Миллиардер Ахмедов разошелся с министром культуры Гараевым
Российский миллиардер (1.3 млрд долл.) азербайджанского происхождения Фархад Ахмедов решил финансировать поиск останков азербайджанского лирического поэта Микаила Мушвига (его творчество сравнивают с Есениным, Низами), расстрелянного в 1939 году.
Были найдены останки, предположительно тела Мушвига, но для детального расследования на ДНК-уровне требуется санкция государства. Вместо того, чтобы решить административные вопросы, подключиться к благому делу, министр культуры Абульфаз Гараев выступил в печати с резкими выражениями против Ахмедова.
Тогда люди миллиардера вернули останки земле и заявили в прессе, что оставляют это дело на усмотрение государства. Решили, что не будут лезть в сферу монопольной власти государства в лице его министерства культуры.
Ф.Ахмедов (на переднем плане) финансирует праздник граната в Гейчае (фото 2010 года, life.az)
Перед меценатом закрыли дверь. Ф.Ахмедов мог бы умыть руки, сказав себе - ну и ладно, я и так много вкладываю в родной народ. Несколько лет Ахмедов финансирует проведение народного праздника граната в городе Гейчай (Азербайджан). А останки Мушвига путь ищут другие, если я не в почете.
Но миллиардер опубликовал открытое письмо вниманию "прежде почти приятеля" министра Абульфаза Гараева.
http://www.contact.az/ext/news/2018/10/free/Want%20to%20Say/ru/76211.htm
В письме Ахмедова выделяю следующие места:
- То, что вверенное Bам министерство называется Министерством культуры, не делает Bас единственным арбитром по всем вопросам культуры Азербайджана, не дает Bам право принижать мнение общественности, журналистов и болеющих о культуре Азербайджана людей. Напомню, что и сам Мушфиг считал главным условием развития культуры свободу выражения. "Культура без свободы - пустоцвет, искусство без нее сойдет на нет".
Ф.Ахмедов в этом абзаце призывает министра и государство прекратить игнорирование гражданского общества, всего общественного негосударственного потенциала, которое может и хочет вложиться в развитие Азербайджана, но упирается в госзапрет. Как случилось с изучением возможных останков расстрелянного поэта.
Опять новое обращение президенту. Не верю, что получится...
- Уничтожение лучших сынов страны шло при молчаливом согласии подавляющего большинства, а часто при злорадном попустительстве и даже соучастии некоторых, так сказать, активистов. Тогда в чести были худшие свойства человеческой натуры - зависть, злоба, подозрительность, карьеризм, навешивание ярлыков. Этому сейчас не должно быть места.
Здесь Ахмедов ясно подчеркивает, что нравы 37-го года живы в современном Азербайджане, причем речь у него идет о роли государства в сохранении этих нравов.
- ...свое состояние я заработал тяжелым трудом на вечной мерзлоте в Сибири, а не выиграл в лотерею и не получил по наследству или же за счет махинаций с государственным бюджетом. Происхождение моих капиталов может проверить каждый.
Междустрочный смысл этой фразы Ахмедова может быть понятен. Миллиардер показывает, что богач богачу рознь. Ахмедов не относит себя к азербайджанским миллиардерам, заработавшим на чиновничье-монопольных возможностях, закрывших бизнес невластных конкурентов для личного обогащения.
Позиция Ахмедова расширяет представления об азербайджанском свободном обществе, не уживающимся с властными персонами. Замечено, что чем люди богаче тем более они трусливы, так как боязно терять, когда есть что терять. А бедняку чего бояться? Принципиальность Фархада Ахмедова делает ему честь и меняет представления о нравственности богачей.