RSSВетер с Апшерона

История отсутствующего события, или волки в овечьей шкуре

10:55, 07 мая 2021

24 апреля президент США в своей речи упомянул о великой резне армян. Хотелось бы  объяснить ситуацию и заодно осадить толпы экзальтирующих армян по поводу признания "геноцида армян". Объяснением занялся, по моей просьбе, наш читатель, историк-любитель из Чехии (Брно) Димитрий Романов (см фото). Представляю присланную им на мой адрес статью, изобилующую конкретными ссылками.

Историческая предпосылка

С начала XIX века государства, стремящиеся расколоть Османскую империю, придумывали разные планы. Для реализации этих планов была выдвинута идея под названием «Восточный вопрос». Поводом для вмешательства во внутренние дела османского государства мог служить вопрос «нарушения» интересов христианских меньшинств, проживающих в Турции. Хотя на территории Османской империи жили айсоры, греки, арабы-христиане, но армянское меньшинство еще больше привлекало внимание. Это было обусловлено их характером – [...] и в соответствии с условиями менять свое вероисповедание.

Прибывшие в Анатолию христианские миссионеры, пользуясь этой особенностью армян, готовили их к вооруженной борьбе против правительства Османской империи. Французы звали армян войти под попечение католической, русские - православной, а англичане - протестантской церквей. Армяне склонялись на сторону тех, кто давал больше денег. Американские миссионеры еще с начала XIX века для того, чтобы превратить армян в протестантов тратили много средств, открывали школы в различных местах Анатолии. С конца XIX века были созданы особые условия для того, чтобы армянская молодежь получала образование и занималась торговлей. Так, спустя некоторое время в США сформировалась армянская колония, проводившая антитюркскую компанию.

А «Армянский вопрос» как составная часть «Восточного вопроса» после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. была поставлена на повестку дня Берлинского конгресса. После внесения в Берлинский трактат статьи 61 «О предоставлении автономии армянам в Восточной Анатолии», армяне начали добиваться желаемого силой оружия. Россия и страны Европы прилагали много усилий для создания армянских вооруженных отрядов и подготовки их к восстанию. Сформированные при поддержке Европы и России партии «Арменакан», «Гнчак», «Дашнакцутюн» создавали в Анатолии тайные вооруженные отряды и террористические группы.

Вооружения направлялись в Восточную Анатолию в основном тайными путями из России. Немецкие, английские и французские миссионеры в регионе еще активнее подстрекали армян против Турции (из исследований историка Ризвана Гусейнова).

В 90-х годах XIX века намерения армян создать в Анатолии независимое государство совпадали с намерениями великих держав, желающих развалить Османскую империю. Хотя, ни в одной из областей империи армяне количественно не составляли большинства. Было дано указание дипломатическим представительствам, функционирующим в Османской империи, использовать все возможные силы для создания образа турка как «дикаря», «кровопийцы» и «палача». Разжигание восстаний армян, а также вынуждение турок принять контрмеры были составной частью этого плана. Начало Первой Мировой войны и привлечение Турции к участию в войне дало прекрасную возможность государствам, желающих расколоть ее. Армяне, как в Америке, так и в Европе и России были мобилизованы для сражения против турок. По признанию армянских источников только на Кавказском фронте в составе русской армии воевали более 150 тысяч армян. А созданные по благословению наместника Кавказа 4 армянских вооруженных формирования, объединяющих в своем составе 10 тысяч добровольцев, через Иреван и Южный Азербайджан перешли в наступление на Османскую империю. Армяне, воспользовавшись продвижением русских войск, совершали массовые погромы турок по всей Восточной Анатолии. Зарубежная пресса всюду публиковала вымышленные статьи о массовом уничтожении «угнетенных армян-христиан».

Пусть армяне радуются: 10 плюсов от слова Байдена

Погромы в мусульманских городах Османской империи

[...] с целью создания независимого государства на территории шести областей Восточной Анатолии (Эрзурум, Ван, Битлис, Харпут, Диярбекир, Сивас), переименованную армянами в «Западную Армению», опираясь на наступающие русские войска, начали уничтожать турок. 14 мая 1915 года после взятия русскими войсками города Ван, в течение 2 дней [...] приступили к массовому уничтожению местного мусульманского населения. Под покровительством русских в городе Ван было создано армянское правительство. За короткое время в Ване собралось около 250 тысяч армян.

С целью предупреждения удара из-за спины и предотвращения террора и диверсии со стороны армян правительство Турции было вынуждено принять решение о переселении их из зоны военного конфликта вглубь страны. 28 мая 1915 года в сопровождении отрядов охраны начались работы по переселению. При этом условия переселения не распространялись на армян, проживающих вне пределов зоны военного конфликта, - пишет историк Назим Мустафа.

Армяне ежегодно 24 апреля отмечают как "день геноцида". Они утверждают, якобы в 1915 году [...] уничтожили 1,5 миллионов армян. На самом же деле в тот день министр внутренних дел отдал приказ о немедленном закрытии центров армянских комитетов в Стамбуле и других городах, аресте их руководителей и захвате их документов. 2345 армян были взяты под стражу за предательство. Но интересно, что армяне изначально знали об этом приказе. 22 апреля католикос Эчмиадзина направил телеграмму президенту США с просьбой защитить армян «от произвола турецкого фанатизма». Телеграмма поступила в Белый дом уже 24 апреля, т.е. в день, когда был отдан приказ. В действительности армяне отмечают 24 апреля как "день геноцида" потому, что после принятия решения о переселении число армян, и без того составляющих меньшинство в 6 областях, где они хотели создать свое государство, сократилось до минимума. Иными словами, их грезы по созданию армянского государства на территории Османской империи не сбылись.

Но фактически, как в период оккупации русскими Восточной Анатолии, так и после революции 1917 года во время отступления русских войск [...], захватив их вооружение, совершили геноцид против турок.

Игра с цифрами

29 декабря 1917 года правительство Советской России приняло декрет о «Турецкой Армении». Если бы в Турции велась политика этнической чистки против армян, то такой декрет Российского правительства выглядел бы смешно. Этот декрет еще больше повысил аппетит армян для создания государства на территории Турции. В 1918-1920 гг. [...] с перерывами на большой территории, начиная от Эрзерума, включая Иреванскую губернию, совершали геноцид против турок. Турецкая армия, вынужденно перейдя в наступление, очистила эти территории от армянских вооруженных сил.

Интересно, уточнили ли армянские исследователи, сколько армян проживало в тот период в Османской империи, и сколько осталось в живых? - задается вопросом историк Назим Мустафа в статье "[...] преступления: геноцид. депортация. террор (сайт библиотеки президента АР)

В 1914 году в сборнике 2-го выпуска XXII тома серии «Новостей Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества» напечатан текст доклада А. Аракеляна под названием «Статистика армянского населения Малой Азии», прочитанного им 22 мая 1913 года на общем собрании вышеуказанного общества. 

Интересно, что армянские авторы ни в одном из своих произведений о вымышленном геноциде не ссылаются на вышеуказанную статью А. Аракеляна. Причина ясна. Дело в том, что Первая Мировая война еще не началась, когда в 1913 году А. Аракелян написал эту статью, и он представить себе не мог, что христианские миссионеры когда-то будут утверждать о «массовом истреблении» армян в Турции.

А. Аракелян пишет, что в 1912 году, после начала войны на Балканах, "армянский вопрос" вновь был внесен на повестку дня. В этот период турецкая сторона утверждала, что для проведения реформ на территориях, где проживают армяне, число армянского населения недостаточно. После этого армянский патриарх Турции представил более точную статистику о численности армян (напомним, что армяне включались в список, как правило, и в церквях). По этой статистике в перечисленных выше шести областях общее число армян составляло 1.018.000 человек. Автор статьи отмечает, что если прибавить к числу армян, проживающих в этих областях, число армян, проживающих в Киликии (т.е. в областях Адана и Хелеб), а также в Стамбуле и других частях Османской империи, то их количество в Османской империи с большой вероятностью может достичь 1,5 миллиона человек.

В действительности и эти цифры были существенно преувеличены армянским патриархом. Все официальные данные подтверждают, что накануне Первой Мировой войны в Османской империи проживало около 1,3 миллиона армян.

Масштабов потерь армянского населения, проживающего до войны на территории Турции 1,3 миллиона армян можно определить, вычитав из их числа количество армян, эмигрировавших в зарубежные страны. Статистика по данным о количестве армян, эмигрировавших в зарубежные страны накануне войны и после нее, выглядит следующим образом: в Россию (в том числе на Южный Кавказ) - 420 тыс., во Францию - 35 тыс., Канаду - 1244, США - 34136, Грецию - 42200, Болгарию - 15 тыс., Кипр - 2500 и в другие страны Европы - около 50 тыс. Проживающий в США армянский историк Ричард Ованнисян пишет, что после войны было зарегистрировано: в Сирии - 100 тыс., Ливане - 50 тыс., Иордании - 10 тыс., в Египте - 40 тыс., Ираке - 25 тыс., Иране - 50 тыс. армянских эмигрантов. Если сложить эти цифры, то получится 875 тыс. человек. И если к этому числу прибавить 123 тыс. - число армян оставшихся в Турции, то получится всего 998 тыс. человек. В результате, по неофициальным данным примерно 100 тыс. армян, выдавая себя за курдов, суриани (ассирийцев) и туркманов, уклонились от процесса переселения. Значит, из 1,3 миллиона армян около 1,1 миллиона остались в живых (https://genocide.preslib.az/ru_a2-11.html).

