Историки поспорили о роли большевиков в рождении государств на Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Закавказье спокойно пережило отречение императора Николая II от престола, и именно в этот период в регионе были заложены основы Грузии, Армении и Азербайджана, считает Вадим Муханов. До октябрьского переворота об отделении от России на Кавказе никто не помышлял, полагает Людмила Гатагова. Представители национальных движений до революции не могли выступить против сильной власти, уверен Олег Айрапетов. Тему итогов революции в Дагестане предпочитают замалчивать, считает Сергей Манышев.
Заседание регулярного научно-практического семинара «Кавказ в прошлом и настоящем (общество и политика, экономика и культура)», который организован Центром проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО и Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН, было посвящено столетию революций и называлось «Кавказ в 1917 году». Оно состоялось 8 ноября в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), передает присутствовавший на мероприятии корреспондент "Кавказского узла".
Распад Российской империи в 1917 году сопровождался ростом сепаратистских настроений и способствовал появлению в Закавказье и на Северном Кавказе независимых государств. В марте 1917 года во Владикавказе состоялся Первый съезд горских народов Кавказа, на котором участники съезда высказались за создание автономной республики. В июне 1920 года она прекратила свое существование, отмечается в опубликованном в разделе "Справочник" "Кавказского узла" материале "100 лет революции: советскоe наследие на Кавказе". Причины многих современных конфликтов на Кавказе следует искать в событиях, произошедших осенью 1917 года, ранее заявили опрошенные "Кавказским узлом" ученые.
Закавказье спокойно пережило отречение Николая II
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов в своем докладе рассказал собравшимся в аудитории МГИМО о Закавказье в 1917 - начале 1918 года.
Перед началом выступления Муханов предупредил присутствующих, что доклад у него «скучный и педантичный».
«Но это лучше, чем то, что в преддверие юбилея революций позволяли себе сотрудники ряда академических учреждений. Например, в труде «Николай II и мусульмане» ... я обнаружил массу занимательной информации, далекой от действительности. Фэнтези а-ля «Матильда». К примеру, что мусульмане на Кавказе, в частности, навзрыд плакали, когда узнали об отречении царя от престола», - сказал он.
По мнению Муханова, Закавказье в целом спокойно пережило отречение императора от престола в феврале 1917 года.
«Более того, грузинские меньшевики узнали раньше всех об этом и, воспользовавшись связями в наместничестве, пытались использовать ситуацию для увеличения своего влияния. Сложилась коалиция разных политических сил под лозунгом «Долой самодержавие», которая, однако, уже скоро стала рушиться. Первоначально противостояние было достаточно мирным. А все основные проблемы - земельный и рабочий вопросы, проблема отделения церкви от государства и другие - откладывали до Учредительного собрания. Но фактически уже начались самозахваты земель. Власть не могла противодействовать этому», - рассказал Муханов.
«Конфликт разжегся большевиками. Грузинские меньшевики поначалу были против большевистской встряски. Им в противовес был создан Закавказский комиссариат. Регион стал раскалываться. В местах компактного проживания разных народов стали доминировать силы, которые выражали их желание самоопределения. Помимо грузинских партий это были армянские дашнаки и "Мусават", который представлял интересы «закавказских татар» - азербайджанцев», - рассказал докладчик.
В итоге, в условиях развала фронта и отхода российских войск, к маю 1918 года на территории Закавказья были заложены основы трех государств - Грузии, Армении и Азербайджана.
Границы России с Закавказьем установлены Деникиным
Муханов уверен, что именно с тех пор ведет свое начало формирование национальных государств в регионе.
«Впервые так называемая «армяно-татарская резня» имела место еще в 1905 году. В 1918 конфликт разжегся в пожар. В марте (была) резня армянами мусульман в Баку, в которой погибали не только азербайджанцы, но и персы и курды. В сентябре репрессии обрушились на армян - после входа Исламской кавказской армии. В Карабахе тоже был резня, причем под эгидой оккупационных войск Британии. (Вспыхнул) грузино-абхазский конфликт. Союз горцев Северного Кавказа заявил о принадлежности Абхазии к Горской федерации. В то же время большевик Нестор Лакоба в начале 1918 года неудачно попытался совершить там большевистский переворот. В итоге Грузия полностью завладела этой территорией и даже пыталась занять территории вплоть до Сочи. Граница ее в 1919 году была в конце концов установлена по реке Псоу. Именно на ней прекратилось наступление армии Деникина. Таким образом, получается, что северная граница Грузии, а сейчас и Абхазии, прошла по линии соприкосновения деникинцев с грузинскими меньшевиками. И она существует в таком виде до сих пор. До революции же нынешний Гагринский и Сухумский районы входили в Черноморскую губернию (уточнение "Кавказского узла" 09.11.2017 13:35 - только Гагринский район). Большинство же территории современной Грузии - это территория бывших Тифлисской и Кутаисской губерний. Таким же образом по бывшим губернским границам установили и границы других закавказских государств», - констатировал Муханов.
В марте 1918 года в Баку и других населенных пунктах Бакинской губернии прошли межэтнические столкновения, жертвами которых стали мусульмане. Согласно официальной азербайджанской версии событий, вооруженные формирования армянской националистической партии "Дашнакцутюн" при поддержке большевистского руководства Бакинского совета во главе со Степаном Шаумяном совершили массовые убийства и погромы мирного азербайджанского населения. По данным исследовательницы Солман Рустамовой-Тогиди, убито было около 12 тысяч мусульман. В сентябре 1918 года, когда турецко-азербайджанская армия под командованием генерала Нури-Паши вошла в Баку, в городе развернулись, как утверждает исследователь Майкл Смит, массовые убийства и грабежи среди армянского населения, говорится в справке "Трагические события марта 1918 года в Азербайджане ("День геноцида)".
