19 июля 2019, 21:08
Жалоба Миссирова подняла проблему дискриминации выходцев с Кавказа в колониях
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представитель Общественной наблюдательной комиссии в Кабардино-Балкарии обратился к омбудсмену в Омской области после жалобы на нарушения прав заключенного Рустама Миссирова Управление ФСИН отреагировало на жалобу и направило ее следователям. Практика притеснения мусульман широко распространена в колониях Омской области, заявили местные адвокаты.
Как писал "Кавказский узел", супруга жителя Кабардино-Балкарии Рустама Миссирова пожаловалась на нарушение его прав в колонии. Миссиров отбывает наказание в Омской области. По словам супруги, мужчина столкнулся с вымогательством и унижениями, а после жалоб ему пригрозили расправой.
По словам супруги заключенного, она уже восемь месяцев пытается добиться реакции от различных инстанций. 28 марта в колонии прошла прокурорская проверка, но она была формальной, сообщила Лола Шомахова.
Управление ФСИН в Омской области рассмотрело обращение супруги Рустама Миссирова Лолы Шомаховой и направило его в следственный отдел по Советскому административному округу Омска. В обращении женщины описаны формальные признаки трех преступлений - угрозы убийством, вымогательства и превышения должностных полномочий.
«При рассмотрении обращения установлено, что оно подлежит передаче по подследственности для принятия процессуального решения [...], поскольку формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 119, 163, 286 УК РФ», - говорится в письме УФСИН по Омской области, направленном Лоле Шомаховой.
О нарушениях прав мужа в колонии Шомахова узнала во время свидания с ним в январе 2019 года. Несколько месяцев Миссиров просил, чтобы жена не направляла никаких жалоб по этому поводу, но после угроз убийством попросил супругу обратиться к правозащитникам и журналистам. "В сентябре будет три года, как он в колонии в Омской области. Ему сидеть еще 7 лет", - сообщила Шомахова корреспонденту "Кавказского узла".
По словам женщины, свидание в январе 2019 года было единственным за все время заключения. Во время телефонных разговоров Рустам не рассказывал ей о происходящем в колонии, так как разговоры в колонии прослушиваются. "Вот недавно мы с ним общались по телефону, он мне немного рассказал о ситуации и сказал писать жалобы. Он не успел все мне рассказать, телефон отключили ему", - добавила она.
По информации Шомаховой, мусульмане и выходцы с Северного Кавказа в этой колонии испытывают на себе "особо недоброжелательное отношение".
"Не дают делать намаз и поститься. Они, в отличие от других, не могут смириться с унижениями, требуют соблюдения своих прав и за это получают разные угрозы. Об этом говорит не только мой муж, другие осужденные рассказывают своим родным точно такие же вещи. Когда начальник колонии ушел в отпуск, сотрудники напились и стали унижать их. Там сидит один таджик, к которому вообще никто не приходит, на него надели ошейник и стали ходить с ним как с собачкой. Моему мужу часто поступают угрозы. Ему говорят: "Вот ты сейчас уснешь, мы тебя задушим". Кроме того, сотрудники колонии требуют деньги у заключенных", - рассказала она.
Правозащитники ранее указывали на бесчеловечное отношение к выходцам из Чечни и Ингушетии в российских колониях. Доклад "О положении жителей Чеченской Республики и Республики Ингушетия в учреждениях пенитенциарной системы" комитета "Гражданское содействие" был представлен весной 2015 года.
После жалоб Рустама Миссирова отправили в карцер. "Он отсидел там 18 суток, потом его выпускают и в тот же день снова сажают туда. А потом из-за голодовки его, как злостного нарушителя, осудили еще на 2 года, суд был 12 июля. То есть эти два года для него будут как период наказания за поведение, предположительно в Красноярском крае, а потом его вновь отправят в Омск. Мы обжаловали решение, но даты рассмотрения еще нет", - отметила Лола Шомахова.
