Турция экстрадировала в Азербайджан религиозного активиста
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Задержанный в Турции активист движения "Мусульманское единство" Анар Джаббаров доставлен в Баку. Опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники назвали его экстрадицию неправомерной и связали преследование Джаббарова с конфликтом в Нардаране.
Джаббарова задержали в Стамбуле за неделю до экстрадиции, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель движения "Мусульманское единство" (ДМЕ), не пожелавший раскрывать своего имени из-за преследования этой организации в Азербайджане.
"Задержали под предлогом проблем в документах и доставили в одно из отделений полиции Стамбула. Спустя три дня его перевели в управление полиции стамбульского района Бинкилич Геч. Там его продержали в общей сложности четыре дня, заявив, что идет уточнение, и он скоро будет отпущен. 21 марта Анара увезли в генеральное консульство Азербайджана в Турции, где состоялся короткий разговор между сотрудниками дипломатической миссии и турецкими чиновниками, после чего его вернули в управление полиции. Все это время турецкий адвокат не мог получить достоверной информации о причинах задержания Анара. 22 марта адвокат явился на встречу с Анаром. Но в управлении полиции ему сказали, что Анара вновь забрали в генконсульство. Там же турецкие власти сдали Анара сотрудникам генконсульства", - рассказал сегодня представитель ДМЕ.
По его словам, 22 марта Джаббаров смог из аэропорта связаться со знакомыми и передать родным, что его привезли в Баку. "Позже родственникам по своим каналам удалось узнать, что Анар содержится в главном управлении по борьбе с организованной преступностью. Пока неизвестно, предъявлено ли ему какое-либо обвинение", - отметил представитель в ДМЕ.
До 26 марта в Азербайджане празднуется Новруз байрам, и из-за выходных найти Джаббарову адвоката не удалось, отметил он. "Многие адвокаты в связи с выходными выехали на отдых. В любом случае им в нерабочие дни вряд ли можно было бы что-то прояснить", - считает представитель ДМЕ.
Он сообщил, что Джаббаров покинул страну в ноябре 2015 года с началом массовых арестов активистов ДМЕ в связи с нардаранскими событиями. Сначала Джаббаров жил в России, потом перебрался в Турцию.
В ноябре 2015 года в ходе спецоперации в Нардаране погибли двое силовиков и пятеро местных жителей. После этого прошли массовые аресты сторонников "Мусульманского единства". 25 января 2017 года суд приговорил лидера движения Талеха Багирзаде и десятки его сторонников к длительным срокам заключения. 16 марта 2019 года Гасымов и еще несколько осужденных были помилованы президентом Азербайджана.
Правозащитники раскритиковали экстрадицию Джаббарова
В случае с Джаббаровым очевиден факт нарушения процедур экстрадиции, полагает координатор Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев.
"Выдача подозреваемого или обвиняемого может осуществляться исключительно по решению суда с правом обжалования и с обеспечением лица адвокатом. Но в последние годы имел место ряд случаев незаконной выдачи. В 2014 году Турция выдала журналиста Рауфа Миркадырова. Азербайджан в свою очередь, выдал несколько лиц, которых Турция обвиняет в связях с Фетхуллахом Гюленом (проповедник, живущий в США, которого Анкара обвиняет в организации попытки военного переворота в июле 2016 года. – Прим. "Кавказского узла"). Причем азербайджанский суд официально отказывает в выдаче, а как только человек выходит из зала суда, его задерживают и переправляют в Турцию, где сразу арестовывают", - сказал Гюльалыев корреспонденту "Кавказского узла".
Он полагает, что Джаббаров мог вызывать интерес у правоохранительных органов в связи с нардаранскими событиями. "В то время после спецоперации в поселке Нардаран против руководства и активистов "Мусульманского единства" были проведены массовые аресты по всей стране. Всего были арестованы около 80 человек, из них до 50 все еще находятся в тюрьмах. Это осужденные по обвинениям в подготовке терактов, попытке насильственной смены конституционного строя, незаконном хранении оружия и другом. Тогда же официальные органы сообщали об объявлении в розыск 11 человек. Но их имена не раскрывались. Аресты активистов и сторонников ДМЕ продолжались и позже. Задержание Джаббарова свидетельствует, что давление на сторонников ДМЕ не прекратилось", - резюмировал Гюльалыев.
С тем, что Турция нарушила международные нормы экстрадиции, согласен и координатор Союза за свободу политзаключенных Азербайджана Эльшан Гасанов. "Если человека обвиняют в чем-то, то должны быть представлены первичные доказательства вины. Подозреваемый должен иметь возможность защиты, иметь адвоката по выбору или хотя бы по назначению. С другой стороны, международные нормы запрещают выдачу лиц, которым может угрожать на родине несправедливое судебное разбирательство или пытки. А в данном случае такие угрозы весьма вероятны, ибо десятки активистов "Мусульманского единства" подвергались пыткам после ареста. Однако человека без всякого судебного разбирательства выдали властям Азербайджана. Это является нарушением международных норм", - сказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".
В связи с выходными и праздничными днями получить комментарии в пресс-службе МВД корреспонденту "Кавказского узла" не удалось.
"Кавказский узел" проследил историю конфликта, отмеченного протестами, арестами и кровавыми столкновениям, в статье "Нардаран", опубликованной в разделе "Справочник".
Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", публикуются на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"