Сотрудник полиции составляет акт на пасеке. Фото Светланы Кравченко для "Кавказского узла"

23 августа 2021, 05:30

Пчеловоды Мостовского района пожаловались на массовую гибель пчел из-за ядохимикатов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

После распыления ядохимикатов над посевами в Мостовском районе массово погибли пчелы в станицах Махошевской и Ярославской. Об обработке никто заранее не предупредил, погибли сотни семей пчел, а ущерб оценивается в миллионы рублей, пожаловались пчеловоды. Местные чиновники ждут заключения районных ветеринаров, а пчеловоды считают, что фирма, которая проводила обработку посевов, должна компенсировать ущерб.

Пчеловоды из Махошевского и Ярославского сельских поселений Мостовского района Кубани рассказали 22 августа корреспонденту "Кавказского узла", что за сутки в двух станицах погибло порядка миллиона пчел.

«В двух из 12 станиц Мостовского района - Махошевской и Ярославской с 9 на 10 августа погибло порядка миллиона пчел. В наших станицах, которые находятся в трех километрах друг от друга, проживает порядка семи тысяч станичников. Около двух тысяч - в станице Махошевская и более пяти тысяч - в Ярославской. Люди в наших станицах занимаются взращиванием и сбором овощей, фруктов, а также пасеками. В дворах от 50 до 200 ульев. Нам в наследство от СССР достались угодья и ульи от совхоза «XXII партийного съезда», -рассказал корреспонденту "Кавказского узла" пасечник Александр Науменко.

Алексей Ивченко рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что в его семье все - потомственные пчеловоды. "Прадед был пасечником, дед, отец. Я пошел по их стопам и мои дети… Нас в семье сейчас, кто занимается пчелами, десять человек. Держим все время большую пасеку. У нас порядка двухсот семей пчел. В каждой семье по тысяче пчел. Собирались качать свежий мед и в воскресенье везти его клиентам. Много у нас постоянных покупателей в Сочи. Дочь живет в Сочи, и когда надо качать мед, вся семья собирается в нашей станице. В этот раз собрались по трагическому поводу: хоронить наших пчел. Ущерб только в нашей семье мы подсчитали на два миллиона от гибели пчел, а что касается не собранного в августе цветочного меда, это не менее тонны потерь", - рассказал он.

По словам Ивченко, все их пчелы "состоят на учете". "Имеем на них ветеринарные паспорта. Покупали и взращивали самых отборных, экологических пчел. Гибель пчел - это трагедия для нашей семьи, потому что это основной источник дохода. Чтобы восстановить наше хозяйство, надо начинать все сначала и потребуется не один год. Так как, возможно, надо менять и саму пасеку, и соты - так как и они отравлены», - рассказал Ивченко.

По его словам, пчелы погибли из-за того, что вблизи домов распылялся яд. «9 августа мы увидели над нашими головами вертолет. Он летал целый день с утра до вечера над подсолнечными полями и что-то рассеивал. Поля ООО [...] располагаются между нашими двумя станицами и занимают где-то тысячу га. Рядом протекает река Фарс и находится ее водоохранная зона. То есть ядовитые вещества попадали не только на пчел, но и на других насекомых, которые выполняют свои функции в природе. Также влияние было и на рыбу, она тоже отравлена - станичники видели мертвую рыбу в реке. Меньше влияние на человека, но все равно эти яды, и они являются небезопасным [...] Все пчелы 10 августа погибли в результате этого опыления с воздуха. Нас никто не предупреждал, что будут вестись работы с ядами, хотя сделать это были обязаны", - рассказал пчеловод.

В соответствии со статьей 16 главы 5 Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 490-ФЗ "О пчеловодстве в Российской Федерации", "не позднее чем за три дня до проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов лица, ответственные за проведение таких работ, обеспечивают доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информации о таких работах".

По его словам, станичники обращались в различные инстанции, от Генпрокуратуры до президента России. "Но никто не отреагировал. Тогда мы стали проводить свое расследование со станичниками и пошли на поля, над которым рассеивал вертолет ядохимикаты. Сторож сознался, что это был их вертолет, и показал нам, что именно рассеивалось над полем подсолнечника. Это был инсектицид «Пикет» [...] Мы засняли фото упаковки ядохимиката и отправили и в лабораторию, и в прокуратуру название препарата, вместе с пчелами. Стали так же звонить везде и требовать, чтобы наших погибших пчел официально взяли на анализ следователи и дали заключение, от чего именно они погибли. Но уже прошло две недели - и ни ответа, ни привета. Мы получаем только отписки из тех структур, куда обратились, что они все пересланы в местные станичные участковые пункты полиции. Оттуда тоже было молчание. Наши пчелы стали уже гнить и издавать страшный зловонный запах на всю станицу. Убрать мы их не могли, так как тогда бы нам сказали, что нет никаких улик массовой гибели пчел и нет проблем. Только под большим прессингом начальника полиции Мостовского района с нашей стороны и постоянных звонков ему через трое суток после события наконец приехал участковый, в пакетик собрал несколько пчел и повез их на экспертизу в Мостовскую ветеринарию. Но уже 10 суток ответа никакого нет", - также сообщил Ивченко.

По его словам, организация, которая занималась обработкой посевов, не отвечает на телефонные звонки, а сама контора находится далеко от поселений, в Краснодаре.

Петр Романенко также потерял порядка 170 семей пчел. Но в полиции ему пояснили, что если у него не все пчелы поставлены на учет, то и ущерб, возможно, будет только за тех, которые на учете стоят. «Я не успел поставит всех пчел на учет. У меня была добрая половина новых пчел, но погибли все. И мед пропал, потому что мы все добросовестные пасечники и продавать отравленный мед нашим клиентам, конечно же, не будем. У нас люди несильны в юриспруденции. Мы разбираемся в пчелах, но не в законах. Но мы все понимаем, что нанесен огромный ущерб, и никто этим заниматься не хочет. Мы потерпевшие - порядка 20 пасечников - написали коллективные заявления и везде их разослали. Но многие еще только собираются писать, приходят в себя от шока и от потерь. Многие вообще не верят, что можно добиться справедливости и компенсаций за понесенные убытки. А убытки огромные», - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Пчеловоды Александр Кваша, Владимир Штукин, Александр Гушаев и другие пасечники также рассказали об убытках и полном бездействии властей.

Станичные власти ждут ответов от экспертов

Исполняющий обязанности главы администрации станицы Махошевская Артем Заманов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что "администрация помогла написать заявления пасечникам". 

«А что может сделать администрация? Это дело правоохранительных органов - разбираться в массовой гибели пчел. Действительно, ко мне обращались станичники-пчеловоды. Мы составили акты, сделали подворовые обходы и передали заявления для разбирательства. Ждем ответы», - пояснил он.

"Ждем ответы от экспертов с Мостовского района", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" участковый инспектор станицы Махошевская Хамбулат Хамуков.

По его словам, очень жаль труд пасечников и пчел. "Все пчелы погибли. Я лично приезжал, брал пчел на анализ и отправил их ветеринарам в Мостовской район. Звоню каждый день. Но говорят, что не готово заключение. Когда будет готово - не отвечают. Говорят, ждите. Но я не могу принять решение без заключения, от какого яда погибли насекомые», - сказал он.

Он также рассказал, что допросил представителя фирмы, проводящей обработку посевов, и тот заявил ему, что "оповещение было".  «Он пояснил, что за несколько дней предупреждал администрацию, что оповещение было через интернет по электронной почте главам администраций станиц. Но почему не были предупреждены пчеловоды, он не знает», - рассказал Хамуков. Он также отметил, что не все пчелы зарегистрированы в управлении ветеринарии.

В соответствии с законодательством, лица, которые занимаются реализацией пчел, меда и другой продукции пчеловодства, должны быть зарегистрированы в компоненте «Цербер» ФГИС «ВетИс». После данной регистрации реализуется возможность оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) в компоненте «Меркурий» ФГИС «ВетИс» на произведенную продукцию пчеловодства, говорится в сообщении на сайте департамента ветеринарии Краснодарского края.

Адвокат рассказал об ответственности за нарушения при обработке посевов химикатами

По словам эколога, члена экологического совета при главе Сочи, руководителя проекта "Стоп Химия" Александра Зюзина, препарат, которым распыляли над полями, очень опасен.

"Препараты на основе альфа-циперметрина относятся к первому классу опасности для пчел и ко второму, третьему классам опасности для человека. Период ожидания - до 50 дней после обработки. То есть яд сохраняется в течении почти двух месяцев и остается опасным для пчел. Также он опасен для человека. Поэтому существуют специальные СНиПы и СанПины по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве. И следствие должно установить, почему не были соблюдены установленные правила обращения с опасными препаратами 1 класса опасности без предупреждения людей об этой обработке», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Инсектицид "Пикет" относится к быстродействующим универсальным инсектицидам контактно-кишечного действия. Он воздействует на нервную систему насекомого, вызывая паралич все органов и гибель, а также обладает отпугивающим эффектом, говорится в описании препарата на сайте pesticidy.ru.

«О работах с опасными химикатами в зоне жилых домов обязаны сообщать в СМИ», - сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат краевой палаты адвокатов Михаил Школьник, независимый от данной ситуации.