Она опасается, что муж долго не проходил медосмотры и может лишиться инвалидности, назначенной в связи с заболеванием туберкулезом. После отмены инвалидности его могут отправить в другую колонию с более жестким режимом, полагает супруга заключенного.
Член Общественной наблюдательной комиссии по Кабардино-Балкарии Заур Шокуев обратился к уполномоченному по правам человека Омской области Ирине Касьяновой. Омбудсмен обещала, что сотрудники ее офиса посетят Рустама Миссирова.
Он также решил обратиться к своим коллегам в Омской области в связи с жалобой Лолы Шомаховой. "Я собираюсь обратиться к членам ОНК Омской области с просьбой посетить его, выслушать его жалобы, зафиксировать их. Я ещё попрошу, чтобы они организовали осмотр. В этом случае у нас будет медицинский документ, на основании которого мы бы могли дальше работать", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла". По словам Шокуева, этот документ позволит обратиться в прокуратуру с жалобой на нарушения прав заключённого Миссирова.
Адвокат: заключенные-мусульмане сталкиваются с дискриминацией
Адвокат Миссирова Татьяна Егорова обращалась в прокуратуру в связи с изменением группы инвалидности своего подзащитного, но именно после этого обращения мужчину посадили в ШИЗО.
«Группу инвалидности ему изменили без медицинского осмотра. Он долго имел вторую группу и буквально за недели выздоровел, получил третью группу. Я обратилась в прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации, после чего его увезли в больницу, а оттуда посадили в ШИЗО. Далее, якобы за злостные нарушения, ему вынесли решение о перережиме, то есть о направлении для отбывания наказания в тюремном режиме на два года. Мы обжаловали это решение, ждем рассмотрения», - рассказала Егорова «Кавказскому узлу».
Подробности нарушения своих прав Рустам Миссиров рассказывает только жене, не доверяя местным адвокатам, сообщила Егорова. «Местным он не рассказывает, даже мне. Он рассказывает своей супруге, которая и обращается в разные структуры с жалобами. Мне он просто говорил, что есть нарушения, но подробности рассказывал жене. Он рассказывал о случаях избиения заключенных, о попытках вымогательства денег у них», - отметила она.
Егорова подтвердила слова Шомаховой о нарушениях прав мусульман в колониях Омской области. «Это очень большая проблема, много жалоб получаем от заключенных. Они говорят, что им не разрешают делать намаз. Мы неоднократно обращались к руководству колоний, которые обещают, что проблема будет решена, все будут разрешать мусульманам, но жалобы все равно продолжают поступать», - рассказала адвокат.
Уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов, осужденный за убийство футбольного фаната, 8 мая записал видеообращение, в котором попросил правозащитников и журналистов вмешаться в ситуацию с его непрерывным содержанием в штрафном изоляторе и нарушением религиозных прав. Дело дошло до суда, но добиться удовлетворения большинства своих жалоб Черкесову не удалось.
В офисе уполномоченного по правам человека Омской области сообщили корреспонденту «Кавказского узла», что к ним не поступало жалоб о нарушении прав мусульман в колониях. «Таких жалоб о нарушении прав заключенных в части запрета проводить намаз или поститься не поступало», - заявил представитель омбудсмена.
После января 2019 года жалоб от мусульман, отбывающих сроки в Омской области, не поступало, хотя раньше такие жалобы приходили регулярно, отметил омский адвокат Салламу Мусаев.
"До января я получал очень много жалоб от мусульман. Все они жаловались, что не разрешают делать намаз. Когда они тайно делали намаз, то другие заключенные сообщали об этом сотрудникам колонии и те более внимательно относились к этому запрету. Я много раз обращался в местный ФСИН и просил принять меры. Обычно после моих обращений проблемы решались и намазы разрешались", - сказал Салламу Мусаев "Кавказскому узлу".
Автор: Гор Алексанян источник: корреспондент "Кавказского узла"