14 марта 2005, 15:47

Азербайджан: убийство редактора вызвало ярость

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Убийство видного оппозиционного журналиста Эльмара Гусейнова, которое, видимо, было заказным, потрясло Азербайджан перед парламентскими выборами, назначенными на осень этого года.

Возвращающийся домой, редактор еженедельного журнала "Монитор", 37-летний Гесейнов был убит у подъезда своего дома вечером 2 марта. Убийца четыре раза выстрелил в него из пистолета с глушителем.

Прибывший вскоре на место происшествия начальник главного управления полиции Баку Магеррам Алиев заявил, что, судя по почерку, убийство является заказным.

"Монитор", так же как и его редактор, был широко известен в Азербайджане и за рубежом своей четко выраженной оппозиционной направленностью.

После выхода первого номера в 1996 г., жгучая критика журнала неустанно изобличала правящий авторитарный режим, коррумпированных чиновников и слабую оппозицию.

Даже до упразднения цензуры в Азербайджане в 1998 г., журналу, издаваемому в подполье, удавалось доходить до читателя. "Монитор" был чрезвычайно популярен среди общественности, благодаря его смелости, остроте и неподкупности.

Власти возбудили примерно 30 судебных исков против журнала и его журналистов, были наложены огромные штрафы. "Монитор" закрывался дважды, а в 2001 г. сам Гусейнов был арестован на шесть месяцев.

"Нас могут убить, но запугать - никогда!", говорил Гусейнов. Но, пожалуй, до самого последнего дня, он сам не очень верил, что ему угрожает опасность.

Гусейнов никогда не считал себя профессиональным журналистом в традиционном смысле этого слова. По образованию инженер, он работал в России гидромелиоратором. Однажды, приехав в Азербайджан в отпуск, он случайно встретился с главным редактором газеты "Зеркало" Рауфом Талышинским и принял его предложение о сотрудничестве. Через некоторое время их пути разошлись и "Монитор" стал выходить как независимое издание.

"Монитор" был далек от большинства западных стандартов журналистики. Скандальные статьи на его страницах не всегда основывались на доказательствах, не всегда соблюдался баланс мнений сторон.

"Все, что я пишу - мое субъективное мнение и субъективное мнение моих единомышленников. Не нравится - не читайте", так однажды ответил Эльмар на вопрос IWPR о тенденциозности некоторых материалов "Монитора".

Несмотря на это, журнал был чуть ли не единственным изданием, которое не только окупало свои расходы, но и приносило хоть и маленькую, но прибыль.

Сразу же после убийства, азербайджанская оппозиция обвинила власти в соучастии в преступлении. Лидеры четырех оппозиционных партий, в их числе председатель Народного фронта Али Керимли и руководитель партии "Мусават" Иса Гамбар, призвали президента Азербайджана найти и наказать людей, заказавших это убийство, а в противном случае подать в отставку.

На следующий день, президент Ильхам Алиев созвал заседание Совета безопасности, а журналистам заявил, что, по его мнению, убийство Гусейнова - "большое пятно на репутации Азербайджана".

"Совершившие это преступление стремились нанести удар по сформировавшемуся в мире имиджу Азербайджана, преподнести его в качестве нестабильной, недемократической страны, в которой происходят террористические акты, задушена и преследуется свобода слова... в год проведения парламентских выборов", заявил он.

Ильхам Алиев призвал лидеров оппозиции воздержаться от массовых акций протеста. Однако, в день похорон, организованных за счет государственного бюджета, некоторые сторонники журнала "Монитор" и активисты оппозиции попытались организовать стихийные митинги.

Похороны начались с инцидента, когда друзья Гусейнова потребовали снять большой портрет бывшего президента Гейдара Алиева, висевший в актовом зале Академии наук, отказываясь иначе вносить тело в зал, где должна была состояться церемония прощания. Администрации пришлось выполнить это требование.

Другой инцидент произошел, когда выступивший председатель Партии Народного фронта Али Керимли произнес у тела покойного зажигательную антиправительственную речь.

"Эльмар пал жертвой политического террора. Правящий режим стремится заткнуть рот каждому, кто говорит правду. Одних бросают в тюрьмы, других подвергают физическому насилию, третьих вынуждают к эмиграции, а Эльмара убили".

"Это преступление является посланием: власти говорят, что так будет с каждым, кто говорит правду. Или убийца будет найден, или эта власть уйдет в отставку!", заявил Керимли.

В ответ Керимли раздались громкие возгласы "Свобода!", "Свобода!".

После этого, присутствующие в зале представители властей, а именно заведующий отделом президентского аппарата Али Гасанов и исполнительный секретарь правящей партии "Йени Азербайджан" Али Ахмедов, демонстративно покинули зал и страсти улеглись.

Отец Эльмара Сабир Гусейнов и его друг, редактор журнала "Ганун" ("Закон") Шахбаз Худуоглу, попросили присутствующих не превращать церемонию похорон в политическое шоу и дождаться, пока тело будет предано земле.

Среди версий этого убийства преобладает версия политического убийства.

"За что убили Эльмара - понятно. Это убийство должно породить беспокойство и страх у всего журналистского сообщества, вызвать вопрос: "Кто следующий?" Эта акция против свободы слова", заявил IWPR директор правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

"Думаю, что происшедшее - один из самых радикальных способов заставить журналистов замолчать", заявил оппозиционный политолог Зардушт Ализаде.

"Эльмар Гусейнов не претендовал на власть. Он хотел, чтобы в Азербайджане была справедливость и работали законы. Его и штрафовали незаконно, его сажали незаконно и наконец убили".

"Так власти готовятся к парламентским выборам. Думаю, что за это они ответят. Именно сейчас во всем мире идет процесс падения авторитарных коррумпированных режимов, это ожидает и наше правительство".

Убийство Эльмара Гусейнова в любом случае будет иметь серьезные политические последствия в год выборов. Наблюдатели уже сейчас проводят параллель с убийством Георгия Гонгадзе на Украине, с которого и начались процессы, приведшие к "оранжевой революции" и смене власти.

В день похорон Гусейнова, спикер парламента Муртуз Алескеров предложил депутатам почтить память покойного минутой молчания. Три депутата отказались встать.

На похоронах присутствовали представители посольств западных стран и международных организаций. Выступивший с речью посол США в Азербайджане Рино Харниш предложил всяческое содействие правительству Азербайджана в деле раскрытия этого убийства. Это предложение было принято, и в Азербайджан приехал специальный агент ФБР, который будет помогать правоохранительным органам Азербайджана расследовать это преступление.

Заместитель редактора журнала "Монитор" Эйнулла Фатуллаев сказал IWPR, что без Эльмара Гусейнова журнал больше выходить не сможет. Но, в то же время, он не исключил возможности выхода в свет печатного издания под другим названием, но с той же миссией - борьбы за демократизацию страны и свободу слова.

Шахин Рзаев, директор IWPR в Азербйджане, Баку

Опубликовано 9 марта 2004 года

источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 17:04

28 марта 2024, 16:21

28 марта 2024, 15:39

  • Свидетель Иеговы* арестован в Черкесске

    Инвалид второй группы Владимир Фомин обвинен в причастности к деятельности организации Свидетелей Иеговы* и вовлечении в нее других людей. Несмотря на то, что в суд Фомину пришлось вызывать скорую помощь, Черкесский городской суд отправил его под арест.

28 марта 2024, 15:00

28 марта 2024, 14:19

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей