что даже такие деятели переходят на их сторону. И называют язычеством то, что составляет этническую культуру адыгских народов».
По мнению Ярлыкапова, позиция «Черкесского конгресса» очень избирательна к исторической памяти, и в принципе им было бы "выгоднее предать забвению исламский фактор, который играл огромную роль в движении мухаджирства".
«Тем не менее, исламский фактор очень осторожно используется. Адыгскому национальному движению от этого не уйти, он очень весомый и объемлющий», - считает ученый.
При этом вопрос исламизации Кавказа, уверен Ярлыкапов, так остро не стоит. «Как этнограф могу сказать, что даже в Дагестане, который является наиболее исламизированной республикой, этнический фактор до сих пор преобладает над религиозным. На северо-западном Кавказе светский компонент очень сильный».
Нефляшева о "черкесском вопросе" в призме олимпийского Сочи
Старший научный сотрудник Центра цивилизованных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева, в докладе «Черкесы и Олимпиада в Сочи: проблемы промо-политики» отметила, что "промополитика должна измениться".
«В тех путеводителях и юбилейных изданиях, которые были посвящены Сочи в течение последних 100 лет, тенденция умолчания о черкесах возрастает. Если в XIX веке они содержали более чем подробную информацию о черкесских субэтнических группах, в советский период черкесы внезапно исчезали со страниц изданий после 1828-1829 года и акцент делался на том, что Сочи – развивающийся курорт и всесоюзная здравница, то в современных юбилейных изданиях об уникальном культурном наследии Сочи говорится как о чем-то, «принадлежащем каким-то народам, которые раннее проживали на этой территории»", - говорит она.
«Необходимо отрегулировать законодательно и проблему установки памятников неоднозначным персонажам периода XIX века на Северном Кавказе вообще. Памятники должны работать на создание общекультурного городского пространства, а не вызывать в памяти людей отсылки к острым и болезненным сюжетам кавказской истории», - считает Нефляшева. Тема переноса памятника Лазареву, например, на его родину неоднократно поднималась адыгскими общественными организациями, но до сих пор не решена.
Также Наима Нефляшева критически оценила концепцию Дениса Чачхалия об этнической принадлежности автохтонного населения в районе Сочи и Красной поляны, подчеркнув, что «такого рода непрофессиональные выступления, вброшенные в публичную сферу, имеют деструктивные последствия».
«Необходимо обратить внимание на те интеграционные проекты, которые инициированы кавказской интеллигенцией. Например, уже есть фестиваль документальных фильмов тележурналистов Юга России "Кунаки", который регулярно проходит в Сочи. Интересный проект мемориального комплекса, посвященного черкесам, выселенным со свой родины в годы Кавказской войны, представил скульптор Арсен Гушапш".
"Памятник состоит из двух массивных скульптурных композиций. Одна каменная фигура – черкесского всадника на коне, – по замыслу автора, должна быть установлена на черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи, вторая – матери с двумя детьми – на черноморском побережье Турции. Внутренние пространства скульптур, которые будут достигать 20-30 метров в высоту, предполагается использовать под исторические музеи, посвященные периоду Кавказской войны и ее последствиям. На фестивале «Кунаки», где был презентован этот проект в прошлом году, говорили, что Черное море стало общим местом трагедии – как в XIX веке оно поглотило черкесов, так почти через 60 лет оно поглотило элиту русского общества, которая бежала от «красного колеса» и покидала свою родину той же дорогой в Стамбул», - рассказывает Нефляшева.
«Организация "Кавказский дом" предлагает провести фестиваль искусств за несколько лет до Олимпиады в Сочи под девизом «Олимпиада искусств – олимпиаде спорта». Ее инициаторы – президент центра этнопроблематики в СМИ при Союзе журналистов РФ Сулиета Кусова и председатель «Кавказского дома» Али Камалов. Эта "Олимпиада искусств" охватила бы весь Кавказ и продемонстрировала бы гостям традиции народов этого региона», - сказала Нефляшева.
Ученые договорились о взаимодействии
С докладом "Мухаджирство в контексте феномена имперского пограничья" выступил Михаил Волхонский, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО. Он описывал события, происходящие на границе между Российской и Османской империями в середине XIX века. По его мнению, "черкесские племена в какой-то момент оказались заложниками ситуации".
«Родившаяся осенью 1860 года на совещании командования Кавказсой армией во Владикавказе идея интегрировать мухаджирство в российскую стратегию окончательного покорения северо-западного Кавказа, предполагала полное очищение от коренного населения горную часть Закубанья, путем переселения горцев на равнину в низовьях притоков Кубани или выселения в Турцию. Принятое решение было беспрецедентным по жесткости даже для условий Кавказской войны и объясняется с нашей точки зрения особенностями северо-западного Кавказа как имперского пограничья, зоны длительного соперничества Османской и Российской империй», - заявил ученый.
Особый интерес вызвало выступление Александра Черевишникова, ведущего научного сотрудника Центра постсоветских исследований МГИМО, который заявил в своем докладе "Черкесский вопрос" политические интерпретации и стратегии", что "вряд ли кому-то понадобится срывать Олимпиаду в Сочи, повторяя опыт сопротивления пекинской Олимпиаде лета 2008 года".
В его докладе была приведена статистика по популярным поисковикам в Интернете. По сведениям ученого, если на запрос "Сочи геноцид" в 2008 году "найти можно было лишь несколько десятков упоминания", то "сейчас речь идет о тысячах". Черевишников полагает, что многие сайты с таким содержанием делались раньше в Турции, однако, «позиция турецких властей в отношении проблемы поменялась после того, как Эрдоган победил во внутриполитическом противостоянии с военными».
После докладов последовала дискуссия, в ходе которой ученые договорились взаимодействовать в этом вопросе. В ходе дискуссии речь зашла о термине «геноцид», вопрос об употреблении которого в отношении черкесов является крайне важным и значимым.
По мнению Самира Хотко, ведущего научного сотрудника Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, необходимо четко отработать проблему дефиниций – важно четко определить, какой объем понятия мы вкладываем в термин «черкесский вопрос» и каким образом описывать произошедшие процессы. «Я думаю, этому нужно посвятить отдельное заседание нашей будущей Рабочей группы», - добавил Хотко.
источник: корреспондент "Кавказского узла"