16 августа 2019, 10:57
Переход Газаряна в Азербайджан вызвал вопросы к карабахским офицерам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жалоб на дисциплину в воинской части, в которой служил Араик Газарян, от солдат не поступало, однако офицеры Армии обороны косвенно ответственны за то, что военнослужащий оказался на стороне Азербайджана, указали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", пресс-служба Минобороны Нагорного Карабаха 12 августа сообщила, что военнослужащий Армии обороны Нагорного Карабаха Араик Газарян перешел на сторону Азербайджана. Дезертировавший солдат сказал, что бежал из-за произвола в войсковой части, заявило министерство обороны Азербайджана. Ведомство также утверждает, что он "подвергался физическому и моральному давлению со стороны командиров, о чем свидетельствуют и гематомы у него на голове, и раны на теле". Министр обороны Армении назвал эту информацию пропагандой. Он предположил, что Газарян перешел на азербайджанскую сторону потому, что просто заблудился. Газаряна посетили представители омбудсмена Азербайджана, они заявили, что военный не имел каких-либо жалоб на условия содержания и обращение с ним.
Обстоятельства того, как Араик Газарян оказался на азербайджанской стороне, не ясны, а связывать гематомы и ссадины на теле солдата с неуставными отношениями в армии недопустимо, считают в министерстве обороны Нагорного Карабаха. МИД Нагорного Карабаха назвал Газаряна военнопленным и заявил, что будет добиваться его возвращения на родину.
Руководитель коммуникационных программ делегации Международного комитета Красного Креста (МККК) в Армении Зара Аматуни отметила, что МККК начал диалог с азербайджанской стороной, но представителям организации пока не удалось посетить Араика Газаряна. Аматуни отметила также, что мандат МККК не позволяет разглашать детали диалога, в частности, будет ли обсуждаться вопрос возвращения солдата на родину. "Это, в первую очередь, исходит из гуманитарных интересов самого солдата, оказавшегося на стороне Азербайджана", - сказала Зара Аматуни корреспонденту "Кавказского узла".
Председатель общественной организации "Зинвор" (Солдат) Маргарита Хачатрян, которая периодически посещает воинские части Армении и Нагорного Карабаха, заверила, что воинская часть, где служил Араик Газарян, "вполне примерная". Однако независимо от уровня дисциплины в воинских частях, армянские солдаты всегда находятся под угрозой в зоне конфликта. "У нас никогда не было перемирия (с Азербайджаном)", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла".
После военных действий в зоне карабахского конфликта в апреле 2016 года стороны договорились о прекращении огня, говорится в опубликованном на "Кавказском узле" материале "Карабах: два года спустя после четырехдневной войны". Однако объявленный режим перемирия не остановил противостояния сторон, следует из подготовленной "Кавказским узлом" инфографики "Карабах после перемирия – два года войны".
Хачатрян призывала не называть пока солдата дезертиром, а дождаться завершения следствия по данному делу. "Никто не может делать предположения до возвращения Араика", - заявила она.
Маргарита Хачатрян также отметила, что, по ее сведениям, Газарян был примерным солдатом, и у него не было никаких проблем. Армянской стороне, как она считает, остается лишь дождаться связи с ним, чтобы понять, чем в конкретном случае можно помочь.
"Сколько лет я в этих воинских частях и днем, и ночью, я не знаю такого случая из этой воинской части. Это дисциплинированная часть. Все предположения остаются лишь предположениями, и их нельзя воспринимать как догму. Только Араик может рассказать, что на самом деле произошло", - сказала Хачатрян.
По ее словам, армянская сторона очень гуманно относится к азербайджанским гражданам или военнослужащим, пересекшим границу, предоставляет медицинскую помощь и возвращает их на родину. "Как поступит азербайджанская сторона в отношении Араика, никому не известно. Могу только пожелать родителям Газаряна терпения, больше ничего", - заключила Хачатрян.
Автор блога на "Кавказском узле" "Нагорные повороты. Карабах", в своем посте об Араике Газаряне "Как солдат оказался в плену?" выразил сомнения в том, что солдат добровольно перешел границу. "Граница между армянами и азербайджанцами усиленно охраняется с обеих сторон. Нейтральная полоса между постами буквально нашпигована минами. Солдат - Араик Казарян, 2000 года рождения, как он прошел это минное поле? Там профессиональные саперы ошибаются, а он взял и запросто перешел?" - написал он.
Армянские правозащитники призвали к объективному расследованию дела о пересечении солдатом границы
Руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц считает, что по делу о пересечении Араиком Газаряном границы с Азербайджаном должно проводиться полноценное расследование для выяснения всех обстоятельств.
"Солдат мог, как заявил министр обороны, заблудиться, но с тем же успехом причиной пересечения границы может быть плохое отношение к нему в воинской части. Возможно, его взяли в плен, а может быть и добровольное пересечение границы, и насколько это вероятно, нужно выяснить следствию", - сказал Сакунц корреспонденту "Кавказского узла".
При этом, по его мнению, какими бы ни оказались итоги расследования, "командование воинской части несет ответственность за судьбу своего солдата". "Существует очень четкий порядок службы: все действия солдата, даже если они по приказу, должны быть контролируемы со стороны непосредственного командования", - пояснил правозащитник.
Сакунц добавил, что нужно приложить все усилия для организации встречи с солдатом представителей Международного комитета Красного Креста, чтобы проверить условия его содержания там. По его словам, уже были случаи плохого обращения с плененными солдатами в Азербайджане.
"Насилие, давление, в том числе психологическое. И для государства вернуть своего гражданина на родину в целости и сохранности - очень важное достижение. Армения должна сделать все для этого, независимо от того, какие заявления Азербайджан будет распространять, в том числе от имени армянского солдата", - заявил Сакунц.
По его словам, среди плененных были солдаты, которые вернулись в Армению, в том числе через третью страну. При этом отношение общества к ним было адекватным, никого в Армении после этого не преследовали, сказал правозащитник.
"Акоп Инджигулян, попавший в азербайджанский плен, вернулся в Армению, и его никто не преследует", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" руководитель ОО "Журналисты за права человека", правозащитница Жанна Алексанян.
По ее мнению, уголовное дело по статьям о дезертирстве и нарушении уставных правил "еще ни о чем не говорит". Она также считает, что в ходе расследования должны быть выявлены все обстоятельства случившегося. При этом Алексанян сомневается в объективном расследовании, и маловероятно, что следствие будет в пользу военного.
"Я склоняюсь к тому, что Араик Газарян по стечению каких-то обстоятельств оказался в руках азербайджанцев, а вот как - следствие должно выяснить", - заключила Алексанян.
"Кавказский узел" писал, что военнослужащий Акоп Инджигулян в августе 2013 года был задержан и доставлен в Баку, а затем передан министерству обороны Азербайджана. Сам солдат рассказал, что заблудился и оказался на контролируемой азербайджанскими вооруженными силами территории. 26 августа при содействии Международного комитета Красного Креста Инджигулян был вывезен из Баку в Женеву, откуда был направлен в другую страну, название которой не уточнялось. В октябре 2014 года он вернулся на родину.
"Кавказский узел" отслеживает новости о происходящих событиях в зоне конфликта вокруг Нагорного Карабаха на тематической странице "Карабах: худой мир или война". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" можно ознакомиться с материалами "Армия обороны Нагорного Карабаха" и "Кто же все-таки признал Карабах?".
Автор: Армине Мартиросян источник: корреспондент "Кавказского узла"