Астраханский политолог Тукаев настаивает на компенсации за преследование
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Александр Тукаев считает резкое ухудшение своего здоровья результатом двухлетних тяжб со следствием и судом, после отмены приговора он намерен добиваться компенсации. Комментарий, за который судили Тукаева, не заслуживал уголовного преследования, полагает эксперт информационно-аналитического центра "Сова"* Михаил Ахметьев.
Как сообщал "Кавказский узел", 28 октября 2021 года Советский суд Астрахани признал местного блогера, политтехнолога Александра Тукаева виновным по части 1 статьи 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" и назначил ему штраф в 500 тысяч рублей за перепост видеоролика с собственным комментарием в соцсетях. Активисты тогда сочли наказание Тукаеву несоразмерным. Кассационный суд отменил блогеру из Астрахани Александру Тукаеву штраф в 500 тысяч рублей, назначенный за комментарий в соцсети.
Александр Тукаев в 1990-х годах работал журналистом, затем занялся политической деятельностью и с 2003 года в качестве политтехнолога участвовал в нескольких губернаторских кампаниях, в том числе в 2004 году работал в штабе кандидата в губернаторы Жилкина. В июле 2014 года партия "Автомобильная Россия" выдвинула Тукаева на пост главы Астраханской области, но он набрал в свою поддержку только 1218 (0,41%) голосов избирателей, говорится в биографии Александра Тукаева, опубликованной на "Кавказском узле".
Заседание по делу проходило в два этапа, рассказал 3 июня корреспонденту "Кавказского узла" сам Александр Тукаев. 26 мая состоялось рассмотрение кассационной жалобы в Краснодарском кассационном суде, на котором Тукаев и его адвокат присутствовали по видео-конференц-связи. После чего судья взял паузу, чтобы "детально изучить дело", и 2 июня он огласил решение - отменить приговор в связи с отсутствием состава преступления. На заседании 2 июня Тукаев и его адвокат также присутствовали по видео-конференц-связи.
Решения суда, даже резолютивного, у Тукаева на руках пока нет. "Мой адвокат спросил судью после того, как тот огласил решение: "С правом полной реабилитации?" И судья ответил утвердительно. То есть компенсация и так далее. Конечно, мы будем этого добиваться. На фоне двух лет преследований у меня ухудшилось состояние здоровья, стало меньше работы - потому что некоторые люди боялись делать мне заказы, при этом мне пришлось оплачивать услуги адвоката, а это немалые деньги. Конечно, будем добиваться полной реабилитации и компенсации", - заявил Тукаев.
Собеседник уточнил, что в марте этого года он пережил инфаркт с клинической смертью на 2,5 минуты. "Причем, когда меня изучали врачи, они говорили, что у меня отличное сердце, чистые сосуды - всё в порядке, этот инфаркт был чисто на нервной почве. У меня и до этого уже проблемы с давлением были на фоне большого стресса, и тут еще это, и всё от нервов", - сказал Тукаев.
Что касается доводов, изложенных в кассационной жалобе Тукаева, то их было несколько. "Во-первых, когда мне выносили приговор, уже до этого было разъяснение пленума Верховного суда России, который сказал, что в таких делах нужно доказывать мотив, нужно изучить личность человека и полностью изучить контекст, в котором были опубликованы те или иные слова. То есть там было всё, что мы до этого говорили в суде. Тем не менее суд первой инстанции, а впоследствии и Астраханский областной суд это разъяснение пленума ВС РФ не учли при вынесении своих решений", - указал он.
"Второе - мы ссылались [в своей жалобе] на все экспертизы, которые говорили в мою пользу. Они же, следователи, заказали экспертизу сами, за государственный счет, в авторитетном учреждении, в Волгограде. Там эксперты - профессура, доценты, и всё было в мою пользу. Их это не устроило, и они оставили в деле первое исследование, которое написала сотрудница полиции, прошедшая, вы только вдумайтесь, двухнедельные "курсы лингвистики"! И этот человек, по сути необразованный, решает, кому садиться в тюрьму, кому нет! Плюс то, что из десяти свидетелей обвинения, которых следствие привело, девять свидетельствовали в мою пользу - все, кроме свидетеля-сотрудника полиции! Там всё обвинение было построено на том, что одному сотруднику полиции показалось, а другой это подтвердил, и всё! Мы всё это указали в своей жалобе, экспертизы тоже приложили", - рассказал Тукаев.
Ролик был опубликован 10 августа 2020 года на странице Александра Тукаева в Facebook**. "Молодцы
Тукаев отметил, что вчерашнее решение кассации обрадовало многих в Астрахани - судя по сообщениям в соцсетях, комментариям под новостями в местной прессе, звонкам поддержки, которые он получил после того, как стало известно решение. "Это два года безумных нервов, давления, стрессов, и я сказал уже, к чему это меня привело [в плане здоровья]. И это значительные финансовые траты. И, наверное, не каждый бы на это пошел, вот так два года биться. Так что это дает надежду людям, что можно в России в суде добиваться справедливости. С другой стороны, эти круги ада... [После решения] я испытал удовлетворение тем, что справедливость была проявлена. Сказать, что я был рад, не могу - чему радоваться, если надо мной два года издевались?" - добавил он.
По мнению эксперта информационно-аналитического центра "Сова" Михаила Ахметьева ситуация Тукаева выглядит неоднозначно.
"С учетом того, что в названии видеоролика было употреблено слово "мигрант", аргумент Тукаева о том, что он имел в виду любых педофилов, а не мигрантов, выглядит слабо. Более того, в своем комментарии Тукаев не просто сравнил человека с обезьяной, а еще и одобрил насильственные действия, запечатленные на видео", - сказал Ахметьев корреспонденту "Кавказского узла".
Такой комментарий можно понять как ксенофобный, констатировал собеседник. Но это еще не значит, что за его публикацию нужно преследовать в уголовном порядке, подчеркнул эксперт.
"Еще в 2012 году эксперты ООН разработали так называемый Рабатский план действий по запрету пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти. Они сошлись на том, что возбуждающими ненависть и заслуживающими уголовного преследования должны считаться только "наиболее тяжкие и эмоционально заряженные оскорбления". При оценке высказываний эксперты предложили анализировать шесть составляющих: контекст высказывания, авторитетность оратора по отношению к его аудитории, наличие у него умысла на возбуждение ненависти, содержание и форму высказывания, размер аудитории и вероятность практической реализации ксенофобного призыва. В 2018 году пленум Верховного суда России фактически включил эти рекомендации в свое постановление о рассмотрении дел экстремистской направленности, подчеркнув, что не представляющие общественной опасности деяния не должны считаться уголовными преступлениями", - пояснил Ахметьев.
Так что, по мнению эксперта, Тукаев "совершенно справедливо ссылался на постановление Верховного суда в своей кассационной жалобе". "Когда за систематическую ксенофобную пропаганду судят лидера ультраправой организации, сторонники которого склонны к насилию, - это одна история. Когда судят непричастного к насилию человека за один-единственный репост - совсем другая", - заключил Ахметьев.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* включен Минюстом в список некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил деятельность в России компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.
источник: корреспондент "Кавказского узла"