12 июля 2018, 06:01
Жители дагестанского села пожаловались на массовую постановку на профучет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прихожане в селе Теречное Хасавюртовского района массово подверглись принудительной постановке на профучет. Силовики заблокировали прихожан в мечети после пятничной молитвы, сообщили местные жители в своей жалобе в адрес врио главы Дагестана Владимира Васильева.
Постановка на профилактический учет в органах внутренних дел лиц, склонных к совершению административных правонарушений и преступлений, является одной из мер индивидуальной профилактики правонарушений и рецидива преступлений, говорится в опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" справочном материале "Профучет в МВД РФ". На "Кавказском узле" также размещена составленная ПЦ "Мемориал" инструкция для людей, которых пытаются поставить на профучет.
11 июля жители Теречного направили Владимиру Васильеву обращение, пожаловавшись врио главы республики на противоправные действия со стороны силовиков в отношении жителей села, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" депутат сельского собрания Магомед Разаков.
"Сотрудники силовых структур, преимущественно в масках, не представившись, не объяснив ситуацию, просто заблокировали мечеть и прилегающую территорию… Выпустив из мечети стариков и детей, сотрудники... начали выводить прихожан из мечети и насильно, против их воли, фотографировать в анфас и профиль, принудительно дактилоскопировать. Тем, кто выражал несогласие, угрожали отвести в отдел и там провести все это "с пристрастием", - говорится в жалобе сельчан, копия которой имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Инцидент произошел в Теречном 6 июля сразу после пятничной молитвы, пояснил "Кавказскому узлу" заместитель имама села Муртазали Магомедов. "Пятничная молитва началась в 12.30, и перед этим в селе было тихо и спокойно. Я выступил перед прихожанами с проповедью, совершили джума-намаз. Настроение было отличное. Собирались уже расходиться по домам, многие готовились в тот день смотреть футбол... Открываем двери и видим, что мечеть оцеплена военными машинами, вокруг вооруженные... многие в масках. Сразу нас предупредили: территорию мечети не покидать. Отпустили только стариков и детей. Все остальные остались на территории мечети за оградой", - рассказал Магомедов.
По его словам, он стал искать старшего, чтобы узнать, что происходит и на каком основании оцеплена мечеть и все, кто был на пятничной молитве, должны оставаться в ней, но подошедший мужчина в военной форме сообщил, что нужно провести кое-какие профилактические мероприятия и поставить на профучет мужское население Теречного. Заместитель имама поинтересовался, почему эти мероприятия нужно проводить именно на территории мечети, на что получил ответ, что на пятничную молитву, как правило, собирается все мужское население и не нужно ходить по дворам, выискивая их.
В марте 2017 года глава МВД по Дагестану сообщил об уничтожении приказов о профучете по категории "экстремист", однако правозащитники заявляют о сохранении практики учета верующих. Силовики продолжают составлять секретные списки предполагаемых религиозных экстремистов, отметил в конце 2017 года адвокат Шамиль Магомедов. В марте 2018 года "Новая газета" сообщила, что силовики используют меры отмененного профучета, применяя закон "Об оперативно-разыскной деятельности".
Жительница селения Теречное Залипат Идрисова рассказала "Кавказскому узлу", что во двор забежала соседка и сообщила, что всех мужчин не выпускают из мечети силовики и что мечеть со всех сторон окружена военными машинами. "Я побежала к мечети, ведь на пятничную молитву ушли мой сын и племянник. Когда я пришла туда, то у мечети было много народа, в основном женщины. Мы же не знали, почему мужчин не выпускают. И никто нам ничего не говорит. Женщины стали кричать, плакать, ведь от такого поворота хорошего не жди", - сказала она.
По словам Идрисовой, она подошла к силовикам, чтобы узнать, почему не выпускают мужчин и что с ними будет. "Отвечают, отпустят, пусть делают то, что им прикажут. В это время смотрю, "скорая" увозит одну из женщин, плохо ей стало. Спустя некоторые время еще одна потеряла сознание. Я обращаюсь к... [силовикам], прошу оказать хоть какое-то содействие. Они от меня отмахнулись, как от назойливой мухи. В это время к нам вышел Муртазали Магомедов, заместитель имама, сказал, что сотрудники... должны провести профмероприятие, и все разойдутся по своим домам", - рассказала она.
Она уточнила, что все эти мероприятия длились до позднего вечера. "Очень грубо... вели себя с прихожанами, требовали паспорт. Да кто же в мечеть идет с документами в кармане? Мне племянник рассказывал, что насильно заставляли делать отпечатки пальцев, фотографировали, как преступников в анфас и в профиль. И чтобы каждый держал у груди табличку с номером. Разве так можно унижать человека?" - сказала Идрисова.
По ее словам, военными машинами были заблокированы не только мечеть, но и прилегающие улицы со всех сторон и даже огороды. "А рядом с мечетью - детский садик. Родители приходят за детьми, а их туда не пускают. Крик, шум, детские слезы. Только спустя часа полтора плачущих малышей смогли забрать из садика родители", – добавила она.
Пенсионер Обейдула Магомедов рассказал "Кавказскому узлу", что его 6 июля не пустили на пятничную молитву. "Я чуток запоздал, подхожу, а вокруг машины, ... [силовики] с автоматами наперевес. Я хотел войти в калитку, а меня не пускают. Говорю, что я пенсионер, объясняю... что мне нужно обязательно на пятничную молитву, не пустили. И я был не один, нас собралось человек 50, и всех не пустили в мечеть", - сказал он.
По его словам, сельское руководство не было предупреждено, что в Теречном будет проводиться подобное мероприятие. "Нагнали в мирное время в село несколько десятков военных машин, вооруженных силовиков, напугали женщин, детей. Моя сестра Сабират прибежала к мечети, как узнала, что там творится, переволновалась, ведь в мечети был ее сын Хамзат, поднялось давление да так сильно, что вот уже который день лежит в больнице, куда ее от мечети увезла скорая помощь", - сообщил Обейдула.
Как отметил житель Теречного Нажмудин Мукуев, на следующий день, 7июля, в шесть часов утра в село опять заехала колонна военных машин, прибывшие силовики провели обход всех домовладений селения. "7 июля с шести часов утра до полудня проводили обходы по селу, заходили в каждый дом, проверяли все приусадебные постройки. Вместе с ними в село приехали работники газовых служб, которые тут же стали составлять протоколы по неуплате за газ... [Силовики] ходили по дворам, осматривали каждый закуток до обеда. Ничего не нашли и уехали. А мы так и не поняли, почему именно наше селение было выбрано в качестве места проведения таких вот профилактических мероприятий. Ведь мы даже не знаем, кто руководил этой операцией и согласно чьим приказам", - сказал Мукуев "Кавказскому узлу".
Автор: Татьяна Гантимурова источник: корреспондент "Кавказского узла"