16 апреля 2014, 21:24

Итоговая декларация Международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности»

6 марта 2014 года в Махачкале завершила работу международная богословская конференция "Российские мусульмане: права и обязанности", в работе которой приняла участие делегация Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ) во главе с генеральным секретарем союза шейхом Мухиддином Али Аль-Карадаги. В апреле 2014 года Духовное управление мусульман Дагестана распространило официальный перевод с арабского на русский язык итоговой декларации конференции, заверенный шейхом Аль-Карадаги.

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Итоговая декларация

Международной богословской конференции

«Российские мусульмане: права и обязанности»

Дагестан, Махачкала,

5 Джумада аль-уля 1435 г. х. = 6 марта 2014 г.

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит он и да приветствует того, кто был послан как милость для миров - господина нашего Мухаммада, и род его, и сподвижников его.

В Республике Дагестан побывала делегация Всемирного союза мусульманских ученых во главе с достопочтенным генеральным секретарем Союза шейхом д-ром Али Мухи ад-Дином аль-Карадаги, визит которой состоялся по приглашению главы Республики Дагестана г-на Рамазана Абдулатипова. В состав делегации входили: Его Честь председатель комиссии Союза по делам вакфов и инвестиций шейх д-р Халед аль-Мазкур; член Союза шейх д-р Ахмад аль-Хаммади; исполнительный директор Союза г-н Рашид аль-Алави; советник по информационным вопросам г-н Маджид Али аль-Карадаги; координатор деятельности Союза в Российской Федерации и СНГ д-р Юсеф Луай.

Под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых и Духовного управления мусульман Дагестана, при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования в России, в столице Дагестана г. Махачкале 6 марта 2014 г. (5 дня первой джумады 1435 г. х.) прошла международная богословская конференция «Российские мусульмане: права и обязанности». В ее работе приняли участие члены делегации ВСМУ, достопочтенный муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев, улемы Дагестана, а также муфтий Республики Татарстан шейх Камиль Самигуллин, муфтий Чеченской Республики Султан-хаджи Мирзаев, муфтий Республики Ингушетия Иса-хаджи Хамхоев, муфтий Республики Северная Осетия - Алания Хаджимурат-хаджи Гацалов, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов. В ней также приняли участие руководители исламских и общественных организаций, многие российские ученые, представители интеллигенции и молодежи Дагестана, цвет студенчества и профессуры дагестанских университетов.

Конференция открылась чтением аятов Священного Корана, после чего слово взял достопочтенный муфтий шейх Ахмад-хаджи Абдулаев. Он приветствовал делегацию Союза, отметив его значение и роль. Он также приветствовал участников конференции и подчеркнул ее значимость в деле упрочения безопасности и стабильности в Дагестане и за его пределами. Достопочтенный муфтий, и другие выступавшие отметили значение первой международной богословской конференции, которая прошла 18 ноября 2012 г. в Махачкале под девизом «Дагестан - территория мира», и которая приняла Дагестанский акт по вопросам джихада и фетву о применимости термина «территория мира и Ислама» к Дагестану и подобным ему областям (изданную и утвержденную генеральным секретарем ВСМУ и улемами Дагестана). Было подчеркнуто, что эта конференция внесла большой вклад в повышение сознательности молодежи и снижению угроз для общественной безопасности.

Затем его честь генеральный секретарь ВСМУ шейх д-р Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги произнес пространную речь, насыщенную научными и шариатскими выводами, а также отмеченную детальным описанием рассматриваемых проблем и их глубоким анализом. С речами также выступили Его Честь шейх д-р Халид аль-Мазкур, Его Честь шейх д-р Ахмад аль-Хаммади, российские муфтии. Выступавшие отметили значение конференции, поддержали все тезисы, прозвучавшие в докладе генерального секретаря Союза, а также выразили благодарность главе Дагестана, муфтию республики и организаторам конференции.

В ходе визита делегация провела ряд встреч с улемами и молодежью республики, чтобы дать ответы на вопросы религиозно-правового характера, прежде всего связанных с подозрениями, возникающими вокруг многих важных проблем, существующих в Дагестане.

Итогом визита, конференции и проведенных встреч стал заявление, в котором был дан следующий подробный ответ на поставленные вопросы:

1. Ислам и террор

- Какова позиция Ислама в отношении совершаемых в России взрывов, от которых страдают гражданские лица: имамы, преподаватели, женщины и безвинные дети?

Ответ:

- Запугивание и истребление мирных людей, убийства, бессудные казни, взрывы общественных зданий и сооружений являются запретными преступными деяниями. Они относятся к такому преступлению, как «разбой и распространение нечестия на земле», за которое Аллах установил самые суровые наказания. Всевышний говорит: «Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них - позор в ближайшей жизни, а в последней для них - великое наказание» (Сура 5 «Трапеза», 33). Кроме того, имеются многочисленные аяты и хадисы о преступности убийства и умерщвления живой души, о запретности посягательства на достоинство и имущество людей.

Об этом же говорится в резолюции № 154 (17/3) Международной академии исламского фикха, которая гласит, что «акты террора во всех его формах и проявлениях запрещены и рассматриваются как преступные деяния, подпадающие под категорию разбоя, где бы и кем бы они ни совершались. Террористом считается всякий, кто непосредственно принимает участие в актах террора, подстрекает к ним, финансирует их или поддерживает их, будь то индивид, группа или государство. Террор может применяться государством, или же одними государствами в отношении других».

Такое же решение принято Академией исламского фикха при Лиге исламского мира на сессии, проходившей 21-26 фавваля 1422 г. х. (5-10 января 2002 г.).

2. Позиция Ислама в отношении сотрудничества со светским государством

- Какова позиция Ислама в отношении правительств, придерживающихся светской ориентации в управлении государством, а также в отношении властных структур, чиновникам и сотрудникам силовых структур?

Ответ:

- Если в государстве соблюдаются права мусульман на исполнение обрядов, молитв и т.п., то нужно стараться сохранить свою веру, призывать к благу и порицать осуждаемое и побуждать к одобряемому, вести проповедь. Всевышний сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Сура 16 «Пчелы», 125). Также мусульманин должен сдерживать обещания и соблюдать соглашения: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (Сура 5 «Трапеза», 1). И еще:
«И исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят» (Сура 17 «Ночной перенос», 34). Кроме того, Аллах так описал избранных: «которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры».

Во многих хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о том, что не сдерживать обещания равнозначно проявлению лицемерия. Соблюдение законов государства обязательно, если есть четкое понимание, что они не противоречат шариату.

Ученые должны примечать различия между сегодняшним государством и государствами прошлого. В РФ насчитывается семь мусульманских республик, свобод у которых больше, чем у большинства арабских стран. Если мусульмане в них будут действовать с мудростью и добрым увещеванием, достигая своих целей политическими и дипломатическими средствами, ведя конструктивный диалог, без спешки, руководствуясь принципом постепенности, то они - в дозволения Всевышнего Аллаха - достигнут того, к чему стремятся. В некоторых российских республиках мусульманам удалось претворить в жизнь очень многие нормы шариата, в то время как часть молодежи - при поддержке некоторых радикалов извне - встали на путь боевых действий в Чечне. Что же все это обернулось? Гибелью десятков тысяч людей, разрушением государства и народа. Так же обстояло дело в Алжире и других местах.

Глубокий анализ подтверждает, говорят Ибн аль-Кайим, аль-Шатыби и другие ученые, что религия эта зиждется на интересах, справедливости, милосердии, учете человеческих возможностей, понимания последствий и предотвращения противозаконных деяний; на том, что Всевышний Аллах вменил нам в обязанность лишь то, что нам посильно, и запретил нам то, что влечет за собой нечестие, притеснение, произвол или жестокость.

3. Работа во властных структурах

Разрешается ли мусульманину работать и служить в органах государственной власти, правоохранительных и военных структурах светского государства? И если он работает в этих структурах, как ему вести себя, чтобы не нарушать нормы шариата?

