Полпред Хлопонин ответил на критику журналистов в адрес стратегии развития СКФО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Встреча полномочного представителя президента в СКФО Александра Хлопонина с руководителями средств массовой информации региона длилась три часа вместо намеченных полутора и прошла в необычном для подобных мероприятий формате полемики. Встреча состоялась в резиденции полпреда в Ессентуках (Ставропольский край).
В ходе беседы, на которой обсуждался ход реализации "Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года", все 13 присутствовавших редакторов и журналистов имели возможность задать свои вопросы. Некоторые из них просили о финансовой или административной поддержке, предлагали коммерческие проекты. Однако большая часть представителей СМИ приняла участие в дискуссии с полпредом Хлопониным.
Стратегия развития требует существенной доработки, считают журналисты
Корреспондент «Открытой газеты» Антон Чаблин перечислил некоторые недостатки "Стратегии развития СКФО", в которой мало говорится о нарушении прав человека в регионе, развитии гражданского общества, межконфессиональных и религиозных конфликтов, проблемах местного самоуправления, а также нет четких положений по использованию потенциала диаспор. По мнению Чаблина, в документе недостаточно конкретных предложений по реализации молодёжной политики, и одной лишь организацией открытого университета округа невозможно решить все проблемы.
Александр Хлопонин сказал, что «готов подписаться под каждым словом Чаблина», вместе с тем не согласился с ним по вопросу недостаточного освещения темы прав человека и потребности в особых условиях для развития местного самоуправления. Кроме того, по словам полпреда, стратегия развития создавалась в очень короткие сроки, и при ее составлении не ставилось задачи описать все проблемы региона. Хлопонин также сообщил, что многие озвученные Чаблиным вопросы будут включены в состав госпрограммы, затруднившись при этом назвать конкретные сроки подготовки документа. Тем не менее, способ решения многих из озвученных проблем уже предложен в "Плане по реализации стратегии развития".
Особое место в дискуссии занял так называемый «русский вопрос». Александр Хлопонин отметил, что отсутствие политики распределения молодых кадров негативно сказывается на привлечении на Северный Кавказ русских специалистов, например, школьных учителей. В свою очередь, корреспондент «Кавказского узла» отметил, что отец полпреда в свое время по распределению три года работал в Дагестане. Однако Хлопонин указал, что отмена распределения правильна и надо добиваться того, чтобы молодые специалисты сами хотели приезжать работать на Северный Кавказ.
Отметим также, что в ходе встречи было заявлено о намеченных на 18 октября слушаниях в Общественной палате РФ на тему проблем русскоязычного населения на Северном Кавказе.
Еще одной проблемой, затронутой в ходе встречи, стала процветающая в регионе коррупция. Многие представители региональных СМИ упомянули о том, что регулярно информируют о случаях подобных преступлений. Хлопонин пообещал «разобраться по следам этих материалов», и подчеркнул, что в СКФО в четыре раза выросла раскрываемость преступлений коррупционного характера.
Фактическое свертывание Кремлем политики мультикультурализма подверг критике заместитель главного редактора газеты «Ставропольский репортёр»Сергей Попов. По его словам, это произошло после визита первого замруководителя администрации президента Владислава Суркова в Чечню 22 октября 2010 года. Мультикультурная политика жизненно необходима в регионе, поскольку без нее невозможно выстраивать межнациональные отношения, считает Попов. При этом Хлопонин остро отреагировал на замечание Попова о том, что выходцы с Северного Кавказа «занимают территории Ставропольского края». Полпред заметил, что представители кавказских этносов использовали пастбищные территории еще с советских времен. «Это нормально, это происходило и ранее, мы не должны ставить ограничений», - подчеркнул он.
Александр Хлопонин поддержал озвученное главным редактором «Кавказского узла» предложение дополнить "Стратегию развития СКФО" разделами, отражающими политику интеграции женщин северокавказских народов в процесс развития региона, защиту и предотвращение насилия в их отношении. Это предложение было высказано Эмилем Паиным еще на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым в Нальчике 5 июля.