1917 год - начало процесса создания национальных государств
Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Людмила Гатагова высказала гипотезу, что политические силы народов Южного Кавказа проявили сепаратистские устремления после событий 1917 года.
«Получается, что до октябрьского переворота, до захвата власти большевиками никто и не помышлял об отделении от России», - сказала, в частности, Гатагова.
С ней в довольно резких тонах не согласился доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета МГУ Олег Айрапетов.
После 1917 года конфликты приобрели межэтнический характер. Ранее они были конфессиональные и внутрифеодальные.
«После Великой Октябрьской социалистической революции центр на время ослаб. До этого представители национальных движений просто не имели физической возможности проявлять свой сепаратизм. Они же не были сумасшедшими, чтобы во время войны выступать против сильной власти. И вообще, 1917 год — это начало процесса создания национальных государств на территории империи. Поэтому и конфликты приобрели межэтнический характер. Ранее они были конфессиональные и внутрифеодальные. После этого обыденностью стали этнические чистки, абсорбция, создание единого этнокультурного пространства. И большевики здесь не были инициаторами. А то так на них можно и восстания в Чечне и Дагестана во время русско-турецкой войны 1877-78 годов свалить. Ведь некоторые готовили этнические вооруженные группы еще до революции», - заявил он.
«Кроме дашнаков, которые имели своих боевиков, на Южном Кавказе ни у кого не было вооруженных групп», - заметила в ответ Гатагова.
«Но все равно у кого-то были», - парировал Айрапетов.
По его мнению, ненависть к большевикам - это ненависть к русским. «Ведь слова большевик и русский стали синонимами», - считает Айрапетов.
Роль шариата в революции
Историк из Махачкалы, работающий в Институте российской истории РАН Сергей Манышев рассказал о перипетиях революционных событий 1917 года на северо-востоке Кавказа — в Чечне и Дагестане. Он отметил роль ислама в этих процессах.
«Мусульманские деятели поначалу старались держаться в стороне от не очень понятных им политических баталий. Хотя совсем от общественной жизни не могли уйти. Их оппонентами в Дагестане были социалисты из числа местных интеллигентов. А в Терской области, включавшей и будущую Чечню, - либералы-кадеты. Там велась дискуссия о роли шариата», - пояснил Манышев.
"Мавраев и Гоцинский создали "Джамиате Исламия", который объединился с другими силами в Шариатский блок. Он, в частности, предлагал решить аграрный вопрос, исходя из принципов шариата. Но социалисты, тем не менее, оказались привлекательными для крестьян. И шариатисты на выборах в местные органы потерпели поражение", - добавил он.
Магомед-Мирза Мавраев - первопечатник, политический деятель Дагестана. На приобретенном в Турции печатном оборудовании издавал на языках народов Дагестана и Северного Кавказа, а также на арабском и русском языках, произведения местного фольклора и художественной литературы, а также переводы Корана с арабского на лакский, кумыкский и аварский языки, сообщает mavraev.ru.
Нажмудин Гоцинский - политический деятель, духовный лидер, председатель Духовного совета Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Один из руководителей контрреволюционного движения в Дагестане в 1917 - 1921 годах. Расстрелян в 1925 году, сообщается в справке на "Кавказском узле",
"Джамиате Исламия" (Джамият уль-Исламие") - шариатское "Общество исламистов", на основе которого в сентябре 1917 года был создан мусульманский исламский комитет (Милли-комитет), сообщается на "Лезгинском историческим портале".
Неудача «шариатистов», по мнению Манышева, могла быть связана и с тем, что большинство населения городов Дагестана и Терской области было в тот период русским.
Мусульманский вопрос занимал видное место в политической повестке дня того периода, а мусульмане были политическим субъектом, заявил историк Михаил Волконский.
«Мусульмане выступали как политический субъект. Это было актуально. В 1917 году выдвигались требования автономии именно для мусульман. Хотя это требование и скрывало за собой желание независимости. Впоследствии мусульманские автономии были разделены по этническому признаку, от которых и происходят современные административно-политические субъекты национальных республик», - отметил он.
В свою очередь Сергей Манышев подчеркнул, что обсуждение итогов революции для Дагестана, к примеру, затруднено в связи с тем, что данную тему предпочитают замалчивать.
«В 1990-е годы была попытка говорить о наследии Горской республики, об успешном или не очень успешном ее опыте. Но в настоящее время эта тема выведена из повестки. Опасаются, что это не понравится кому-то наверху. Политические обсуждения на Северном Кавказе больше обращаются к Кавказской войне», - резюмировал Манышев.
В ноябре 1917 года в на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи была провозглашена Горская республика, а затем - Федеративная Горская Республика Северного Кавказа (Союзная) (май 1918 года). В республику горцев Северного Кавказа вошли все северокавказские народы, состояла она из семи штатов: Абхазии, Адыгеи, Кабарды, Карачаево-Балкарии, Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана. Правительство ФРСК было низвержено в конце мая 1919 года, говорится в "Большой исторической энциклопедии".
источник: корреспондент "Кавказского узла"