Беспорядки в Гяндже подняли вопрос о замене светской оппозиции религиозными радикалами
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
К убийству полицейских в ходе акции протеста в Гяндже, который является одним из центров шиизма, привела социальная напряженность в городе, заявили эксперты, отметив, что благодаря действиям властей против светской оппозиции в Азербайджане растет популярность религиозных радикальных групп, поднимающих социальные вопросы.
Как писал "Кавказский узел", 10 июля вечером порядка 150-200 человек попытались собраться у здания городской администрации в Гяндже в связи с покушением на главу исполнительной власти города Эльмара Велиева. Участники акции потребовали, чтобы правоохранители расследовали не только нападение на Велиева, но и его действия. Полиция пресекла акцию протеста, применив силу против собравшихся. Произошли столкновения, в ходе которых погибли двое офицеров полиции, были задержаны около 40 человек. Сегодня правоохранители объявили в розыск двух подозреваемых в убийстве полицейских.
Вечером 3 июля глава Гянджи Эльмар Велиев был ранен в результате вооруженного нападения. Вместе с мэром был госпитализирован его охранник. Стрелявший был задержан, им оказался 35-летний уроженец Гянджи Юнис Сафаров. Силовики назвали нападение на Велиева терактом и подчеркнули, что травмы Сафаров получил при задержании.
О необходимости проведения протестной акции в Гяндже в социальных сетях заговорили после появления фото избитого обвиняемого в ранении главы города Эльмара Велиева, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" выросший в Гяндже глава Института общественной политики Бахтияр Гаджиев.
"В постах говорилось о необходимости соблюдения прав арестованного. В то же время, много писалось про "деспотичность" самого Велиева. Конкретная же информация о назначении акции на 10 июля в 20.00 перед администрацией Гянджи появлялась в story (новостях в правом углу профилей) и сообщениях на страницах пользователей, похожих на "троллей" (в интернет-терминологии человек, который размещает грубые или провокационные сообщения или оскорбления участников дискуссии на форумах и в соцсетях. - Прим. "Кавказского узла"), - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Бахтияр Гаджиев.
По его словам, сложно оценить, была ли акция стихийной или спланированной. "Но очевидно то, что в Гяндже годами накапливалась социальная напряженность. Глава района Эльмар Велиев был очень непопулярен. Многие жаловались на нарушения прав местных жителей. Но Велиев продолжал оставаться на своей должности. Покушение на него вызвало противоречивую реакцию", - подчеркнул Гаджиев.
Тюркель: верующие недовольны политикой властей Гянджи
Гянджа традиционно является одним из центров шиизма, так как здесь находится гробница сына шестого шиитского имама Джафара Садига, которая является святилищем. Однако власти города пресекали шествия по случаю траурного у шиитов дня Ашура, что вызывало недовольство у верующих, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" религиозный обозреватель агентства Turan Тофиг Тюркель.
Ашурой называется десятый день месяца Мухаррама (первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры)). Именно на него приходится кульминация траурных мероприятий мусульман-шиитов, посвященных памяти внука пророка Мухаммада, имама Хусейна, убитого 10 Мухаррама 680 года в неравном бою с халифскими войсками. В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить траурные церемонии - тазия, в ходе которых некоторые их участники совершают самоистязания, говорится в справке "Мухаррам" на "Кавказском узле". В 2015 году участники шествия в Гяндже по случаю дня Ашура были задержаны силовиками.
В Гяндже всегда были массовые шествия по случаю траурного у шиитов дня Ашура, однако с приходом к власти Эльмара Велиева в 2011 году он пресекал эти шествия, рассказал Тофиг Тюркель.
"Это вызывало постоянное недовольство у верующих. Эльмару Велиеву приписывают также якобы пренебрежительные высказывания о шиитских имамах", - пояснил он.
При этом, по словам религиозного обозревателя, ситуации в Гяндже и Нардаране отличается. "Нардаран был вообще религиозным поселком. Гянджа - большой город с населением порядка 250-300 тысяч человек. Верующих тут, наверное, в пропорции, как и по всему Азербайджану. То есть особой ситуации нет. Здесь больше, чем религиозные традиции, развиты национальные традиции. Этот город занимает особое место в истории Азербайджана. Гянджинский хан был одним из немногих правителей областей Азербайджана, кто отказался добровольно входить в состав царской России в начале 20 века. Кроме того, в Гяндже была первая столица Азербайджанской демократической республики. После установления Советской власти в Азербайджане в апреле 1920 года там было восстание против большевиков. Видимо, стиль руководства Велиева стал дополнительным источником напряженности к социальным проблемам: низким доходам населения, безработице, бедности", - предположил Тюркель.
Семь человек, в том числе двое сотрудников силовых структур, были убиты в ходе проведенной в ноябре 2015 года спецоперации в традиционном центре шиитского ислама Нардаране. Бакинский апелляционный суд 20 июля оставил в силе приговор по делу о беспорядках в поселке, согласно которому подсудимые получили от 10 до 20 лет лишения свободы. Лидер "Мусульманского единства" Талех Багирзаде и Аббас Гусейнов получили по 20 лет лишения свободы с отбыванием первых семи лет срока в гобустанской тюрьме. С материалом о поселке Нардаран и конфликтах его жителей с властями можно ознакомиться в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Джуварлы: религиозные группы поднимают социальные вопросы
На фоне ограничения деятельности светской оппозиции религиозные группы активно поднимают социальные вопросы, заявил член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции, уроженец Гянджи Тогрул Джуварлы.
По его словам, несмотря на то, что в Гяндже находится одна из шиитских святынь, глубоко верующие всегда составляли незначительную часть населения. Однако в последние годы город стал притягательным для религиозных групп, участвующих в политической деятельности.
"В свое время здесь лидер "Мусульманского движения" Талех Багирзаде проводил встречи с верующими. Власти, видя угрозу в создании происламской оппозиции, всегда старались ограничить религиозную деятельность. С другой стороны, на фоне ограничения деятельности светской оппозиции религиозные группы проявляют активность, говоря о социальных проблемах", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Джуварлы.
По его данным, в акции 10 июля в Гяндже участвовали также верующие, прибывшие из других регионов. "Акция была организована через социальные сети, которые, конечно, имеют широкий географический охват", - отметил он.
Исмайлова: религиозные радикалы выступают от имени угнетенных
Систематическая маргинализация светской оппозиции освободила пространство для радикалов, уверена журналистка Хадиджа Исмайлова.
В Азербайджане в 2014 году прошла волна арестов оппозиционных политических деятелей, журналистов, правозащитников. Официальный Баку заявлял о недопустимости вмешательства во внутренние дела государства, оппозиция и международные неправительственные организации (Международная амнистия, FIDH -Международная федерация защиты прав, Human Rights Watch) в свою очередь выражали протест против действий органов государственной безопасности Азербайджана, говорится в справочной статье "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа освещаются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Преследование активистов".
"Мирные оппозиционные группы лишены всякой возможности политической деятельности. И на этом фоне люди, которые не хотят мириться несправедливостью и нищетой, готовы приветствовать любую группу, которая будет реально что-то делать, даже радикалов", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Хадиджа Исмайлова.
По словам журналистки, у нее есть две версии произошедшего. "Согласно первой версии, религиозный контекст сформулирован самим же правительством для того, чтобы скрыть реальную мотивацию - социальный протест", - отметила Исмайлова.
По другой версии, скрытая религиозная оппозиция оказалась достаточно смелой для того, чтобы прибегнуть к насилию, пояснила она. "Оба сценария - опасны. Повышается популярность религиозной оппозиции, что позволяет ей выступать от имени бедных и угнетенных, в то время как гражданская оппозиция находится в полной стагнации", - считает Исмайлова.
При этом, по мнению журналистки, вокруг самих беспорядков много неясного. "В сети есть только одна видеозапись, где утверждается, что сотрудника полиции ударили ножом, но на кадрах ничего подобного нет", - отметила журналистка.
На видеозаписи, размещенной 10 июля на канале азербайджанского информационно-аналитического портале Minval.az в YouTube под названием "Атака на полицейских в Гянджи", видно скопление мужчин. Один из них падает, к нему подбегает человек, одетый в черное и замахивается для удара. Происходящее сложно рассмотреть, так как съемка ведется из-за спин людей, окруживших место происшествия. За кадром слышны свист и сигналы автомобилей. К 18.00 мск 11 июля видеозапись набрала 85 081 просмотр.
Гянджинские события были вызваны двумя глобальными причинами - отсутствием у людей возможностей добиваться справедливости и падением уровня образованности населения, считает член меджлиса партии "Республиканская альтернатива" Натиг Джафарли.
На его взгляд, в условиях ограничения возможностей гражданского общества на авансцену выходят реакционеры. "Там, где не бывает демократии, не соблюдаются права человека, всегда открывается широкое поле для манипуляций", - уверен он.
После убийства в Гяндже двух полковников полиции общественное мнение в стране переходит на сторону власти, в свою очередь считает блогер "Кавказского узла" Кямал Али.
"Если до вчерашнего дня атака на главу города от 3 июля выглядела как месть одиночки-Сафарова, и в это хотелось верить, то теперь мы видим действия крепкой организации. Но лучше теперешняя власть с ее полицией, чем отдать власть исламистским радикалам - это мнение большинства населения в Азербайджане. Так я вижу настроения в обществе и такие читаю мнения в соцсетях. Вторым крепнущим мнением общества, к которому ведет власть, является мнение о поддержке исламистов извне. Об этом заявил представитель МИД Азербайджана, не назвав страну. Но, по опыту нардаранских протестных событий, нельзя исключать действия в Гяндже проиранских сил", - написал он сегодня в своем блоге "Ветер с Апшерона".
При этом блогер отметил, что власти вряд ли снимут Велиева с должности. "По всему видно, что увольнение Велиева понимается в Баку как уступка радикалам, поэтому не снимут. Напрасно… Если есть задача успокоить второй по величине город страны, то Велиев должен быть отправлен на отдых", - уверен блогер.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей правоохранительных органов и властей по поводу заявлений журналистов и экспертов о ситуации в Гянджи.
источник: корреспондент "Кавказского узла"