В Дагестане жители села Ирганай отказываются отправлять детей в школу из-за невыплаты компенсации за затопленные земли
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители селения Ирганай Унцукульского района Дагестана требуют от руководства республики выплатить компенсацию за затопленные при строительстве ГЭС земли. Они решили не отправлять детей в школу и детский сад, пока глава Дагестана не примет представителей джамаата села.
Ирганайская ГЭС (филиал ОАО "Русгидро") является второй по мощности ГЭС (после Чиркейской) на Северном Кавказе. Ее строительство началось в 80-х годах, а закончилось в 2008 году, и после ее введения в строй под воду ушли сады местных жителей с урожаем, дома, сельхозугодья. Жители сел, попавших в зону затопления, неоднократно проводили акции с требованием выплаты компенсаций.
Решение не отправлять детей в школу и детский сад было принято 1 августа на сходе, который состоялся перед главной мечетью села после пятничной молитвы, сообщили корреспонденту «Кавказского узла» представители джамаата. «На сходе, согласно протоколу, присутствовали 475 человек. Выступавшие говорили о том, что правительство Дагестана уже много лет игнорирует требования жителей Ирганая выплатить компенсации переселенцам, за упущенную выгоду, затопленные земли, сады и строения. Джамаат единогласно решил пойти на крайние меры и не пускать детей в школу и детсад 1 сентября. Это мера будет действовать до тех пор, пока глава Дагестана Рамазан Абдулатипов не встретится с представителями села», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель схода Омардибир Дибирмагомедов.
В тот же день от имени джамаата были также направлены открытые письма главе Дагестана Рамазану Абдулатипову и его полномочному представителю в горной зоне Магомедгаджи Зайнулабидову.
«При строительстве гидроузла (Ирганайской ГЭС – прим. «Кавказского узла») мы, ирганайцы, пожертвовали 644 га высокопродуктивных сельхозугодий и 224 га плодоносящих абрикосовых садов. Под затопление водохранилища попало село Ирганай с населением более 2400 человек. Подлежат переселению 238 семей. Необходимо выплатить компенсацию по упущенной выгоде за сельхозпроизводство более 700 землепользователям. Остались незавершенными объекты социально-культурного и хозяйственного назначения. Не восстановлены 224 га затопленных садов. Все это результат неоднократных переносов сроков строительства гидроузла и недостаточного, несвоевременного финансирования мероприятий по зоне водохранилища за более чем 25 лет», - говорится в письмах.
Жители села просят Абдулатипова и Зайнулабидова оказать содействие по включению зоны затопления Ирганайской ГЭС в перечень объектов, финансируемых за счет федеральных целевых программ.
«Мы много раз обращались к президенту и председателю правительства страны с нашими проблемами. Каждый раз наши письма попадали в дагестанское правительство и, в конце концов, в отдел зоны затопления, где сидит мой сосед. Что за странный метод работы с обращениями граждан! Если бы я хотел поговорить с моим соседом, я бы зашел к нему в гости, а не писал бы президенту. Мы ведь тоже граждане Российской Федерации, и на нас распространяются законы страны, почему же госчиновники нас игнорируют?» - задается вопросом Омардибир Дибирмагомедов.
Представители джамаата Ирганая хотят встретиться с руководителем республики, чтобы рассказать ему о положении в селе, заявил корреспонденту «Кавказского села» один из участников схода, председатель общественной организации «Справедливость в обществе» Гамзат Гамзатов.
«В этом году из-за весенних морозов погиб весь урожай абрикосов – главный источник доходов ирганайцев. Компенсаций за это никто не даст, так как урожай не был застрахован. Людям просто не на что купить детям одежду и школьные принадлежности. Еще одна проблема – водопровод для полива. По проекту он должен был идти от плотины Гоцатлинской ГЭС и давать воду самотеком для трех сел. Но денег для завершения строительства, как обычно, не хватило... Об этом мы тоже хотим рассказать Рамазану Абдулатипову», - сообщил Гамзатов.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей властей республики в связи с заявлениями местных жителей.
На компенсационные мероприятия с 1999 по 2008 год израсходовано 2,5 млрд рублей.
Ранее, 5 марта на встрече с жителями Унцукульского района представитель главы Дагестана в Горном территориальном округе Ибрагим Ибрагимов заявил, что с 1999 по 2008 год на благоустроительные мероприятия вблизи зоны затопления и возмещение потерь при строительстве Ирганайской ГЭС израсходовано 2,572 млрд рублей.
"За эти деньги были построены 1193 жилых дома, три школы на 860 ученических мест, два детских сада на 190 мест, два фельдшерско-акушерских пункта, мечеть, селезащитные дамбы и сооружения, подпорные стенки, лотки, две электрокотельные, более 30 км питьевого водопровода, два поливочных водопровода на 3,5 км, благоустроены 32,8 га территорий населенных пунктов, обеспечена защита территорий от подтопления, сооружены два культурно-оздоровительных центра, подстанция электроснабжения, фруктово-консервный цех, ветеринарная лечебница, сделано переустройство 25 км линий связи, проложены 20 км сетей электроснабжения, построены узел связи на 600 абонентных номеров, автодорога протяженностью в 5 км, мост, водозаборные сооружения и магистральные водопроводы на 20 км", - заявил Ибрагимов.
По информации представителя главы республики, правительство Дагестана и администрация Унцукульского района все документы, необходимые для осуществления выплаты компенсаций за затопленные земли, передало правительству России.
"Если правительство РФ признает, что расчеты сделаны на законных основаниях, и что вам положено выплатить компенсацию, то все будет осуществлено. По данным расчетов, за возмещение земель, необходимых для государственных нужд, необходимо выплатить 9,459 млрд рублей, для компенсации за изъятие индивидуальных жилищных строений - 1,882 млрд рублей, на 25 объектов капитального строительства необходимо выделить 1,859 млрд рублей", - заявил представитель главы Дагестана.
источник: корреспондент "Кавказского узла"