Правозащитники обвинили власти Азербайджана в нежелании лечить политзаключенных
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Общественная кампания "Вылечите политзаключенных!" началась в Азербайджане после жалоб родственников активистов на отсутствие лечения в тюрьмах и СИЗО. Пенитенциарная служба Азербайджана отрицает проблемы с медицинской помощью.
Как писал "Кавказский узел", 23 марта рабочая группа азербайджанских правозащитников, активистов неправительственных организаций и юристов обнародовала обновленный список политзаключенных из 142 фамилий.
Наибольшие опасения вызывает состояние здоровья осужденных журналиста Афгана Садыгова и активиста ПНФА Эльнура Фараджева, арестованных по "нардаранскому делу" Шамиля Абдулалиева и Джаббара Джаббарова, сообщила член "Координационного центра семей заключенных", супруга отбывающего тюремное наказание зампреда партии Народного фронта Азербайджана Фуада Гахраманлы, писательница Зумруд Ягмур.
Лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и 17 его сторонников признаны судом виновными в организации беспорядков, которые начались в Нардаране после проведенной в ноябре 2015 года операции силовиков. Итогом стала гибель семи человек, в том числе двоих полицейских. "Кавказский узел" в справочном материале "Нардаран" попытался разобраться в ситуации, которая сложилась в поселке к настоящему времени, проследив историю конфликта между светскими властями и религиозными деятелями, отмеченного протестами, арестами и кровавыми столкновениями.
По ее словам, Абдулалиев находится в тяжелом состоянии в тюремной больнице. "Одна нога у него сильно похудела и укоротилась на 10 см. У него в теле находятся две из трех пуль, которые он получил во время спецоперации в Нардаране 26 ноября 2015 года. В тюремной больнице ему реальной медицинской помощи не оказывается, даже не сделана МРТ (магнитно-резонансная томография. - Прим. "Кавказского узла")", - сказала Ягмур.
По ее словам, страдающий болезнью печени Джаббаров содержится в Гобустанской тюрьме. "Он содержится в плохих условиях, им на голову сыпется потолок. Но его не только не направляют на лечение, но даже не переводят в нормальную камеру", - отметила Зумруд Ягмур.
Активист ПНФА Фараджев страдает от онкологической болезни, сказала она. "Этого человека с опухолью поместили в колонию №3, где содержатся больные туберкулезом. Он нуждается в специализированном лечении", - заявила Ягмур.
Супруга журналиста Афгана Садыгова, Севиндж Садыгова, сообщила, что ее муж страдает гипертонией. "У Афгана давление поднимается до 200. У него ноги опухли, постоянно болят голова, сердце. В начале апреля его перевели в тюремную больницу, но через 10 дней вернули обратно. 23 мая заканчивается его срок заключения. Но его обвиняют по старому делу о диффамации, хотя судебный срок по данному обвинению не проводится. С декабря Афгана возят из колонии в СИЗО и обратно. Мы боимся, как бы ему не продлили срок наказания", - сказала Садыгова.
Эти и другие факты были озвучены 26 апреля на мероприятии, организованном "Координационным центром семей заключенных" и Объединением интеллигенции Азербайджана, передает корреспондент "Кавказского узла".
Житель поселка Нардаран Абдульфаз Буньядов, раненный в ходе спецоперации 2015 года, присоединился к мероприятию по Skype. "Я почти на 80% парализован, меня в суд возят на носилках. Тем не менее, ко мне домой из-за меры пресечения не пускают родственников-мужчин. Из-за этого меня некому искупать. В виду этого у меня опять открылись пролежи – болячки, возникшие из-за постоянного постельного режима", - рассказал Буньядов.
20 декабря 2016 года суд отпустил Абульфаза Буньядова, парализованного после ранения силовиками, из-под стражи.
Координатор Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев предложил собравшимся начать Общественную кампанию "Вылечите политзаключенных!". "Это возмутительно. Они (власти. - Прим. "Кавказского узла") не довольствуются арестами по сфабрикованным обвинениям. Им (активистам. - Прим. "Кавказского узла") мстят в тюрьме, оставляя наедине с болезнями", - сказал Гюльалыев корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, в рамках общественной кампании правозащитники вместе с родными больных заключенных будут посещать тюрьмы. "Кроме того, будет развернута кампания в социальных сетях в Интернете с призывом оказания медицинской помощи заключенным", - сказал Гюльалыев.
Кроме того, создана общественная группа, в которую, помимо Гюльалыева, вошли супруга арестованного журналиста Сеймура Хази Нигяр, Зумруд Ягмур, бывший "узник совести" журналист Аваз Зейналов и глава Общественного объединения интеллигенции Эльданиз Гулиев. Эта группа намерена обратиться в международные организации с просьбой потребовать от властей Азербайджана обеспечить оказание эффективной медицинской помощи больным заключенным.
Вопросами лечения заключенных занимается главное медицинское управление Минюста, сообщил "Кавказскому узлу" представитель пенитенциарной службы. "Мы знаем, что они сразу реагируют на обращения о проблемах со здоровьем больных. Если лечение в рамках учреждения по отбыванию наказания оказывается недостаточным, то больных переводят в лечебное учреждение. У заключенных есть право и приглашать врачей из учреждений здравоохранения на платной основе. В учреждениях Пенитенциарной службы нет проблем со снабжением лекарствами, медицинским оборудованием и профессиональными кадрами", - заявили в Центре общественных связей Пенитенциарной службы.
В Бакинском представительстве Международного комитета красного Креста "Кавказскому узлу" заявили, что представители организации посещают места заключения. Назвать имена заключенных, с которыми встречаются сотрудники МККК, в представительстве отказались.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, которые освещаются "Кавказским узлом", опубликованы на специальной тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, "Кавказским узлом" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"