Курорт "Архыз" заработает весной 2012 года
Расположенный в Карачаево-Черкесии горнолыжный курорт Архыз заработает в полном объеме в марте 2012 года, так А. Хлопонин отреагировал на вопрос «Кавказского узла», о том укладывается ли в сроки, оговоренные в "Концепции развития туркластера СКФО" строительство стартовых объектов курорта (в документе сроком сдачи намечен «горнолыжный сезон 2011/2012 года»). Заместитель полпреда Юрий Олейников, уточнил, что совещание с участием СМИ можно планировать на Архызе уже в феврале.
В то же время полпред затруднился сообщить сроки завершения контртеррористической операции в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии, которая уже более восьми месяцев наносит ущерб туристическому имиджу региона и провоцирует отставание реализации проекта «Приэльбрусье». Не ответил Хлопонин и на вопрос «Кавказского узла» о том, сколько из созданных в 2010 году 88 тысяч рабочих мест, предназначено для молодежи, а также, какое количество вакансий для молодых людей в нынешнем году.
Джейрахский район Ингушетии станет значительным центром пешего туризма на Северном Кавказе. Под этот проект уже найдены инвесторы, готовые выделить около 50 млн евро. Об этом проинформировал Хлопонин в разговоре с главным редактором издания «Вестник. Северный Кавказ» Ириной Варламовой.
Отметим, что полпредство президента РФ в СКФО регулярно привлекает к освещению своей деятельности журналистов местных СМИ. Так, во время сегодняшней встречи была проанонсирована встреча с инвесторами в начале ноября, куда будут приглашены журналисты.
Стратегия развития не предполагает необходимого СКФО модернизационного прорыва, считают ученые
Стратегия развития СКФО критиковалась не только на сегодняшней встрече с представителями СМИ, но и на страницах монографии "Северный Кавказ: модернизационный вызов", которая вышла летом 2011 года.
Авторы монографии - сотрудники "Института экономической политики им. Гайдара" Ирина Стародубровская, Татьяна Интигринова, Денис Соколов и Нина Миронова, а также директор региональной программы "Независимого института социальной политики" Наталья Зубаревич и замредактора газеты «Черновик» Хабиб Магомедов. Исследование было организовано по личной инициативе Егора Гайдара и проводилось в течение полутора лет совместно с исследовательским центром RAMCOM (руководитель — Денис Соколов).
"Мы, коллектив авторов, достаточно подробно изложили наше представление о тех рисках, которые содержатся в "Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года. Нам представляется, что этих рисков несколько, и часть из них уже начала осуществляться", - рассказала в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Стародубровская.
Авторы монографии "Северный Кавказ: модернизационный вызов" в течение года вели полевые исследования: приезжали на разные территории в КБР, Дагестане, КЧР, Северной Осетии, разговаривали с людьми, пытаясь понять, за счет каких источников они существуют, как формируются их жизненные стратегии.
В монографии указывается, что стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа не предусматривает амбициозных задач, таких, которые подразумевала идеология модернизации России в 30-е года ХХ века. "Предполагая вложить в экономику Кавказа 600 млрд рублей, федеральный центр, скорее, ориентируется на то, чтобы затормозить отставание регионов округа от среднероссийского уровня, чем на модернизационный прорыв", - отмечается в книге.
"Избыточное население предполагается ориентировать на выезд в другие регионы, для чего будет сформировано агентство по трудовой миграции. Создается впечатление, что и сами авторы стратегии понимают, что предлагаемые меры не снимают основных барьеров на пути развития регионов Северного Кавказа, не создают условий для устойчивого экономического роста. Просто одна модель "платы за стабильность" - накачка бюджетов федеральными деньгами, заменяется на другую - бюджетную поддержку инвесторов", - сказано в труде.
Подход, который предлагают авторы монографии, основан на другой трактовке ситуации на Северном Кавказе: "Взамен диагноза "На Кавказе нет внутренних источников накопления, поэтому не существует альтернативы инвестициям извне", получаем другой – накопления есть, нет стимулов к их производительному использованию".
