RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Время перемен. Как кавказскую свадьбу делали советской

22:39, 25 января 2012

Современная кавказская свадьба, к которой мы уже привыкли – с невестой (которая обязательно в роскошном белом и, как правило,  декольтированном платье) и женихом, сидящими вместе за свадебным столом,  трехэтажным свадебным тортом с сердечками в лучших традициях европейского свадебного меню, с выездной регистрацией и обязательной регистрацией в мечети, а потом и поездкой в свадебное путешествие ‒ еще 50 лет назад была во многом практически другим обрядом.

Поскольку в СССР все должно было быть по возможности одинаково и стандартизировано, то под общий знаменатель подводились и семейный быт, и похороны, и свадьбы, и досуг, и пища, и одежда.

Вообще-то свадебный обряд директивно пытались изменить дважды – первый раз в 1920-е , когда штрафовали, отправляли на принудительные работы и иногда давали срок до года за уплату и получение калыма, боролись с умыканием, вводили гражданскую регистрацию и т.д.

На свадьбах 1930-40-х жених и невеста предпочитали традиционную одежду. Скриншот уникального документального фильма о свадьбе в Кабардино-Балкарии. Из архива ГТРК КБР. Публикуется впервые.

Второй раз свадьбу пытались сделать обрядом, максимально отдаленным от своего классического образца, в 1950-1960-е гг.  На это были брошены «комиссии по внедрению в быт советской обрядности» и  целый штат агитаторов, журналистов, делегатов всевозможных  региональных съездов и конференций, членов общества «Знание» и комсомольских активистов.

Газетные колонки в местной прессе пестрели статьями о том, что «в свадебном обряде … немало отсталого, унизительного для девушки». Лазаревская районная газета «Знамя социализма» писала в 1959 году: «Вот девушка вышла замуж и ее две-три недели держат в гостевой комнате. Она не имеет права не только выходить на работу, но и показываться старшим и особенно родителям мужа. Жених, как прежде, тоже скрывается от старших».

В конце 1950-х на Северном Кавказе стали впервые отмечать комсомольские свадьбы.

Нашла описание такой свадьбы в Адыгее в 1961 году в архивах – «жених открыто увел девушку в дом, где ни он, ни она не стали скрываться от родителей. … Новобрачных с песнями ввели в зал в школьном клубе, где за столом  сидели все вместе, причем вопреки обычаям провозглашали тосты за молодых и даже заставляли их целоваться».

Конечно, такая свадьба казалась чем-то чужеродным и отторгалась людьми, поэтому тяжкий груз новой обрядности  приходилось нести партийным и комсомольским работникам. Такие свадьбы делались показательными, проводились не в родительских домах, а в клубах или в сельских ДК (Домах культуры).

С традицией свадебного укрывания невесты в 1950-1960-е тоже вели борьбу, но она не только сохранилась, но и получает все большее распространение сегодня

Комсомольская свадьба конструировалась как дело не семейное и личное, а общественное, поэтому было очень важно, чтобы на ней присутствовал представитель «с работы».  На комсомольских свадьбах  демонстративно отказывались  от регистрации брака духовными лицами и, в противовес этому, регистрировались в ЗАГСе.

Молодым людям всячески внушалась мысль об отказе от всех видов свадебного скрывания и разговорного избегания (жених, по традиции, должен был  скрываться от гостей на свадьбе, пережидая ее в доме своих друзей, а потом – никогда не общаться с тестем и тещей, а невеста, в том числе и уже будучи женой  – годами не общалась со свекром, не произносила имен старших родственников мужа).  Присутствие родителей девушки на свадьбе приветствовалось.

Все это было в 1950 – 60-е «принципиально новыми моментами, ломающими традиционные каноны и сближающими ее со свадебной обрядностью других советских народов»,  и в местных газетах радостно рапортовали о том, как невестки стали разговарить со свекрами, как молодые пары ходили на свадьбы и другие торжества уже вместе, но еще и не вдвоем, а с группой приятелей и держались поодаль..

В городах такие свадьбы внедрялись быстрее, но чаще молодые люди, уехавшие на учебу или на работу в город, отмечали две свадьбы – «городскую» и традиционную, в родительском доме. Иногда в селах свадьбы (новая и традиционная) проводились друг за другом или даже отмечались одновременно, но в разных помещениях.  В селах в 1960-е по-прежнему регистрировали брак в ЗАГСе через несколько лет после свадьбы. В 1960-е впервые машины свадебного поезда стали украшаться зеленью и красными лентами; считалось престижным, если в селе брак зарегистрировал какой-то местный чиновник, например, депутат сельского совета.

Молодым на регистрации дарили цветы, а дарить цветы женщине на Северном Кавказе в то время в ауле тоже было по-своему революционным новшеством.

Скриншот предоставлен Муратом Каширговым, Нальчик.