По его словам, правоохранительные органы должны определить тяжесть последствий после применения ядохимикатов. "К уголовной ответственности могут привлечь руководство агрохолдинга в случае, если будет установлено, что в результате действий по распылению пестицидов посредством авиационной обработки был причинен вред окружающей среде, повлёкший тяжкие последствия. Вопрос о том, возможно ли квалифицировать массовую гибель пчёл, как наступление тяжких последствий является оценочным. На мой взгляд, с учетом массовой гибели пчёл в двух поселениях, вполне возможно, так как ущерб необратимый и в денежном выражении крайне существенный. Тем более, что массовая гибель пчёл влияет на всю экосистему района", - отметил Школьник.

Кроме того, по его словам, оценка последствий "распыления агрохимикатов с вертолета в целом на окружающую среду, на водные источники, на домашних животных, на людей не проводилась. "С учетом розы ветров химикаты могли попасть и в реки, и на дома, иные водные источники. Необходимо учитывать, что запрещено проводить распыление пестицидов посредством авиационной обработки полей на расстоянии менее двух километров от населенных пунктов, что является нарушением требований санитарных правил", - отметил адвокат.

"При авиационной обработке пестицидами и агрохимикатами должны соблюдаться следующие расстояния: от населенных пунктов, источников питьевого водоснабжения населения, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, скотных дворов, птицеферм, рыбохозяйственных водоемов - не менее 2 километров; от мест постоянного размещения медоносных пасек - не менее 5 километров", - говорится в разделе XII СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Школьник отметил, что "в данном случае пострадали пчелохозяйства, находящиеся в черте двух населённых пунктов Краснодарского края". "Административная ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами установлена статьей 8.3 КоАП РФ. Для юридических лиц наказание составляет от 10 до 100 тыс рублей либо административное приостановление деятельности до 90 суток. Если будет доказан факт гибели пчёл в результате действий агрохолдинга, то безусловно, независимо от того, зарегистрированы пасечники или нет, согласно требованиям Гражданского кодекса РФ, вред имуществу подлежит возмещению в полном объеме. Относительно порядка оповещения, то Минсельхоз и ФГБУ Россельхозцентр письмом от 06.05.2020 года номер 1-8/872 подробно разъяснили обязанности лиц осуществляющих обработку. Холдинг обязан знать об этом письме и своих обязанностях оповещать о своих работах через СМИ», - пояснил адвокат.

Сочинцы с сожалением узнали о гибели пчел в Мостовском районе

Жители Сочи пожаловались корреспонденту "Кавказского узла", что в этом году, видимо, лишились медовой продукции мостовских пчеловодов.

«22 августа ожидала свежий мед, но его уже не будет в этом году», - сказала Марина Колпакова. «Пасечники из кубанских станиц привозят прекрасный душистый мед в Сочи. Они очень ответственные. Всегда беру у них продукцию. Должны были приехать с новым накаченным «подсолнечным» медом 22 августа, но не приехали. Поинтересовалась причиной, и мне они рассказали, что пчел у них потравила какая-то агрофирма. Я беру мед для всей своей семьи. Используем его и в лечебных, и в косметических целях. Предпочитаем брать у проверенных, «своих» пасечников - и вот такое ужасное известие», - посетовала она.

Мед из Мостовского района покупает и семья Маклашовых из Адлера. «Специально собирались ехать в Сочи из Адлера, чтобы взять 12 килограмм меда. Мы всегда берем на год 12 кг. Как правило, свежий мед цветочный качают наши пасечники в августе и в конце августа привозят. И вот узнали, что свежего меда не будет в этом году - все пчелы погибли в Мостовском районе», - сказал Олег Маклашов.

Его супруга Ольга Маклашова сказала, что мед в семье употребляют очень активно. «Уже привыкли к продукции станичных пчеловодов с Мостовского района, и очень расстроены, что в этом году останемся без их свежего меда. Будем просить их привезти хотя бы прошлогодний мед, если остался», - сказала она.

Комментариями представителей фирмы, которая занималась распылением химикатов, "Кавказский узел" пока не располагает.

Автор: Светлана Кравченко источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

25 апреля 2024, 23:45

25 апреля 2024, 22:47

25 апреля 2024, 21:48

  • Семья Рубена Варданяна сообщила о прекращении его голодовки

    Бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян, содержащийся под стражей в Азербайджане, прекратил голодовку после телефонного разговора с семьей, сообщили его родные. Сын Варданяна призвал международные организации добиваться от Азербайджана справедливого и открытого судебного процесса над задержанными в Азербайджане армянами из числа бывших карабахских чиновников.

25 апреля 2024, 21:20

  • Боец из Туапсинского района убит на Украине

    Ян Скулов убит в военной операции на Украине, сообщил глава Туапсинского района. С начала военной операции официально признаны убитыми в ней не менее 363 бойцов из Краснодарского края.

25 апреля 2024, 20:34

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей