RSSВладикавказ. Там, где тепло и сыро.

межрелигиозные волнения в Фиагдоне

01:38, 08 февраля 2011

не хочу нагнетать ситуацию, но что-то я не помню в Осетии таких вот открытых межрелигиозных столкновений. может когда-то и было, не знаю, но в современной истории Осетии кажется впервые. хотя конечно тут не надо быть аналитиком, чтобы понять, что тема далеко не только межрелигиозная, но конечно межнациональная, осетино-ингушская. судя по заметке ниже фиагдонцы испугались ингушей, а не ислама как такового. но все же, если это был действительно вольный народный протест, очень хотелось бы понять, что вывело этих 300 фиагдонцев к дому Рубаева - ненависть к ингушам или неприятие ислама? были ли эти люди религиозны, христиане? сталкивались ли они с ингушами? Осетия в последние годы переживает явно рост популярности ислама, это без сомнений, но та же ситуация и с православием, и трудно сказать кто кого опережает по числу обратившихся в эти последние годы. даже по личному опыту, у меня много знакомых разошедшихся в разные стороны, действительно трудно сказать. новая реальность в том, что проблема становится все более конфликтной - совсем недавно ведь был скандальный уход имама Евтеева, теперь эти антиисламские волнения в Фиагдоне. но опять же, проблема сама еще весьма многослойна: ислам, ингуши, терроризм, все это многие в Осетии готовы ставить в один ряд. уверен, и в Ингушетии так же многие ставят "осетин" и "боевик, который нас убивал" тоже в один ряд. межнациональная ненависть у нас давно, это не секрет, но по большому счету-то религиозного фактора в осетино-ингушском конфликте не было... а сейчас как-то все мешается, не поймешь уже...

в общем, спасибо Зауру Фарниеву, единственному вроде из осетинских журналистов, рассказавшему об этом. дальше его рассказ (http://far-zaur.livejournal.com/92484.html):

Фиагдонский минарет 

В воскресенье в Фиагдоне около 300 местных жителей собрались в доме культуры, чтобы обсудить строительство в одном из двором небольшого минарета и молельной мусульманской комнаты. Сказать, что эмоции зашкаливали – не сказать ничего. Каждый выступающий (за исключением, разве что, представителей власти) в конечном итоге срывался на крик. Кричали о разном. Но в основном о том, что там, где начинается строительство мечети – появляются ингуши. В Куртатинском ущелье никогда не было не только ингушей, но и мусульман, не говоря уже о каких-то их культовых сооружениях. В принципе, об этом почти все и говорили. “Пусть едет к себе домой, в Зильгу, и там строит сколько угодно мечетей!”, кричали собравшиеся. Один из выступивших поднял вопрос о том, что те, кто уезжает из Фиагдона, не задумываются, кому продают свою землю и что потом будет на ней строится. “Это мы сами виноваты, нам стало на все наплевать, а потом удивляемся, что кто-то приезжает, строит мечети и начинает таскать сюда ингушей”, говорили люди. Если честно, то мне показалось, что жителей возмутил не сам факт постройки мечети, сколько возможность присутствия в их селе представителей соседней республики. Потому что почти все выступления, в итоге, заканчивались именно этим предположением. ля пущей убедительнсти того, к чему приводит слишком сильное увлечение радикальным исламом, пригласили даже мать находящейся в заключении Фатимы Багаевой. Напомню, что она была задержана на административной границе Ингушетии и Северной Осетии с элементами взрывного устройства.

После собрания в ДК часть молодежи двинулась к дому Руслана Рубаева, который, собственно, и строит в своем дворе минарет. После недолгого разговора, по словам его участников, Руслан Рубаев, вроде бы, пообещал разобрать минарет и молельную комнату, сказав, что если они так раздражают сельчан, то он готов их убрать.

Особую пикантность ситуации придает то, что для того, чтобы попасть в ту часть Фиагдона, где строится минарет, нужно поехать через мужской монастырь. Не знаю, было бы провокацией начало строительства, но то, что многие восприняли его именно так – уже очевидно.

Ну и пара слов лично от меня. Я против мечетей в Куртатинском ущелье. Просто потому что мои предки вышли из Дзивгиша и мне не хочется, чтобы на почве чуждой этому ущелью религии начинались какие-то дрязги и противостояния…

Эмоции сдерживать не получалось

Собрание в фиагдонском ДК

 Соседка Рубаева

 Люди идут от дома Руслана Рубаева

Недостроенный минарет

 

Руслан Рубаев (второй слева)с друзьями