Ответ:

- Шариат не возражает против работы в государственных органах, а в некоторых случаях в принципе даже требует такой работы, в том числе на посту министра или на верховной должности. В пользу этого имеется много доводов, и среди них поступок нашего господина Йусуфа (мир ему), который попросил неверного царь Египта назначить его управляющим четырьмя секторами ради служения народу Египта, и тот согласился. Иусуф даже потребовал это от неверного царя, сказав ему: «Поставь меня над сокровищницами земли!» (сура 12 «Иусуф», 55). Так он стал чем-то вроде египетского вельможи, т. е. главного министра. Закон же тех, кто был до нас, служит законом и нам, если нет нормы, отменяющей его, а таковой нет, ибо, упомянув о пророках, Всевышний говорит: «Это - те, которых вел Аллах, и их прямому пути следуй!» (Сура 6 «Скот», 90). На это же указывает и история негуса, который принял ислам, сохранил верховную власть, но не смог установить законы ислама, и тем не менее, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) помолился за него. В своем комментарии к этой истории Ибн Таймийя усмотрел в ней указание на то, что человеку вменяется в обязанность лишь то, что ему по силам.

Цели шариата и независимых полезных действий (ал-масалих ал-мурсала) также указывают на то, что это идет на пользу мусульманам и мусульманскому меньшинству. Опыт свидетельствует, что поступление мусульман на государственные посты весьма положительно сказывается на их будущем и на будущем Ислама, увеличивая то, что является для них благом, и уменьшая все, что несет им зло, пороки и вред. И наоборот, отсутствие их на этих постах оборачивается для них изоляцией, отдаляет их от общества, ввергает в бедность, не дает им развиваться и приводит к господству над ними немусульман. Поэтому я настоятельно советую тем, кто к этому способен, поступать на работу во все государственные структуры.

4. Военные действия

- В наше время некоторые мусульмане, именующие себя «муджахидами», широко практикуют вымогательство денег у предпринимателей, облагая их тем, что они называют «налогом на войну». Какова позиция шариата в отношении этого явления?

Ответ:

- Шариатом это не дозволяется. Всевышний Аллах запретил пожирать имущество людей попусту, сказав: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами» (Сура 4 «Женщины», 29), так как от этого проистекают многие пагубы, а также потому, что джихад является действительным лишь при наличии соответствующих условий (см. нашу книгу «Мы и другие»). Но даже когда джихад действителен, ведущие его должны соблюдать в сражении моральные нормы Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников. Аль-Бухари в своем «Сахихе» приводит рассказ Абу Сайда аль-Худри. Они были в походе, проголодались и попросили жителей одной деревни, которые не были мусульманами, принять их и накормить. Те отказались, но мусульмане не стали принуждать их к оказанию гостеприимства и остались за пределами деревни, мучимые голодом. Всевышний Аллах пожелал, чтобы старосту деревни ужалил скорпион, и он попросил, что мы мусульмане прочли над ним заклинание. Абу Сайд аль-Худри прочел заклинание, и когда Всевышний исцелил старосту, он взял с жителей деревни щедрое вознаграждение. Этот хадис и сама история приводятся в «Сахихе» аль-Бухари (см. «Китаб фатх аль-бари», 2276). Эти люди были подлинными муджахидами: они были голодны и нуждались в пище, но не взяли имущества жителей неверной деревни, отказавшей им в гостеприимстве, а если бы это было можно, они бы так и поступили. Когда они вернулись к Посланнику (да
благословит его Аллах и приветствует!), тот подтвердил правильность их поступка. Поскольку же они боялись Бога и не преступили установленных Им границ, Аллах помог им: снискав благодарность старосты и жителей деревни, они получили в подарок множество овец.

5. Уважение к родителям и доброта к ним

- Как относится Ислам к детям, которые выходят из повиновения родителям, вступая в экстремистские вооруженные группировки и участвуя в их преступных деяниях?

Ответ:

- Существует множество хадисов, согласно которым Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) не разрешил некоторым своим сподвижникам, чьи родители (или один из них) были живы, участвовать вместе с ним в истинном джихаде без их разрешения. «В них твой джихад», - сказал он (да благословит его Аллах и приветствует!).

6. Обвинение в неверии, вероотступничестве и многобожии:

- Многие мусульмане работают в государственных учреждениях светского государства. Подпадают ли они, согласно нормам исламского шариата, под категорию неверных, вероотступников или многобожников?

Ответ:

- Вера есть сердечное признание и словесное принятие; полноту же вере придает деяние в соответствии с ее столпами. Среди людей сунны и согласия общепризнанно, что человека нельзя обвинять в неверии, пока он не совершает тяжких грехов, что ключом к вере и раю служит свидетельствование о том, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад - Посланник Аллаха. Общепризнанно, что законный труд в любом административном или подобном ему учреждении не запрещен, но даже если он запрещен, то человек не может объявляться неверным потому, что работает в учреждениях светского государства. Мы уже приводили в пример историю господина нашего Иусуфа, который работал не просто министром, но главным министром в неверном государстве, а также историю негуса.

7. Ислам и другие религии

- Какова позиция Ислама в отношении других религий, и каковы условия сосуществования мусульман с православными и иудеями?

Ответ:

- Подробно об этом мы рассказали в книге «Мы и другие». Если говорить коротко, то Всевышний Аллах повелел нам по-особому относиться к людям Писания, в особенности к христианам всех общин. Более того, Он велел нам вести с ними спор только наилучшим образом. Всевышний сказал: «И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся"» (Сура 29 «Паук», 46). Всевышний Аллах разъяснил нам, как мы должны относиться к ним, в следующих аятах: «Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы из них враждуете, любовь; поистине, Аллах мощен, Аллах - прощающ, милостив!»; «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!»; «Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те - нечестивые» (Сура 60 «Испытуемая», 7-9). Аллах велел проявлять доброту и благодетельствовать всем людям, кроме тех, кто нападает на нас, притесняет нас или изгоняет, но даже с ними Аллах велел нам быть справедливыми и беспристрастными.

8. Определение времени праздников

- Как относится благородный шариат к расхождениям между мусульманами в установлении праздников и обрядов? И можно ли установить для мусульман единые дни исламских праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха) и времени поста?

Ответ:

- Всевышний Аллах установил для мусульман праздники Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха для того, чтобы у них была возможность благодарить Всевышнего Аллаха за помощь рабам Своим в выполнении обрядов поста и хаджа. Для этого Он установил, чтобы мусульмане радовались и предавались дозволенным развлечениям. Так, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) разрешил эфиопам играть копьями в мечети («Сахих» аль-Бухари, хадис 949, Муслим, хадис 892); двум рабыням он разрешил петь для Аиши (да будет доволен ей Аллах) в доме Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!), и когда господин наш Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) возразил против этого, сказал ему: «Оставь их» («Сахих» аль-Бухари, хадис 949, Муслим, хадис 892). Согласно достоверной версии Муслима (хадис 892) и Ибн Хиббана (281), он сказал: «Оставь их, Абу Бакр, ведь это праздничные дни»; в достоверном изложении у Муслима написано: «О Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, а это - наш праздник». 

Одна из целей праздника состоит в том, чтобы радость преисполняла сердца всех мусульман по возможности в одно и то же время. Но так как в прошлом установление единых праздничных дней и времени поста было затруднительным, Ислам разрешил, чтобы жители каждой страны делали это в силу возможности, либо же чтобы видения частью мусульман положения месяца было достаточным для установления времени поста и праздника для всех остальных. Согласно хадису, достоверность которого общепризнанна, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Начинайте пост увидев его, и разговляйтесь увидев его». Эти слова были обращены ко всей умме, а это означает, что если месяц увиден, то пост вменяется в обязанность всем мусульманам. Но Аллах по милости Своей обязал их к этому лишь по их возможности, то есть если известие о положении месяца не дошло до жителей страны, то обязанность с них снимается. Тем не менее, факихи со всей категоричностью не разрешили жителям одной страны расходится в определении времени праздника, поста или хаджа, вменив им в обязанность следовать указаниям правителя данной страны или его представителя (например, муфтиев) с тем, чтобы жители одной страны не расходились в совершении обрядов.