Стратегия, по мнению авторов монографии, исходит из того, что сейчас на Северном Кавказе модернизация не развивается, и ее нужно привносить и поддерживать извне. "Результаты наших исследований показывают, что это не совсем так", - говорит Ирина Стародубровская.
В частности, по ее словам, в том же туристическом бизнесе достаточно успешно и эффективно развивались два центра - Приэльбрусье и Домбай. "К сожалению, сейчас Приэльбрусье вряд ли можно назвать активно развивающимся центром, но, тем не менее, подобное развитие шло, и нам представлялось более логичным поддержать существующие центры развития, помочь им выправить те существующие диспропорции, которые там сложились, чем создавать новые центры", - отмечает Стародубровская.
Создание новых центров, полагают ученые, приведет к деградации существующих, потому что туристы поедут туда, где инфраструктура будет лучше, а старые центры останутся наименее обеспеченными, и будут обречены на деградацию. Во-вторых, отмечают авторы, согласно исследованиям, поток туристов в новые туристические центры достаточно ограничен, потому неясно, будут ли они обеспечены достаточной посещаемостью.
"Нам представляется, что это несправедливая конкуренция, поскольку, по программе Хлопонина, строящиеся объекты интенсивно поддерживаются государством, а те, кто растет без программы, делают это, опираясь на собственные силы, - продолжает Ирина Стародубровская. – Это может привести к тому, что существующие центры развития погибнут, а новые, непонятно, возникнут ли".
Существуют также риски обострения существующих и создания новых очагов конфликтов. Это связано с тем, что на Кавказе формальные и неформальные институты очень сильно различаются.
"Земля, которая формально может считаться незанятой, никому не принадлежать и предлагаться для осуществления проектов, реально является частной собственностью домохозяйств и сообществ. Но эта собственность существует в рамках традиций и юридически не оформлена, а иногда и по региональному законодательству не может быть оформлена", - говорит собеседница корреспондента "Кавказского узла".
Соответственно, отмечает она, инвестор вроде бы приходит на чистую и ничем не обремененную площадку, а на самом деле оказывается, что он не может на ней работать, потому что она принадлежит по факту живущим там людям - такая ситуация была в Ногайском районе Дагестана.
Третий риск, по мнению авторов монографии - возможность усиления коррупционного давления как следствие несправедливой конкуренции. Те предприятия, которые уже работают на Кавказе и платят коррупционную маржу чиновникам, с приходом государственных денег будут поставлены в еще более худшие условия из-за того, что эти "откаты" могут существенно повыситься и стать для предпринимателей "неподъемными".
Как сообщал "Кавказский узел", на инвестиционном форуме в Сочи в сентябре этого года вице-премьер, полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин рассказал, что согласовал с Минфином РФ программу развития Северного Кавказа на сумму четыре триллиона рублей. По его словам, большую часть этой суммы составят частные инвестиции и софинансирование регионов. В саму программу входят проекты «Лукойла», «Курортов Северного Кавказа» и других крупных инвесторов. Из федерального бюджета Хлопонин просит всего около 100 миллиардов рублей.
Ранее полпред подчеркивал, что выделяемые Северному Кавказу средства - это "страховка и гарантия государства, что оно готово разделить риски с инвестором и банкиром, которые вкладывают деньги".
"Ни копейки из этих 50 миллиардов (тогда речь шла о сумме 50 млрд рублей. – Прим. "Кавказского узла") Кавказу не дается. Эти деньги - это страховка, гарантия", - заявил Хлопонин 31 марта в интервью "Кавказскому узлу" и "Газете.ру". Тогда он отметил, что на тот момент завершалась оценка использования на территории округа федеральных бюджетных средств с 2008 года. За этот срок здесь было потрачено 74 миллиарда рублей.
Тогда же полпред сообщил, что до конца второго квартала 2011 года уже должна быть конкретная программа в рамках стратегии - с планом действий, с мероприятиями, с деньгами, которые планируются по бюджету - у каждого федерального министерства.
источник: корреспондент "Кавказского узла"