Кесаева: государство не научилось предотвращать теракты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Теракты в России совершаются потому, что государство не научилось их предотвращать. Так считает руководитель Всероссийской общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева.
"К сожалению, государство не может или не хочет извлекать уроки из тех трагедий, которые можно было предотвратить. Гибель невинных можно было предотвратить, как это было с нами. Столько людей погибло, столько могил детей и взрослых и никаких выводов нет - вот, что нас особенно сильно угнетает", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Кесаева.
Пять лет прошло со дня кровавой трагедии в Беслане, это не забывается, говорит женщина. "Люди с нами, с потерпевшими. Но мы все-таки оказались одни. Те люди, которые собрались почтить память погибших, могут выразить сочувствие, и нам от этого действительно становится легче, но провести расследование власти не могут, принять закон о статусе жертв теракта не могут, излечить наших детей они тоже не могут", - сетует Элла Кесаева.
По словам Кесаевой, заявления были обращены в адрес руководства страны с тем, чтобы в эти траурные дни президент выразил свое отношение к потерпевшим.
"Мы знаем, что закон о статусе жертв теракта необходим стране, тем более он необходим Северному Кавказу, где каждый день совершаются теракты. Теракты совершаются потому, что государство еще не научилось их предотвращать", - заявила она.
Кесаева убеждена, что если за бесланской трагедией не следовали реальные и результативные выводы со стороны властей, "то небольшие трагедии, которые ежедневно случаются на Северном Кавказе, не заставят работать в направлении обеспечения безопасности и гарантий конституционных прав рядовых граждан".
"Я не вижу никакого выхода, кроме как консолидироваться с другими потерпевшими", - говорит Кесаева.
Руководитель "Голоса Беслана" рассказала, что люди до сих пор не ощущают безопасности.
"Сидя две ночи в спортзале, группа потерпевших, матерей бывших заложников решила, что будет обращаться еще и еще раз с просьбой к президенту Медведеву принять закон о статусе жертв теракта, чтобы он выслушал нас. Потому что мы, жертвы, можем внести свои предложения по предотвращению терактов. Нам есть, что сказать. Мы будем писать, писать и писать. Я надеюсь, до шестой годовщины эта встреча произойдет, и для этого не понадобятся десятки писем", - сказала Кесаева.
Жертв теракта в Беслане надеются на то, что расследование дела о теракте будет завершено, а виновные будут названы и наказаны.
Мзия Кокойты, осетинка по национальности, родом из Грузии. Она переехала в Беслан в 1991 году во время грузино-осетинского конфликта. Во время теракта в школе она потеряла свою младшую 12-летнюю дочь. Теперь она винит себя за переезд в Беслан.
"Время не лечит, только калечит, как будто это вчера произошло. У нас в семье уже нет тех отношений, как до теракта и с мужем, и со старшими детьми. Я чувствую, что не живу, а доживаю", - говорит Кокойты.
"Из наших соседей в заложниках были 22 человека, 19 из них погибли. Нас убили. Моя дочь сгорела там заживо, от нее остались только две ноги", - рассказала женщина.
Мзия Кокойты убеждена, что во время освобождения заложников можно было избежать такого количества жертв.
С Эммой Бетрозовой корреспондент "Кавказского узла" встретилась на кладбище, в "Городе Ангелов". Женщина потеряла во время теракта всю семью: мужа и двоих детей. "Говорят, что время лечит, но легче не стало. Наоборот, с каждым годом становится все больнее. Когда приходишь в пустой дом - это очень тяжело", - говорит Бетрозова.
"Мои дети пошли в школу вместе с отцом, я не могла пойти, поехала в Нальчик. Так они попали в школу. Самое больное, что меня не было рядом. Отца убили в спортзале на глазах у детей. Три дня они еще мучались с этой болью, их некому было утешить, меня не было рядом", - рассказала Эмма о событиях 1 сентября 2004 года.
"Я всю жизнь думала так: воспитаю детей здоровыми, честными, порядочными, любящими - это все, что от меня требовалось, а за спокойствие отвечают другие люди. Когда случилась эта трагедия, я поняла, что каждый человек ответственен. Я корю себя за то, что три дня ждала, пока детей кто-то спасет. Мы верили обещаниям, мы ждали, что их спасут. К нам выходили высокопоставленные люди, говорили: не мешайте нам спасать детей. И от этого сегодня больнее. Я должна была приползти на коленях в школу, может быть, одного из моих детей освободили бы взамен. Прошло пять лет, а виновных в этой трагедии не нашли", - рассказала пострадавшая.
Напомним, что вчера в Северной Осетии завершились траурные мероприятия, посвященные жертвам теракта в Беслане в сентябре 2004 года. Почтить память погибших на мемориальное кладбище, в "Город Ангелов" пришло более десяти тысяч человек. В течение 30 минут в полной тишине под звуки отсчета метронома были перечислены имена и фамилии погибших в теракте.
Отдельно прозвучали фамилии и имена сотрудников МЧС и десяти бойцов спецподразделений "Альфа" и "Вымпел", погибших при спасении заложников.
Цветы и венки "Древо скорби" возложили главы Северной и Южной Осетии Таймураз Мамсуров и Эдуард Кокойты, председатель правительства Николай Хлынцов, спикер парламента Лариса Хабицова, члены Кабинета министров, депутаты, руководители судебных и правоохранительных органов, министерств и ведомств, представители администрации местного самоуправления Владикавказа и районов республики, политических партий, общественности.
источник: корреспондент "Кавказского узла"