Что касается использования астрономии, то на сей счет среди факихов шли и продолжают идти большие споры. Ее использование не противоречит категоричному в своих доводах тексту, а значит, является предметом иджтихада. Если правитель это делает, ему следует повиноваться. Но по моему мнению, опираться на астрономические данные следует для отрицания того, что время наступило, и для подготовки к тому, чтобы увидеть новолуние; мусульманам же следует стремиться увидеть молодой месяц с помощью современных средств.

Важно, чтобы мусульмане одной страны не расходились между собой в ритуалах (поста и хаджа) и в соблюдении праздников, ибо расхождения в этом могут привести к расхождениям в сердцах, к разделению людей, досужим спорам, а то и к смуте и прочим запретным вещам. Резюмируя, хочу сказать, что считаю необходимым объединить даты мусульманских праздников, учитывая допустимость определения времени праздников астрономическим путем согласно мнению некоторых факихов прошлого, а также многих современных ученых. Мы склоняемся к соединению шариатского видения с опорой на астрономию для отрицания того, что новолуние уже видно, и определения времени, когда оно появится.

Подробно об этом нами сказано в книге «Определение начала лунных месяцев: сравнительное исследование мнений факихов прошлого и настоящего». Однако в любом случае мусульмане одной страны должны отмечать праздники в одно время, и многообразие здесь недопустимо. 

9. Ислам и Интернет

- Каковы устанавливаемые шариатом условия для получения исламских знаний с помощью современны средств Интернета?

Ответ:

- Главное условие пользования Интернетом - не заходить на запретные сайты, не использовать Интернет для запретных (харам) действий и соблюдать меры предосторожности, чтобы уберечь молодежь от вредных сайтов.

10. Банковская система с точки зрения Ислама

- Можно ли мусульманину получать зарплату с помощью кредитной карточки? И можно ли вкладывать деньги в коммерческие банки или инвестировать их в разного рода коммерческие проекты с целью получения прибыли?

Ответ:

- Прежде всего, хотел бы сказать, что мусульмане должны приложить все усилия для создания финансовых учреждений, придерживающихся норм шариата, даже если они и не будут называться исламскими (поскольку важно содержание). Поэтому можно создавать инвестиционные учреждения в рамках действующих законов, но затем стараться прилагать усилия к принятию законов, дозволяющих создание беспроцентных банков. На поступивший вопрос отвечаю следующим образом:

1. Не дозволяется иметь дело с ростовщическими банками, дающими или берущими кредит под процент (лихву).

2. При этом дозволяется иметь дело с ростовщическими банками при совершении следующих операций, не связанных с лихвой:

- открывать беспроцентный текущий счет;

- снимать зарплату с текущего счета или карточки;

- получать кредитную карточку (Visa и др.) при двух условиях, а именно: при наличии достаточной суммы на счете, с тем, чтобы у хозяина карточки имелся достаточный кредит при снятии суммы или до вычета суммы банком. Если же таким кредитом он не располагает, то это ведет к начислению процентов для хозяина карточки, что является запретным;

- коммерсантам также позволительно брать в ростовщических банках аккредитив, по которому не нужно выплачивать проценты, а также беспроцентное гарантийное письмо. 

11. Мусульманки и их трудоустройство

- Каковы шариатские условия, касающиеся мусульманок, работающих в общественном и частном секторах?

Ответ:

- Мусульманке дозволяется работать в сферах, соответствующих ее характеру и квалификации, при условии, что ее работа не влечет за собой совершение запретных вещей, таких, как запретное уединение с мужчиной и соблазн. На сей счет имеется множество указаний, в том числе то, что Всевышний Аллах рассказал по поводу Мусы. Всевышний говорит: «И когда он подошел к воде Мадйана, то нашел там толпу людей, которые поили. И нашел, не доходя до них, двух женщин, отогнавших в сторону. Он сказал: "В чем ваше дело?" Они сказали: "Мы не можем поить, пока не отойдут пастухи, а наш отец - глубокий старик"» (Сура 28 «Повествование», 23). Здесь указывается на то, что женщина может работать, соблюдая меры предосторожности, и если к тому есть необходимость.

12. Погребение убитых за террористические действия

- Какова позиция исламского шариата в отношении погребения людей, убитых за участие в террористических действиях, и проблемы невыдачи их
тел родственникам?

