В Дагестане эксперты заявили о закрытости информации об "убийствах чести"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Дагестане отсутствует статистика по количеству "убийств чести", зачастую информация о преступлениях скрывается родственниками убитых женщин, считают эксперты. Ситуация в Дагестане может привести к увеличению количества таких преступлений, считает шеф-редактор портала о дагестанских женщинах Светлана Анохина.
Как сообщал "Кавказский узел", 17 ноября в Гунибском районе Дагестана был задержан 54-летний житель Махачкалы, который вез в машине труп своей 21-летней дочери. Следственные органы рассматривают версию, что мужчина убил дочь, поскольку "он был недоволен ее нескромным поведением".
Исаева: за два года поступило три обращения об "убийствах чести"
За последние два года в правозащитную организацию "Матери Дагестана" поступили три обращения об убийствах девушек своими близкими родственниками, заявила корреспонденту "Кавказского узла" руководитель организации Светлана Исаева. При этом, по словам Исаевой, позже заявители отказались от своих жалоб.
"Например, жительница Буйнакска обратилась с заявлением, что ее родной брат убил свою дочь. Девушка хотела сбежать с любимым человеком, хотя была засватана за другого. Отец, узнав об этом, решил, что дочь опозорила его. Он ее задушил. Родственники объявили всем, что она повесилась. А тетя девушки, которая обратилась ко мне, не осмелилась идти в полицию – знала, что родственники ее не поддержат. В другом случае брат убил сестру. Мать не пошла в полицию, потому что не хотела терять еще и сына. Родственники купили справку, что у девушки были проблемы с сердцем. В третьем случае отец застрелил дочь. Мать подтвердила его версию о неосторожном обращении с оружием. Она сказала, что не прокормит остальных детей без мужа, в дочь, мол, сама была виновата", - рассказала правозащитница.
В целом эксперты в Дагестане отмечают, что так называемые "убийства чести" в Дагестане являются явлениями редкими, но не исключительными. При этом оценить его масштабы и динамику невозможно из-за отсутствия статистики, отметил журналист Закир Магомедов.
"Никакой статистики по "убийствам чести" нет – ни официальной, ни неофициальной. Правоохранительные органы могут и не знать о таких убийствах, ведь заявления от родственников нет. Наоборот, они представят свидетельство о смерти от болезни. Но даже если участковый в селе знает об убийстве – в селе трудно что-то укрыть, он не станет инициировать расследование, потому что доказательств никогда не соберет – никто не даст свидетельских показаний, убийце будет обеспечено алиби?" - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомедов.
Денисенко: убийц девушек никто не ищет, а дела не расследуются
Говорить о количестве "убийств чести" невозможно, считает адвокат Елена Денисенко. "Даже если проверить статистику пропавших девушек, то ведь не все пропавшие убиты, и не все убитые были объявлены пропавшими. В селах вообще не разглашают никакой информации, родственники могут сказать всем, что девушка умерла от болезни или уехала куда-то", - считает адвокат.
В то же время адвокат отметила, что в последнее время она о подобных случаях "слышит все чаще".
"Не думаю, что убийств стало больше, просто в связи с развитием соцсетей появилось больше информации о таких случаях и больше возможности для гласности. Но в большинстве случаев убийцы успевают спрятать труп, потом заявляют об исчезновении. Но никто толком не ищет, и дела не заводятся, не расследуются. Единственный случай, когда убийцу осудили, – в Нечаевке, но только благодаря матери, ее принципиальной позиции виновному дали хотя бы семь лет. А если родственники не настаивают на возбуждении уголовного дела, кто будет им заниматься?" - сказала Елена Денисенко "Кавказскому узлу".
22-летняя Марьям Магомедова была убита в селе Нечаевка Кизилюртовского района Дагестана в августе 2010 года. Мать убитой возложила ответственность за преступление на дядю девушки – Касума Магомедова, который считал, что его племянница ведет себя недостойно и позорит семью. Подсудимый сначала отрицал свою вину, однако 22 мая 2014 года признался, что совершил убийство по неосторожности, в состоянии "помутнения сознания". 21 октября Кизилюртовский районный суд Дагестана приговорил Касума Магомедова к семи годам строгого режима.
Дела об "убийствах чести" доходят до суда крайне редко, заявила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат матери убитой в Нечаевке девушки Салимат Кадырова.
"Обычно это происходит, когда убийца приходит с повинной. Чтобы дело дошло до суда по инициативе других родственников – такого не слышала. Случай в Нечаевке был исключением. А в 1980-х годах в Кизилюрте был такой случай: отец пошел в милицию, думая, что убил дочь, а она выжила. Он несколько раз ударил ее кинжалом и оставил в луже крови, а она через окно выбралась на улицу, ее отвезли в больницу и спасли. Отца посадили на четыре года", - рассказала Салимат Кадырова.
Анохина: общество оправдывает "убийства чести"
"Убийства чести" не прекратятся до тех пор, пока они оправдываются в обществе, считает шеф-редактор интернет-издания о дагестанских женщинах Daptar.ru Светлана Анохина.
"Эти убийства происходят не так часто, но почва подготовлена уже настолько хорошо, что, по моему личному мнению и ощущению, может повториться эпидемия, которая была в 1990-е годы. Некоторые эксперты, у которых я спрашивала, как движется кривая, отмечают, что в 1990-е, когда люди потеряли ориентиры, советская власть ушла, законы не работали, была эпидемия "убийств чести". Потому что когда нет четкой системы законов, человек берет то, что оказывается под рукой. Потом количество таких убийств пошло на спад. А сейчас – это видно по разговорам, по настроениям в обществе, по комментариям под сообщениями в соцсетях и СМИ – вижу, что почва подготовлена очень хорошо", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Анохина.
Дагестанская общественная организация "Матери Дагестана за права человека" запустила портал Daptar.ru в феврале текущего года. Портал позиционируется как первый интернет-ресурс, посвященный проблемам дагестанских женщин. Материалы, подготовленные дагестанскими журналистами, посвящены темам домашнего насилия, ранних браков и другим проблемам, с которыми сталкиваются женщины Дагестана.
"Мое личное мнение: такие убийства совершают либо очень "крутые", авторитарные главы семей, "альфа-самцы", которые не терпят ни от кого непослушания, либо, напротив, те люди и в тех семьях, которые за счет этих убийств пытаются поднять свой социальный капитал. Это так называемые "гамма-самцы", у которых нет никакого авторитета, и им необходимо продемонстрировать свою "крутость", - считает Светлана Анохина.
После "убийств чести" у совершивших их граждан появляется определенная репутация в обществе, подчеркнула эксперт.
"Они пытаются за счет этого утвердиться, потому что в глазах общества такие убийства, к сожалению, - признак крутизны и нравственной чистоты семьи. И такие настроения нарастают, видимо, потому, что убийцы остаются безнаказанными. Посмотрите, кто-нибудь осуждает таких людей? Кто-нибудь вообще отслеживает, что с ними стало? Их подвергают гонениям? Нет, напротив, у них в селе появилась репутация. Когда такие явления нарастают, на мой взгляд, убийства чести становятся престижными", - сказала Светлана Анохина.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"