Председатель Турецкой исторической структуры Юсиф Халаджоглу, ссылаясь на османские архивы, пришел к выводу, что в период переселения количество убитых при нападении на них на дорогах составляло примерно 8,5 тыс. человек. Остальные армяне убиты сразившись с оружием в руках против турок.

Летом 1919 года в ходе Парижской мирной конференции президент Вудро Вильсон, для изучения обстановки на территориях, которые армяне называли "Западной Арменией", и в Южном Азербайджане, отправил в регион специальную миссию под руководством начальника генерального штаба армии США во Франции, генерала Джеймса Харборда. Исследующая регион миссия Харборда в рапорте, представленном в Сенат США от 16 октября 1919 года, писала, что побывала на территориях от Черного моря вплоть до границы с Ираном, но не нашла ни единого факта, оправдывающего притязания армян. Данный доклад генерала Харборда подтверждал, что в Восточной Анатолии армяне никогда не составляли большинства и не подвергались геноциду. Харборд писал, миссия часто встречала на дорогах турок, бежавших от тирании армян.

Документы того времени свидетельствуют о том, что притязание об уничтожении османами 1,5 миллиона армян не что иное как абсурд.

Кто настоящие авторы идеи вымышленного геноцида армян?

Заслуга в получении путевки в жизнь идеи вымышленного «геноцида армян» в начале 20-х годов принадлежит действующим в Османской империи дипломатам и христианским миссионерам. Известно, что "геноцид" как международный термин используется лишь с 1944 года. Впервые геноцидом названы массовые убийства, совершенные гитлеровским режимом против евреев. Ныне крестным отцом разглашенных по всему миру притязаний об «армянских погромах» считается посол США в Османской империи в 1913-1916 гг. Г. Моргентау (1856-1946). Заинтересованный в расколе Османской империи президент США Вудро Вильсон, назначая послом Г. Моргентау, сказал: «Скоро и следа не останется от того, что можно было бы назвать Турцией». Г. Моргентау, прибыв в Стамбул, установил связь с армянскими лидерами, комитетчиками и подстрекал их вести вооруженную борьбу. Он назначил армянских комитетчиков Аршака Шмавоняна своим первым помощником и переводчиком, а Акопа Андоняна - секретарем.

Выдуманная ложь консульства США в Османской империи, христианских миссионеров, армянских комитетов и опубликованные ими клеветнические статьи посредством информационных агентств незамедлительно доносились до мировой общественности. В 1919 году, после возвращения в США, Г. Моргентау на основе этих вымышленных материалов издает книгу под названием «Воспоминания посла Моргентау». В этой книге он утверждал, что уничтожено от 600 тысяч до 1 миллиона армян. Учитывая тот факт, что в тот период директором Телеграфного агентства Турции был армянин по национальности, то можно себе представить, как легко [...] обманывали мировую общественность лживой информацией. В 1919-1927 годах действующий как Верховный комиссар США в Турции Марк Бристоль в своем отчете заявлял о заступничестве Моргентау армян и преувеличении информации о резне. [...]. В период пребывания в Турции он пытался посредством прессы предотвращать распространение [...] лжи в мире, - пишет историк Назим Мустафа.

Англичанин Джеймс Брайс, юрист по специальности (1838-1922), был членом Палаты лордов Великобритании и председателем Англо-Армянского общества. В 1876 году он путешествовал по Кавказу. В 1877 году Дж. Брайс в Лондоне опубликовал книгу «Транскавказ и Арарат». А в 1916 году как «Сборник документов» опубликовал объемистую книгу «Отношение к армянам в Османской империи». В книгу включены фальшивые документы о выдуманных христианскими миссионерами, дипломатическими представителями христианских государств «массовых погромах армян».

Известный английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) также считается одним из авторов идеи вымышленного геноцида. В 1916 году А. Тойнби от имени лорда Джеймса Брайса обращается ко всем армянским комитетам и различным странам мира для предоставления ему более содержательной антитюркской информации. Слишком много информации без указания источника направляется в адрес А. Тойнби. В мае 1916 года А. Тойнби, обратившись с письмом к лорду Джеймсу Брайсу, отмечает, что он от его имени получил разрешение издательства на публикацию «армянских документов». Таким образом, впервые от имени правительства Великобритании на основе непроверенной информации армянских и проармянских источников издается книга под названием «Голубая книга» - «Зверства против армян, уничтожение народа». Ненапечатанную повторно при жизни А. Тойнби, эту книгу после его смерти армянские издательства в США издавали неоднократно, «обогащая» рядом поддельных документов.

