Ветер с Апшерона
Кому больше нужен коридор в Зангезуре?
Помнят ли азербайджанские читатели о том, что до самого дня 9 (10) ноября 2020 года очень немногие у нас, обсуждая наши цели в войне, вспоминали о дороге в Нахчыван через Зангезур? За 28 лет так называемых "мирных переговоров" возможность открытия, а лучше сказать возрождения активно работавшего в советские годы транспортного пути через Армению не обсуждалась. В Мадридских Принципах, на основе которых составлено Заявление от 9 (или 10) ноября, о Зангезурском коридоре тоже не говорилось. В переговорах этой темы не было!
Пункт в Заявлении о железной дороге через Армению, между материковым Азербайджаном и его Нахчыванской провинцией, появился как будто вдруг. Никто у нас его не ждал и не планировал. Тем более, не было желания открыть эту дорогу у армян. Значит, идея и настойчивое желание возобновить желдорсообщение через Зангезур принадлежит президенту России, и именно он, как мы наблюдаем (или Лавров), каждый раз настаивает на выполнении девятого пункта Заявления.
Алиев опять напугал армян, сказав о Зангезуре
В девятом пункте соглашения говорится:
«Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы пограничной службы ФСБ России. По согласованию сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана».
Обратите внимание: в регионе много дорог, все они в разной степени важны, но в Заявлении, составленном при активном и доминирующем участии Путина, отдельно расписывается дорога между западными районами АР и НАР. А контроль за этим сообщением осуществляет ФСБ РФ.
Для Азербайджана по большому счету экономическое значение открытия этого пути невелико. Нахчыван не в блокаде, экономические связи Нахчывана построены с Ираном и Турцией, куда НАР имеет открытый выход. А в остальную часть Азербайджана нахчыванцы легко добираются самолетами. Если откроется железная дорога, все равно авиапуть будет предпочтительней из-за его быстроты и безопасности. Мало кто захочет ездить по земле, населенной армянами.
Между прочим, в отрочестве я, когда был научным сотрудником, ездил в Ереван на конференцию по этой дороге. Мегринский участок поезд проезжал на большой скорости ночью. Чуть ли не на расстояние протянутой руки от вагона мелькали мимо столбы колючей проволоки, дорога шла совсем рядом с рекой Араз. По обе стороны от реки были видны пограничные вышки.
Разумеется, мало кто в Армении сейчас думает, что с открытием дороги через Зангезур казна их страны сразу разбогатеет. Намного больше армян ошибочно полагают, что если по Зангезуру будут ездить азербайджанские поезда, Сюник сразу станет территорией Азербайджана. Интересно, что армяне даже не хотят подумать и понять, что это не так. И поэтому большинство жителей Армении, и многие политики выступают против этой дороги.
Единственная сторона, поставившая себе целью и продвигающая ее в Зангезуре это Россия. Кроме получения легкой сухопутной дороги к 102 военной базе, Москва рассчитывает получить свой, а не через армян, доступ к иранской границе. Так как железная дорога проходит вдоль этой границы, и всю длину и ширину этой дороги будет охранять ФСБ, то впервые Россия получает "свою", единственную границу с Ираном. Мне кажется, в этом состоит главная цель Путина.
Что касается заявлений и угроз И.Алиева о Зангезуре, то большое место в этом занимает то, что сейчас называется "троллинг". Азербайджану территория Армении не нужна, об этом заявлялось. Если Путин пробьет открытие дороги, - хорошо, пусть армяне нервничают и свергают правительства, а нахчыванцы пусть радуются. Если армяне будут упорствовать и заблокируют дорогу - еще лучше, так как Путину упрямцы не по душе, а у Азербайджана есть еще не освобожденные земли в Гарабахе, которые ждут дня когда по ним ступит ботинок нашего солдата.
Дадут армяне дорогу - нам хорошо. Не дадут - опять нам хорошо. Я даже скажу, что второй вариант в стратегической перспективе Азербайджану интересней.