Ответ:

- Человека уважают и живым, и мертвым. Погребение умершего есть проявление такого уважения. Это касается и выдачи тела родственникам покойного. Государство должно выдавать тела этих людей их родственникам; боевики также обязаны выдавать тела убитых на войне их родственникам.

13. Отмечание неисламских праздников

- Дозволено ли мусульманам участвовать в празднествах немусульман, проживающих с ним вместе в одном светском государстве?

Ответ:

- Как известно, религиозные праздники предназначены для последователей той или иной религии, и у каждой из них свои праздники. Дозволяется просто отмечать праздник, не участвуя в религиозных обрядах. Можно разделить с ними радость и веселье во имя благодетельства, предписанного нам Всевышним: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!» (Сура 60 «Испытуемая», 8).

14. Мусульмане в неисламских странах

- Должны ли мусульмане, живущие в неисламской стране, соблюдать ее законы: служить в армии, платить налоги и сборы и пр.?

Ответ:

- Мы в Европейском совете по фетвам и исследованиям выдвинули такой лозунг: «позитивная интеграция и соблюдение законов, не противоречащих установкам исламского шариата, служение Родине, с тем, чтобы такой патриотизм не противоречил религиозной преданности в рамках достижения блага».

 

«В заключение предлагаем следующее:

1. Собрать и упорядочить эти важные вопросы и ответы в форме суждений, касающихся всех прав и обязанностей российских мусульман перед государством, и изложить их в едином документе под названием "Положения фикха о мусульманах России". Этот документ может быть принят всеми мусульманскими улемами России при участии Всемирного союза мусульманских ученых на конференции " Исламская социальная доктрина мусульман России ", которую следует провести в Москве под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых при участии всех глав мусульманских Духовных управлений РФ, улемов, представителей молодежи и других заинтересованных лиц.

2. Призвать к проведению в Москве большой конференции под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых при участии всех глав мусульманских Духовных управлений РФ, улемов, представителей молодежи и других заинтересованных лиц. Цель такого форума должна состоять в изучении вопроса об учреждении в Российской Федерации академии фикха, членами которой стали бы лучшие мусульманские улемы России и зарубежных стран. Она стала бы местом обсуждения вопросов фикха, интересующих мусульман Российской Федерации, а также могла бы готовить ученых в области фикха, исламского законодательства и фетв.

 

Аллаху же лучше ведомо, и нам остается лишь возгласить хвалу Аллаху, Господу миров.

Да благословит Аллах и да приветствует господина нашего Мухаммеда, и род его, и сподвижников его». 

 

имя

должность

Шейх доктор Али аль Карадаги

Генсек ВСМУ

Ахмад-хаджи Абдулаев

Муфтий Дагестан

Камиль хазрат Самигуллин

Муфтий Татарстан

Султан-хаджи Мирзаев

Муфтий Чеченской

Иса-хаджи Хамхоев

Муфтий Ингушетия

Хаджимурат-хаджи Гацалов

Муфтий Северная Осетия - Алания

Мухаммад-хаджи Рахимов

Муфтий Ставропольского края

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram. Качественные фото для публикации нужно присылать именно через Telegram, с обязательной пометкой «Наилучшее качество». Видео также лучше отправлять через канал в Telegram. Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS.
Прикреплённые файлы
Лента новостей

24 октября 2017, 06:30

24 октября 2017, 05:38

  • НПО опровергли заявления оппозиции о фальсификации выборов в Грузии

    Заявления ЕНД о нарушениях, повлиявших на итоги выборов в Грузии, не поддержали опрошенные "Кавказским узлом" представители НПО. На многих участках фиксировались личные данные избирателей, однако эти нарушения не могли повлиять на итоги выборов, считает представитель "Ассоциации молодых юристов Грузии" Лела Талиури. Представители "Многонациональной Грузии" и "Центра демократического развития и гражданского общества" заявили, что существенные нарушения зафиксированы не были.

24 октября 2017, 04:39

24 октября 2017, 03:53

24 октября 2017, 03:02

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей