Ветер с Апшерона
Квартиры кяльбаджарцам вызвали неоднозначные мысли
Азербайджанская и армянская пресса сообщили о том, что президент И.Алиев выделил семьям трех мужчин-беженцев, тайно проникших на оккупированные территории, по бесплатной квартире. Один мужчина – Гасан Гасанов, погиб в перестрелке с армянскими оккупантами, двое других – Дильгам Аскеров и Шахбаз Гулиев сейчас на скамье подсудимых в городе Ханкенди.
Подробно о том , что произошло с тремя кяльбаджарскими беженцами в захваченном в 1993 году Кяльбаджаре, и о моем отношении к судебной фикции читайте здесь.
У меня нечеткое представление о смысле такого дара. В Азербайджане не редкость – дар государства в виде бесплатной квартиры. 10% всего строящегося жилого фонда компании-застройщики обязаны передавать исполнительной власти, а та по своему усмотрению дарит эти дома выдающимся людям, артистам, семьям шахидов, писателям, журналистам и др.
Один из таких людей – офицер Рамиль Сафаров, отсидевший 9 лет в будапештской тюрьме, выменянный в Азербайджан и освобожденный указом президента от дальнейшего наказания. Все происходило в рамках венгерско-азербайджанских официальных договоров и закона АР. Р.Сафаров получил квартиру как беженец и офицер азербайджанской армии, то есть ему бесплатное жилье полагалось по двум законным причинам.
А вот за что дали квартиры семьям трех кяльбаджарских мужчин? Они перешли на ту сторону сами, по своей инициативе и тайно от государства. То, что они любят свою Родину и хотели посетить могилы родных, не есть исключительно им свойственным чувством. Родину и могилы родителей хотят посетить все беженцы без исключения, но никто не ставит государство в сложное положение, попавшись там в руки оккупантов. Они будут вызволены из армянской тюрьмы, но во что это обойдется стране!
Мало того, эти люди, как говорят они сами, не в первый раз переходили линию окопов и возвращались обратно. Говорят на «суде», что были у могил родных семь раз! Не знаю - только все трое и в том же составе или раздельно. Но семь раз они ходили по захваченным армянами землям и возвращались обратно – как же это легко! Мы и без них знаем, что на той стороне стоит не армия, а мусор. Кстати, в восьмой раз кяльбаджарцев обнаружили как раз не солдаты-захватчики, а к гражданским лицам вышли сами азербайджанцы, а гражданские уже сообщили полиции.
Ну, хорошо: были раз, были два, ну три. Но зачем превращать опасный переход в прогулку, рискуя и теряя от повторяющегося успеха бдительность? Именно из-за утери бдительности, самоуверенности и чувства безнаказанности они попались, и теперь весь Азербайджан переживает за них.
Семьям выделили квартиры. Ничего плохого, даже хорошо, что дети и жены, родители мужчин-беженцев будут жить в современных квартирах. Неважно за что – пусть все живут хорошо. В любом случае этот указ президента я поддерживаю.
Не поддерживаю такое безрассудство, уверенность в том, что можно делать все желаемое, без рассудка и расчета возможных последствий. Ведь если эти мужчины не вернутся, а один не вернулся живым, никакие бесплатные квартиры не заменят родным потерю.
Я не вижу в этом, восьмом походе кяльбаджарцев того героизма, который видят многие у нас и в первую очередь беженцы. Я понимаю их чувства и поддерживаю эмоции беженцев, героизировавших Р.Сафарова и кяльбаджарцев. У беженцев свои чувства, эмоции и поведение, у остальных другие.
На моем месте, при относительно холодном рассудке и способности просчитывать последствия, я самостийные переходы азербайджанцев на оккупированные земли с взваливанием всей ответственности на государство, не поощряю.