RSSВетер с Апшерона

Реализация сценария: взорвать Дагестан, чтобы решить "центральные проблемы"

19:38, 16 ноября 2014

Называя Дагестан взрывоопасной республикой, где живет  с десяток этносов с противоречивыми устремлениями, я буду неточен. Лучше сказать так: этносоциальный взрыв в этом регионе не прекращается, продолжаясь десятки лет, причем Российская Федерация занята не искоренением раз и навсегда причин и инициаторов конфликтов. Напротив, Центр стратегически заинтересован в тлеющем состоянии межэтнических отношений, назначая туда руководителем деятелей, выполняющих заказы своего национального клана и тем самым вносящих новый межэтнический раскол.

К такой мысли невозможно не прийти, листая страницы "Кавказского Узла", "Черновика" и других регулярных изданий, освещающих жизнь юга Российской Федерации.


Начало всех дагестанских конфликтов можно прослеживать с появления здесь первых кавказских племен, или со времени захвата Дагестана Российской Империей, а кто-то решит, что все началось с распада СССР. Любая точка отсчета по-своему правомерна. Проще, так как это происходило в наши дни, начать с плана переселения горцев на земли депортированных чеченцев. Кто тогда мог знать, что выселенные в Центральную Азию чеченцы вернутся на Родину и потребуют возвращения всех отобранных у них земель?


Так случилось с кумыками, жившими до переселений в своих горных селах Альбурикент, Кяхулай и Тарки. Решением Москвы их направили в несколько сел недалеко от города Хасавюрт, где до этого жили чеченцы. Когда же в 1958 году кумыкам позволили вернуться в свои дома, спорные земли, названные чуть выше, им не вернули, так как часть этих земель была передана в пользование горным хозяйствам, - сообщает К.Казенин в сайте «Кумыкский Мир».


В 2012 году жители поселков Тарки, Кяхулай и Альбурикент заявили свои права на земли Карамана, предъявив государственные земельные акты 1930-х годов и заявив, что 30 тысяч жителей этих поселков не имеют земли даже для строительства новых домов. В Карамане был создан палаточный лагерь с протестующими, который с тех пор периодически сворачивается и возобновляется. В 2013 году там произошла массовая драка с метаниями камней и раненными. Конфликт до сегодняшнего дня не решен, кумыки проводят голодовку, так как принципиального государственного указа об отводе земель выселенным в свое время кумыкам нет.


Эта история – только один  показательный пример административно созданного долговременного и тяжелого этносоциального конфликта, существование которого выгодно Центру, так как оттягивает протестные настроения дагестанцев на внутренние споры, оставляя Кремль «чистым и пушистым». Примерно такие же претензии с соседями есть у других дагестанских этносов, и все ждут справедливого решения Москвы. Но столица молчит.


Уж до чего тюрки-ногайцы спокойные народ, но и они с весны 2012 года бурлят, стремясь создать хотя бы свою культурно-национальную автономию, если не позволяют жить в собственной республике. Председатель исполкома Дагестанской региональной общественной организации "Бирлик" Янгурчи Аджиев говорил «Кавказскому Узлу»:
"Первостепенной задачей создаваемой автономии должно стать сохранение ногайского языка. Только в Карачаево-Черкесии ногайский язык признан государственным. Ни в Дагестане, ни в Ставропольском крае, ни в Чечне, ни в Астраханской области ногайский язык не является государственным и преподается в школах как на факультативной основе", - говорит Аджиев.


По его словам, одной из задач ФНКА ногайцев должно стать возрождение национальных праздников. "В Бабаюртовском районе Дагестана первая попытка возродить праздник Навруз-Байрам была предпринята только в этом году по инициативе двух местных учительниц. Национальные обряды среди ногайцев забываются. Этой проблеме также надо уделять большое внимание", – считает Аджиев.


По его мнению, многие проблемы сохранения традиций, обычаев, языка ногайского народа вызваны тем, что ногайцы покидают родные места и уезжают на заработки за пределы родины. С 90-го года прошлого столетия ногайцы от безысходности и в поисках лучшей жизни покидают родные места и уезжают на заработки в Сибирь, на Дальний Восток, в Москву, Московскую, Ленинградскую области. Они там остаются, возвращаться не хотят. Главная причина оттока ногайского населения – это отсутствие социальной стабильности и возможности обзавестись жильем, устроить свой быт, получать хорошее образование и медицинское обслуживание. Кроме этого во всех субъектах, где компактно проживают ногайцы, наблюдается высокий уровень безработицы", - отметил Янгурчи Аджиев.

Москва ничего не предприняла для предотвращения фактического захвата горцами Дербентского завода игристых вин, принадлежавшего дербентским евреям. Если не считать реакции московской прессы. В ней я нашел короткий рассказ об убийстве в январе 2013 года главбуха ДЗИВ Алхаза Исмаилова – устроили засаду, засыпав дорогу камнями, и расстреляли ночью.


В том же январе 2013 года против незаконной приватизации Кизлярского коньячного завода выступили местные казаки. В сообщении о протесте казаков мне запомнилось это место: «казаки выступают с критикой кадровой политики на заводе. Напомним, что в 2013 году исполняющим обязанности гендиректора Кизлярского коньячного завода был назначен Магомед Садулаев, который параллельно является директором Дербентского завода игристых вин».


Создается такое впечатление, что с приходом на пост главы Дагестана конкретного человека определенной, разумеется, национальности этим людям дается карт-бланш на вытеснение других и захват их имущества, земель. Все в Дагестане знают: кто там какой национальности принадлежит, так что объяснять и указывать в статье нет необходимости. Мне могут возразить: это не клановость, а создание своей административной команды, в которой земляки и родственники самые верные и надежные. Да, это так, но этот принцип подбора кадров обязательно вызывает межнациональный конфликт. И сразу вопрос: почему тогда в СССР таких проблем не было? Или советская власть не было своих администраторов? Как сейчас понятно - были, причем получше нынешних.


А столица молчит…

(Окончание в следующем посте)