Правозащитники призвали остановить репрессии против ингушских активистов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Попытка разгона митинга в Магасе была необоснованной, а преследование ингушских активистов усугубит конфликт между жителями и властями республики, заявил сегодня Правозащитный центр "Мемориал". Любое сопротивление силовикам во время акций протеста приводит к возбуждению уголовных дел, рассказали "Кавказскому узлу" юристы.
"Кавказский узел" сообщал, что 3 апреля лидеров ингушского протеста Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Бараха Чемурзиева отправили отбывать десять суток ареста в Кабардино-Балкарию. Еще девять активистов доставлены силовиками в ИВС Нальчика, они ожидают решения суда, который должен определить им меру пресечения.
26 марта жители Ингушетии без разрешения властей продлили акцию протеста, оставшись на площади в Магасе на ночь. На следующий день между протестующими и силовиками произошли стычки. По данным следствия, десять силовиков получили травмы. Несмотря на то, что лидеры протеста убедили митингующих разойтись, глава Ингушетии обвинил их в безответственности. 2 апреля активисты рассказали, что несколько раз были допрошены в Следственном комитете в качестве свидетелей по делу о применении насилия к силовикам во время акции.
К обострению общественно-политической ситуации в Ингушетии привели действия властей, которые попытались изменить республиканский закон о порядке проведения референдума. Попытка силового разгона акции протеста в Магасе 27 марта была полностью безосновательной, поскольку демонстранты не представляли никакой угрозы для общественного порядка, говорится в сегодняшнем заявлении Правозащитного центра "Мемориал".
"Митингующие не мешали ни проезду транспорта, ни работе учреждений. Согласно международным стандартам свободы мирных собраний, изложенным в многочисленных документах органов ООН, и в постановлениях Европейского суда по правам человека, государство не должно разгонять протестующих, если те не представляют общественной опасности, даже если формально акция является незаконной", - говорится в заявлении, поступившем сегодня "Кавказскому узлу".
Именно попытка разгона митинга в Магасе привела к стихийной акции протеста на федеральной трассе "Кавказ" у въезда в Назрань. Силовики в этот раз воздержались от активных действий против оппозиционеров, но именно эта "разумная сдержанность" стала причиной для увольнения из правоохранительных органов ряда бойцов и смены министра внутренних дел Ингушетии, констатирует "Мемориал".
В республику были введены дополнительные отряды силовиков, а следственные органы возбудили в связи с событиями в Ингушетии уголовные дела о массовых беспорядках и применении опасного для жизни насилия в отношении представителя власти (статья 212 и часть 2 статьи 318 УК России). Появление дела о массовых беспорядках внушает опасения, что власти не ограничатся административными арестами для ингушских оппозиционеров - ряду активистов могут угрожать реальные сроки лишения свободы, подчеркивается в заявлении правозащитников.
"Мемориал" предостерег власти от возвращения к исключительно силовым способам решения конфликтов. "Жесткая линия" приведет к противостоянию значительной части жителей Ингушетии и федерального центра, что чревато эскалацией насилия и дестабилизацией ситуации в республике, отмечается в заявлении.
"Пока еще не поздно, мы требуем от федеральных и республиканских властей прекратить репрессии против оппозиции и участников протестных акций в Ингушетии, освободить арестованных, отменить неправомерные решения по делам об административных правонарушениях, прекратить возбужденные уголовные дела", - призвал ПЦ "Мемориал".
Юристы призвали протестующих не сопротивляться полицейским
Дело о применении насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК России) могут возбудить из-за любой попытки противодействовать задержанию, указала юрист ПЦ "Мемориал" Марина Агальцова корреспонденту "Кавказского узла".
"Если люди сопротивляются при задержании, то они подпадают под эту статью, даже если не причиняют вред здоровью (силовика). Санкции - от 200 тысяч рублей штрафа до лишения свободы на пять лет. При этом под "применением насилия" может подразумеваться что угодно: вы схватили за ворот полицейского и все, это уже насилие. Поэтому мы всех призываем не оказывать никакого сопротивления при задержании: надо спокойно идти с полицейскими, иначе легко может быть применена эта статья", - пояснила Марина Агальцова.
Если представитель власти получает травмы из-за сопротивления задержанного, последний наверняка получит тюремный срок, отметила она.
"А если человек применяет насилие, которое опасно для жизни и здоровья представителя власти, это лишение свободы сроком до десяти лет. За изнасилование чаще дают гораздо меньше, чем за это. Если полицейский получил ушиб и не смог исполнять свои должностные обязанности, скажем, в течение 30 дней, то у задержанного есть все возможности получить десять лет тюрьмы", - подчеркнула юрист.
Организатор митинга не несет ответственности за отдельные хулиганские действия во время акции.
"Если организаторы не планировали восстание или массовые беспорядки, то за какое-то отдельное хулиганство людей, пришедших на митинг, организатор не несет ответственности. Но правоприменительная практика не всегда идет по этой логике. В УК России есть статья 212 о массовых беспорядках, и если будет доказано, что организаторы готовили беспорядки, в ходе которых люди применили насилие, то организатора митинга могут осудить на срок 15 лет. А в КоАП есть статья 20.2: в ней указано, что если в результате нарушения порядка организации акции было применено насилие, санкции – штраф до 300 тысяч рублей или принудительные работы до 200 часов. Но если нет причинения вреда представителю власти, организатор никакой ответственности не несет", - заключила юрист ПЦ "Мемориал".
За сопротивление при задержании гражданину грозит уголовное наказание, подтвердила юрист правозащитной организации "Право-45" Юлия Федотова.
"Действия граждан, которые при задержании противодействовали силовикам, толкали, кидали что-то в их сторону, подпадают под статью 318 УК РФ. Если применено насилие и есть пострадавший, это часть 1 статьи 318 - причинение вреда, не опасного для жизни и здоровья. Если же вред опасен для жизни, тогда применяется часть 2 статьи 318, по первой части наказание до пяти лет лишения свободы, по второй - до десяти лет", - сказала Федотова корреспонденту "Кавказского узла".
Организатор несет ответственность за организацию акции, но не за поведение участников акции, отметила она.
"Формально против организатора может быть применена часть 4 ст. 20.2 КоАП РФ "Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка его организации либо проведения, повлекшие причинение вреда здоровью человека". Согласно этой статье, организатор должен следить за порядком и поведением участников акции, но на практике не припомню, чтобы организатора привлекали за подобное нарушение. Часть 4 статьи 20.2 КоАП предполагает арест до 20 суток", - пояснила юрист.
Подписание 26 сентября 2018 года Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией привело к массовым акциям протеста в Ингушетии осенью 2018 года. В декабре Конституционный суд России признал Соглашение о границе Ингушетии и Чечни соответствующим Конституции.
"Кавказский узел" ведет обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Акции протеста в республике начались из-за демаркации границы между Ингушетией и Чечней. Материалы, касающиеся территориальных споров Чечни с соседями, публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".
источник: корреспондент "Кавказского узла"