Другим крестным отцом «геноцида армян» считается Иоганн Лепсиус (1858-1926). Путешествовавший как миссионер по Восточной Анатолии немецкий протестант, востоковед И. Лепсиус в 1896 году издал книгу «Армения и Европа». В 1914 году в Берлине он создал «Немецко-Армянское общество». Цель общества состояла в усилении влияния Германии в Восточной Анатолии. В 1916 году И. Лепсиус в виде рукописи печатает «Отчет о положении армянского народа в Турции» и посылает другим миссионерам. В 1919 году публикуется его книга «Германия и Армения». В 1921 году в Берлине И. Лепсиус выступил в качестве свидетеля на судебном процессе в связи с убийством Талят паши. В 1998 году 46- томный личный архив И. Лепсиуса был доставлен в Ереван и в настоящее время демонстрируется в «Музее-институте Геноцида». В этом музее сооружен специальный уголок памяти И. Лепсиуса.

Армин Теофил Вегнер (1886-1978) также играл важную роль в получении путевки в жизнь идеи вымышленного «геноцида армян». Известный как публицист, поэт и фотограф немецкого происхождения, А. Вегнер в 1915-1916 годах был офицером санитарной службы в Месопотамии. Он утверждал, что стал свидетелем погромов, которым подверглись армяне в Турции. Также А. Вегнер представил фотографии расправ, учиненных [...] над турками, как фотографии «геноцида армян». Были изданы его очерки «Дорога без возврата», «Армениада», «Армянские матери». А. Вегнер выступил в качестве защитника на суде убийцы Талят паши Согомона Теглерьяна и написал предисловие к стенограмме суда, опубликованное в виде книги. В 1927 и 1967 годах он побывал в Армении. В Ереване есть улица в его честь. В «Музее-институте Геноцида» представлена взятая с могилы А. Вегнера земля. (https://genocide.preslib.az/ru_a2-11.html)

Одним из авторов «армянского геноцида» является также австриец Франц Верфель (1890-1945). Он находился под влиянием армян-католиков. Вышедший в свет в 1934 году на основе фальшивых документов его роман «Сорок дней Муса-дага» переведен на многие языки. Удивительно то, что в 1999 году армянин Хакан Сарыкул опубликовал эту книгу в Стамбуле тиражом в 4 тысячи экземпляров на турецком языке. А в 2000 году с участием переводчика в Ереване состоялась презентация этой книги.

Новые форматы тезиса о  "геноциде"

Ещё в середине 60-х годов XX века, выпущенный армянами в обращение тезис «геноцид 1915 года» позднее неоднократно выдвигался в новом формате. Большинство армянских и проармянских авторов, пишущих на эту тему утверждают, что в 1915 году армяне подверглись геноциду. А в некоторых источниках утверждается, что армяне, якобы компактно проживающие в 6 областях Восточной Анатолии в 1915-1918 годах, подверглись геноциду.

В 1991 году, после обретения Арменией независимости, «идеологи геноцида» подумали, что для выманивания компенсаций у современного турецкого государства и выдвижения территориальных претензий необходимо увеличить сроки «геноцида». Именно после этого была выпущена в обращение идея «геноцида против армян в 1915-1927 годах»

Один из армянских идеологов Зорий Балаян в статье, опубликованной в газете «Голос Армении» от 8 апреля 2004 года, отмечает, что до сих пор ни одна из указанных дат не отражает в себе все периоды "геноцида армян". И говорить о том, что в 1915 году армяне подверглись «геноциду» - только лить воду на мельницу турок. Зорий Балаян считает, что периодом геноцида армян должны были указать 1893-1927 годы. Примером для обоснования своего мнения он приводит Холокост евреев. Отмечает, что евреи свой Холокост не связывают с какими-то конкретными годами, что они выработали широкое понятие «геноцид евреев (Холокост)» и подчеркивает, что Холокост евреев охватывает 1933-1945 годы.

З. Балаян с сожалением отмечает, что выражение "геноцид армян 1915 года" как догма используется в статьях, опубликованных в связи с «геноцидом армян», в официальных и неофициальных документах и в отдельных выступлениях. Выступая против указания только даты 1915 года в законе "О геноциде армян в Османской империи в 1915 году", принятом Верховным Советом Армянской ССР от 22 ноября 1988 года, заявляет признание 1893-1923 гг. периодом «геноцида армян» очень важным моментом в истории армян.

29 января 2015 года, по случаю 100-летней годовщины вымышленного геноцида армян принята Всеармянская декларация. В декларации утверждается о спланированном уничтожении армян в Османской империи и Турции в 1894-1923 годах, а не только лишь в 1915 году. В документе умалчивается, почему именно 24 апреля объявлено днем «геноцида».

Цель продления даты вымышленного геноцида до 1923 года включительно состояла в попытке получения правовой основы обвинений, в адрес основанной в 1923 году Турецкой республики, выбивание материальной компенсации и выдвижение против нее территориальных притязаний.

К большому сожалению, - пишет далее Р.Мустафа, - в мире двойных стандартов слышен не правый голос Турции, а ложь [...]. Уже парламенты Уругвая, России, Кипра, Греции, Канады, Ливана, Бельгии, Франции, Аргентины, Швеции, Швейцарии, Нидерландов, Словакии, Литвы, Венесуэлы, Польши, Чили приняли решение о признании вымышленного геноцида армян. 42 из 50 штатов США признали вымышленный геноцид армян, а также объявили 24 апреля «днём памяти жертв геноцида". С конца 1970-х каждый год 24 апреля президенты США выступают с телеобращением к армянам. Армянское лобби старается каждый год добиться произношения президентом США слова «геноцид». Однако не желающие ухудшения отношений с Турцией президенты США ограничиваются произношением выражения «мец егерн» (т.е. «большая резня»).

Решением парламентов Бельгии и Швейцарии отрицание «геноцида армян» считается преступлением и за это определен штраф в размере 45 тыс. евро и тюремное заключение сроком до 1 года. Аналогичное решение было принято и в Сенате Франции, но Конституционный суд страны отменил данный закон.

Совет Европы и Европарламент  признали вымышленный "геноцид армян".

Следовательно, в некоторых «демократических» структурах и странах Европы ложь [...] считается действительностью, а правда турок преступлением.

Правительство Турции для выявления истины с 1989 года открыло исследователям мира свои архивы. Долгое время изучающие суть «армянского вопроса» и проблему геноцида такие исследователи как Стенфорд Шоу, Бернард Левис, Хит Лоури, Джастин Маккартни, Гунтер Леви, Самюэль Уимс в своих произведениях пришли к выводу, что никогда на территории Турции не было погромов армян. Напротив, [...] совершили резню против турок. Основная причина потерь армян заключалась, в том, что в годы войны они находились на противоположных туркам фронтах.

Позиция Турции такова, что идея "геноцида армян" как тема исследования является предметом обсуждения историков, а не политиков. Турция неоднократно заявляла, чтобы положить конец этому абсурду нужно создать совместную независимую комиссию и чтобы эта комиссия, изучая документы, находящиеся как в архивах Турции, так и других стран, пришла к итоговому результату. Но Армения, боясь разоблачения, мешает созданию такой комиссии.

10 октября 2009 года министры иностранных дел Турции и Армении в швейцарском городе Цюрих подписали «Протокол об установлении дипломатических отношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Согласно второму протоколу предусматривалось создание подкомиссии при участии армянских, турецких, швейцарских и других международных экспертов. Комиссия должна была подготовить рекомендации, направленные на восстановление взаимного доверия между двумя народами, в том числе для решения проблем с помощью беспристрастного научного изучения исторических документов и архивов. Подписанием данного протокола Армения сама ставит под сомнение претензии на «геноцид». Так прокомментировали данное событие ряд армянских экспертов и некоторые западные СМИ. А организация «Хай Дат» (“Hay Dad”), находящаяся в США заявила, что приложит все усилия для того, чтобы этот протокол не был ратифицирован.

16 февраля 2015 года президент Армении Серж Саргсян в обращении к председателю парламента под предлогом отказа Турции от признания «геноцида армян» выразил желание отозвать из парламента Цюрихские протоколы. Но правда заключается в том, что если Цюрихские протоколы были бы ратифицированы, то Армения согласилась бы на создание двусторонней комиссии для изучения «геноцида» и в результате признала бы нелепость данной претензии.

Сегодня армянская сторона утверждает, что принятый как аксиома международным сообществом «армянский геноцид» не нуждается в изучении и обсуждении, и турецкая сторона, найдя в себе волю должна признать это "преступление" и смириться с ее последствиями. Для Турции абсурдно взять на себя, не имеющее место преступление, и она должна выдержать натиск проармянски настроенных государств и выступающих с двойными стандартами международных организаций.

Лидеры армянской националистической партии "Дашнакцутюн" поддерживали Гитлера, одобряли Холокост и расизм. Об этом свидетельствует обнаруженный историками в архивах Конгресса США документ, представленный 4 мая 1945 года на заседании Конгресса членом палаты представителей Франком Хуком. Поводом для выступления Хука послужила опубликованная в газете "Вашингтон Таймс-Херальд" статья бывшего члена американской изоляционистской группы America First Джона Флинна, который считал "Дашнакцутюн" "патриотами" Армении и оправдывал их действия.

Хук обнародовал информацию о терактах, устроенных дашнаками на территории Российской империи, о том, как члены АРФ убивали людей в США, где их жертвой, в частности, стал архиепископ Тоурян, поплатившийся за то, что отказался читать проповедь до тех пор, пока дашнаки не уберут со сцены свой флаг. 

Перевод той части печатного приложения к выступлению Фрэнка Хука, в которой он рассказывает об отношении дашнаков к нацизму, Холокосту и расизму.

Дашнаки – пронацисты

После убийства [архиепископа Леона Тоуряна] пресса, подконтрольная дашнакам, проявила очевидные симпатии к нацистам. Привожу в пример отрывки из статьи от 17 сентября 1936 года:

"Прежняя Германия, проигравшая в [Первой] мировой войне, испытывающая нехватку единства населения, проводила неопределенную, запутанную, заурядную политику, которая привела ее в никуда… [...] Теперь Германия сильная, единая, агрессивная, гордая и самодостаточная. Она разорвала в клочья и пустила по ветру сдерживавшие ее принципы Версальского мира. Теперь это национальная держава, равная, а, может, лучшая за игровым столом в Европе и во всем мире. Внутренне организованный, внешне впечатляющий немецкий народ пришел, чтобы забрать себе земли, которые принадлежали ему до войны…

Никогда после мировой войны Берлин не проводил столь реальную, хорошо продуманную, спланированную политику, как сейчас, [...]. Никогда немецкий ум не был столь выразителен, четок и богат, как сейчас… И что бы ни думали иностранцы о [...]".

Дашнаки и антисемиты

"Патриоты" Флинна опубликовали весьма примечательные антиеврейские высказывания. 19-21 августа 1936 года в газете "Айреник" была опубликована серия из трех пространных, помещенных на первую полосу статей, написанных дашнаком, только что вернувшимся из Германии, которая прославляла нацистский режим, миф об арийской культуре и оправдывала нацистские репрессии:

"[...]". (Перевод с армянского)

"Айреник Уикли" - англоязычный печатный орган дашнаков в Бостоне под редакцией Джеймса Мандаляна. Как дочернее издание "Уикли" выражала такие же политические симпатии, но с большей сдержанностью. Выпуск от 9 августа 1935 года начинался с упоминания о том, что киноиндустрия контролируется евреями, а затем в нем армянские погромы приписали турецким евреям Салоников, потому что евреи любят деньги. В выпуске от 10 мая 1935 года приводится цитата вице-мэра Бухареста, который заявил: "Армяне помогли нам, румынам, не стать рабами еврейских элементов". В статье в выпуске "Уикли" от 25 сентября 1936 года разоблачались сионистские цели, и с опорой на радикальные взгляды арабских националистов сделан вывод: "И такому еврею, который был отправлен в Палестину, нечем гордиться. Их свободные нравы и другие пороки, которые не были известны арабам до Декларации Бальфура, и стоящие за всеми действиями коммунистов, они и есть в большей степени причина критики арабов".

Дашнаки – антихристиане

"Патриоты" Флинна засветились также и антихристианскими высказываниями. Гнусное убийство архиепископа коренится в неуважении дашнаков к церкви и духовенству. Для лидеров АРФ (Армянской революционной федерации) было обычным делом вломиться в церковь, распахнув двери, и проводить в алтарной части свои политические встречи. По крайней мере, в двух случаях армяне, которые пытались защитить от осквернения Собор Измира, были расстреляны на месте "патриотами" Флинна. Лидеры дашнаков всегда пытались установить свой политический контроль над церковью и ослабить ее до уровня идеологического инструмента дашнаков.

Они принесли свои зловредные намерения и в Америку, но благодаря преданности паствы, верной исторической церкви, основанной в 301 г. н.э., план АФР провалился.

"Айреник Уикли" намеренно пыталась отравить поколение дашнаков, родившееся уже в Америке, дозой антихристианской ненависти, поэтому опубликовала два ошеломляющих послания (29 марта 1935 года), озаглавленных "Без христианства лучше". Привожу отрывки:

1. "Приняв христианство в качестве национальной религии, мы потеряли гораздо больше, чем приобрели, как народ. Нет ничего, за что мы как народ могли бы поблагодарить христианство… и очень многое, в чем мы можем его обвинить".

2. "Армянское дело пострадало с принятием христианства. Эта авантюра не принесла ни выгоды, ни успокоения… Как военная нация мы потеряли брутальность. До христианства Армения была могущественной страной, способной на большее, чем просто удерживать свои земли… У нас были национальное единство, солидарность и брутальность".

Дашнаки – борцы за расовую чистоту

Миф об арийской суперрасе был придуман нацистами, чтобы разжечь надежду в сердцах пораженчески настроенных и подавленных немецких масс, и точно так же друзья Флинна добавили расовое поклонение к поклонению флагу. За несколько месяцев до убийства "Айреник" (27 сентября 1933) опубликовал статью о расовом благочестии, в которой объяснялась необходимость "расовых потрясений", чтобы добиться "расового пробуждения":

"Расово благочестивый человек верит в божественную природу своей расовой крови. Раса превыше всего и стоит за всем. Раса на первом месте. Все для расы… согласно Расово-религиозным указам у расового благочестия своя общая вера, свое руководство и политическая эмблема. У расово благочестивых людей будет своя униформа, свой гимн, свои обряды, свои праздники". (перевод с армянского)

Автором расово-религиозных указов был наемник Г. Нжде.

"Сегодня Германия и Италия сильны, - кричал он, – потому что как нация они любят и дышат с позиций расы" ("Уикли", 10 апреля 1936). Перефразировав слоган "Молодость, сердце и железо", Нжде скопировал модель воспитания дашнакской молодежи с гитлеровской. Изначально они назывались расовыми патриотами, а затем стали известны как "Цегакрон" - название состоит из двух слов: цега (раса) и крон (религия): расовые верующие.

С этого момента молодые умы "Цегакрона" получили дозу нездоровой расовой веры, почитания погибших героев и поклонения несуществующему флагу. Держащие воспитанников в строжайшей дисциплине, которая предусматривала запрет на браки с неармянками, иначе это "испортит чистоту армянской расы", лидеры дашнаков стремились к националистской идее о том, что армянизм и армянский расовый национализм должны быть сохранены во что бы то ни стало. В противном случае они били тревогу и кричали о том, что молодежь "растворится в плавильном котле и будет потеряна для Армении". Они использовали политическую деятельность как средство удержать новое поколение в расовых рамках. Послушайте тот бред, который насаждался в умах цегакронцев, рожденных в Америке ("Айреник Уикли" 11 января 1935), Мандаляном, Дарбиняном, Нжде и другими:

"Я проповедую вам учение "Цегакрона", расовую веру… Для меня высшим актом индивидуализма и свободы является следование голосу моей расы. Я - Цегакрон. Это значит: я знаю свою расу. Я верю в мою расу. Я исповедую мою расу. Я знаю, что моя раса великая; что моя раса дала человечеству больше, чем она от него получила. Я верующий в мою расу и, узрите, я верую в другое божество, в кровь моей расы, в чьей незапятнанной чистоте лежит будущее нашего народа… Обожествление расовой воли – вот, за что борется "Цегакрон".

Дашнаки и нацистская Германия

Встает вопрос: спонсировали ли нацисты друзей Флинна или, как в случае огромного числа американских фашистов, сами дашнаки платили за все расходы? В выпуске газеты "Пропаганда не Баттлфронт" представлены только задокументированные доказательства, и не делаются выводы. Но важно подчеркнуть, что в письме редактора 1 ноября 1936 года "Айреник" пишет:

"Кто может гарантировать, что Германия и Италия вместе с их польскими, венгерскими и другими союзниками или независимыми от них странами не попытаются перебраться через Закавказье, как это сделали немцы в 1918 году? Таким образом, вместо того, чтобы связывать нашу судьбу с "непобедимой" армией Советского Союза, не лучше ли армянам подумать о том дне, когда эта армия будет повержена, будет бежать из нашей родины и оставит беззащитными наш народ". (перевод с армянского)

Не менее примечательной является статья в "Ньюс Уик" от 12 ноября 1941 года с подзаголовком "Армянское марионеточное государство":

"По мере того, как разворачивается кризис на Ближнем Востоке, мы видим доказательства того, что [...] в Турции и Сирии действуют как нацистская пятая колонна. Нацисты выбрали АРФ "Дашнакцутюн" для проведения диверсионной работы. Эта крайне националистическая организация недавно перевезла свою штаб-квартиру из Швейцарии в Париж и Берлин… Нацисты пообещали дашнакам в обмен на сотрудничество автономное государство по примеру Хорватии".

"Айреник Уикли" указывает на связи с нацистской Германией. В выпуске от 29 ноября 1935 года сообщалось, что госпожа Х. Винклер отправила "Цегакрону" 200 копий ее книги под названием "В мире драконов". Формирование подразделения "Цегакорна" в Берлине упомянуто множество раз. В выпуске от 3 мая 1935 года было опубликовано письмо от Гельмута Ланге, нациста из немецкого города Хемниц, отвечающего на вопрос одного из цегакронцев об отношении Рейха к целям АРФ:

"Мы, немцы, ратуем за принципы самоопределения не только наших немецких соотечественников, живущих под иностранным гнетом, но и любого другого народа, страдающего от той же беды. Национал-социализм – опора национальной идеи и ярый противник рабства. Мы, немцы, не можем не считать ваши притязания абсолютно законными… Вашей целью является и должно быть армянское перерождение на пути к армянской свободе в армянском духе. Мы, немцы, хотим, чтобы наши соотечественники были свободны от иностранного хомута. Ты как патриот Армении хочешь, чтобы Армения снова была свободна. Разве может у нас быть более достойная цель?"

Дашнаки – коммунисты

После изменения расклада сил на фронте и триумфа Советской Армии политика дашнаков за последние полгода кардинально изменилась. Дашнаки, похоже, стали коммунистами. Газеты Мандаляна и Дарбиняна регулярно перепечатывают "Лрапер", армянское издание, которое они раньше с позором называли коммунистическим, и "Советакан Айастан", официальное издание советской Армении, а "Уикли" (29 марта 1944 года) опубликовала панегирик о Советской Армии и Великой Отечественной войне, изданный советским посольством в Вашингтоне. Дашнаки уже выказали едва уловимые симпатии левым армянским элементам. 19 мая 1944 года редактор "Уикли" в письме (перевод из "Айреник") проигнорировал прежнюю дискредитацию советского режима и преклонение перед нацистской теорией и попросил все силы, настроенные враждебно к АРФ, забыть прошлое и объединиться, объясняя:

"Федерация приветствует советское руководство… и готово принести любые жертвы для осуществления этой национальной цели. Федерация признает, что советская Армения – это законный политический гарант осуществления армянского дела".

Дашнаки – политические хамелеоны

Приятели Флинна начинали как социалисты и социалисты-революционеры, потом превратились в сторонников нацизма, а теперь разделяют советские интересы, а также заигрывают с политиками, входящими в хорошо знакомую Флинну группу America First. Очевидно, что коррумпированное, своекорыстное руководство дашнаков всегда следовало оппортунистской политике и подстраивалось под любого, кто мог предложить самую большую выгоду на тот момент.

Сегодня пронацистские статьи не принесут ничего хорошего, не стоит продвигать антисемитскую ненависть. Поэтому Симон Врацян, член центрального комитета "Дашнакцутюн" в Бостоне, льет крокодиловы слезы ("Уикли" от 22 сентября 1943 года) в статье озаглавленной "Трагедия евреев". Поразителен лицемерный контраст с предыдущими высказываниями АРФ. Врацян оплакивает "ужасную судьбу" еврейства и называет евреев "союзниками цивилизации". Забывшая о своих антисионистских и проарабских взглядах газета "Уикли" (22 марта 1944) посвятила редакторскую колонку юбилею раввина Штефана Уайза, который является буквально лицом сионизма, назвала его "благородным сыном" еврейства и пожелала ему достижения сионистских целей. Но хотя дашнаки публично признали идеи интернационализма и международного сотрудничества, в настоящее время они являются информантами ультраизоляционистской, националистической группы Маккормика-Патерсона.

Руководство дашнаков старалось быть всем для всех – будь то коммунисты, нацисты, социал-демократы, социалисты, изоляционисты или фашисты. Чтобы выжить, им нужна помощь из внешних источников, потому что те, кто знают о них правду, избегают контактов с ними.

Но Джон Флинн настаивает на том, что они "патриоты". Дашнаки многих обманули с помощью хитрой политики хамелеонов, они исказили патриотизм, лицемерно заявляли о вере, нанимали на работу лишенных сана священников, легко вводили в заблуждение доверчивых и наивных людей с помощью лести и подкупов. И Джон Флинн, у которого не было никаких доказательств против автора "Андер Кавер", стал для АРФ отличной добычей, ведь он попался на крючок лжи, думая, что это правда. Заброшенная позорная [...] террористическая фашистская банда ни коим образом не представляет американских армян; они ее сторонятся.

---------------------------------------

Когда я писал эту статью, то пользовался данными исследований азербайджанских и турецких историков, данными архивов этих стран и архива конгресса США, а так же многих замёток и статей. Конечно,  это не плод целого моего исследования по этой теме, а лишь малая его часть, но и её вполне достаточно, чтобы даже не искушённый в этом вопросе читатель смог догадаться и сделать вывод, что в стране население которой восхищается идеями Нжде и ставит ему памятники как герою и патриоту, тем самым оправдывая террор, расизм и преступления против человечности – в этой стране ничего не изменилось. Стоит только задуматься над этим и кусочки пазла под названием "геноцид армянского народа” сами становятся на свои места, - считают авторы исследования, опубликованного в http://www.atc.az/forum/showpost.php?p=536074&postcount=219

Достаточно проследить цепочку предательств [...] по отношению к бывшему братскому народу в новейшей истории, увидеть те гнуснейше преступления совершённые против своих же соседей, (благо видео, фото и свидетельства очевидцев существует во множестве), – напрашивается вопрос,– а кто против кого совершил геноцид? С учетом того что Нжде до сих пор у них национальный герой, и с каким упорством они пытались и пытаются обмануть мир, подсовывая ему вековую ложь о Великой Армении, то вопрос этот актуален и для событий 1915-го года. 

[Отредактировано модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Пропаганда национальной неприязни и публикация сведений, нарушающих действующее законодательство РФ, запрещены Правилами.]