Ветер с Апшерона
Совместное проживание враждующих невозможно
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Вчера в поселке Сарай, это совсем рядом со мной, с воинскими почестями похоронен шехид, гизир (прапорщик) Видади Залов, погибший в Лачине. Один из трех убитых во время тяжелой перестрелки с применением минометов между очень близко расположенными постами азербайджанской и армянской армий.
Не буду затрагивать тему кто виноват, выстрелил первый... Стороны обвиняют друг друга, верить этим словам нельзя, а сам я не видел. Могу только сказать, что если на расстоянии ружейного выстрела постоянно находятся вооруженные солдаты вражеских армий, стрельба неизбежна. Стреляют также в темноте на шуршание зацепившейся за колючку клеенки, которая слышится как приближение врага. Я передал сейчас мое ощущение, запомнившееся по службе в селе Шелли Агдамского района, март-май 1992 года.
Соглашаться на разговор на сепарских условиях, или за крейсером послать?
Похороны проводились в традиционной манере, с участием представителей местной власти, родственников, граждан, жителей поселка, с активным участием группы школьников, скандировавших лозунги. Любая похоронная церемония погибшего в войне с армянами обязательно и неизбежно становится пропагандой ненависти. Также у армян, иначе быть не может и не надо других обманывать. На похоронах убитых в войне о милосердии и дружбе не говорят, только о мести: кровь не должна остаться на земле (то есть не должна быть неотомщенной), вернем все захваченные земли (под оккупацией остаются территории принадлежащие Нахчывану и Газахскому району Азербайджана).
Обсуждал с двумя мастерами, работающими у меня дома, один - участник первой карабахской войны, второй относительно молод. Пришли к общей мысли о невозможности совместного проживания с армянами в одном государстве как минимум в нашем поколении. А следующее поколение тоже не сможет, так как гибель от пуль продолжается, бои ведутся сегодня, значит ненависть простирается на сегодняшних юных. Они пронесут вражду дальше и дальше во времени.
Если бы можно было в обеих странах категорически запретить пропаганду вражды, как было в СССР, тогда да, может быть сближение. А при существующем положении реально только продолжение войны в любой форме.
Но ведь после войны с армянами 1918 года были 70 лет мирной совместной жизни, - спросил меня молодой. Я ответил: были потому, что жили в едином государстве, где правила Россия и запрещала враждовать. Сейчас другая ситуация, напротив, ненависть может в ненавязчивой форме, но пропагандируется в СМИ обоих стран. Это есть в Баку, и это есть в Ереване. В Ханкенди мы также видим пропаганду вражды с азербайджанцами как на самом высоком уровне (Варданян и сейчас не может заткнуться), так и на уровне местных блогеров.
Какой выход? Один: враждующие с нами берут чемоданы и бегут к вокзалу, оттуда едут в Ереван, а дальше сами решат. Пока враждующие надеются на чудо, на пришествие в регион в большом количество русских военных, французов, иранцев, американцев. Когда в 2025 году никто сюда не заявится, песня будет спета. Как была забита дорога автомобилями с бегущими армянами в 2020 году, также будет через два года. Это единственное, что убережет жизни от конфликтов, один из которых произошел два дня назад, 11 апреля.