Ветер с Апшерона
Зачем нам быть на кого-то похожими?
Сегодня зашмыгнул в автобус, решив сэкономить на бензине, и вообще устал напрягаться за рулем. Сижу рядом с водителем и вижу новую бакинскую автобусную ситуацию: подходит к водиле пассажирка средних лет и, показывая рукой на магазин у дороги, просит подождать ее, пока она быстро отнесет кулек в магазин и также быстро вернется. Водитель кивнул головой, притормозил на остановке и женщина выбежала. Автобус медленно подъехал ближе к магазинной двери, прибежала женщина, и зайдя в автобус, благодарила за услугу.
То как пассажиры тормозят маршрутные автобусы в любой точке пути и также легко сходят там, где им удобно – это в Баку обычное дело. Сколько ни выступали против такого обычая власти и минтранспорта, я публиковал статьи, приводя в пример строгие порядки в российских автобусных маршрутах. Но без пользы. Народу и водителям так удобно и они так поступают: водитель может остановить на пути следования в любом месте, ссадить или взять пассажира и двигать автобус дальше. Разумеется, на остановках тоже автобус ждут пассажиры.
И я подумал: а зачем выступать против того, что всем нравится? Да, на бакинских автобусах быстро не приедешь, но, как говорят пассажиры – если не нравиться, езжай в такси.
А бакинцам нравится, когда старушка сходит у самого своего дома, или женщина с ребенком не бредет до остановки, а стоит у обочины и голосует рукой автобусу. И тот останавливается рядом с ними, как легковой автомобиль.
Каждый народ выработал свои внутренние порядки. Никогда Азербайджан не станет Англией, наверное, и не надо. У всех в мире должны быть свои особенности. Я читал, а потом и сам видел иранское такси, которое едет себе по маршруту и в него садятся и сходят пассажиры, причем если в машине есть 1-2 пассажира это не значит, что ты не можешь в нее сесть. Если есть место – садись, пожалуйста, тебе же надо ехать – так езжай, никому ты в машине не мешаешь.
В Нью-Йорке так не бывает? Ну, так в Нью-Йорке пьяные из бара писают прямо на стенку. Мы же не писаем…
Пока я размышлял о нашей азербайджанской автобусной идентичности, машина завернула не в ту улицу. Я подскочил к двери и промямлил: «остановил бы тут, а то я не знал, что…». Водитель послушно притормозил и открыл для меня дверь, как в салоне лимузина. Я расплатился наликом и вышел. Очень удобно.