03 марта 2021, 09:16
Жители Тамани опасаются есть рыбу после аварии турецкого судна в Керченском проливе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Рыбный бизнес почти остановлен в Тамани и Керчи: местные жители опасаются покупать рыбу после аварии на турецком судне в Керченском проливе, поскольку ежедневно находят на пляжах сотни мертвых птиц, сообщили предприниматели. Жители Таманского полуострова рассказали, что судно накренилось и стоит на рейде в проливе. Экологи высказывают беспокойство, что сухогруз откажутся буксировать и затопят его в Керченском проливе.
Как писал "Кавказский узел", инцидент на сухогрузе April произошло 19 февраля в водах Керченского пролива. Пять членов экипажа судна были госпитализированы, еще один умер. В Темрюкской центральной районной больнице морякам поставили диагноз "отравление неясной этиологии". Тело умершего гражданина Турции при этом было решено оставить на судне. На данный момент сухогруз готов к буксировке в Турцию, сообщили кубанские власти. Они опровергли появившуюся в соцсетях информацию об утечке ядовитого газа с судна. Пользователи Instagram изъявили желание, чтобы судно покинуло акваторию Керченского пролива как можно быстрее.
После аварии на турецком судне April спрос на рыбу, выловленную в Черном и Азовском морях, упал, об этом корреспонденту
"Кавказского узла" сообщил предприниматель из Керчи Андрей Шевченко. Он отметил, что ежедневно постоянные покупатели выкупали у него свежую рыбу прямо с рыболовецких баркасов, но после того, как в Керченском проливе на турецком сухогрузе произошла авария, спрос на рыбу резко упал.
"Все покупатели звонят и отказываются от рыбы. Читают в группах, что из-за этого сухогруза вода отравлена, птицы гибнут и рыба, соответственно, тоже. Истерика какая-то массовая разразилась. Сейчас самый рыбный сезон, а мы сократили вылов рыбы в два раза, порой, и не выходим в море. Раньше выходили каждый день", - рассказал предприниматель.
Рыбак из Тамани Александр указал, что никаких последствий от аварии на турецком сухогрузе местные жители не ощутили, при этом рыбу у него покупать перестали.
"Слухи разные ходят, все считают, что химия вылилась с судна и птицы гибнут. Но я просто в "Гугле" прочитал про этот ферросилиций: это же сплав, и он не токсичный. Мы же остались без работы, люди боятся покупать рыбу", - рассказал рыбак.
Житель Таманского полуострова Анатолий Васильев сказал корреспонденту "Кавказского узла", что не авария на турецком сухогрузе вызвала панику среди населения, а массовая гибель птиц.
"Мы тут привыкли к авариям, у нас здесь нефтяное предприятие постоянно засоряет пляжи. В проливе постоянно какие-то аварии случаются. Но такой массовой гибели птиц мы не видели еще. Прямо страшно, выходишь на берег, а там тела", - поделился мужчина.
Жительница Тамани Тамара Грудинина сообщила, что никакой паники по поводу аварии на судне в Тамани нет, эвакуация местным жителям не требуется. С берега видно, что турецкий сухогруз стоит на рейде в проливе.
"Были обсуждения в местных группах, страх там нагоняли, что из сухогруза выходит какой-то газ. И что всех жителей нужно эвакуировать. Лично я не испугалась, понимаю, что сейчас столько недостоверной информации распространяется. С 22 февраля эта информация ходила, вчера (1 марта) на сайте районной администрации написали, что информация фейковая и местному населению ничего не грозит, а сухогруз отбуксируют", - сказала 2 марта женщина.
Она уверена, что птицы начали гибнуть раньше аварии на турецком сухогрузе. "Где-то в начале февраля я видела мертвых птиц на пляже в поселке Волна, с каждым днем их становится больше, но авария здесь не причем", - заявила женщина.
Руководитель организации "Гражданская инициатива против экологической преступности" Дмитрий Шевченко также считает, что ферросилиций представляет опасность для команды сухогруза, но не для экологии.
"Ферросилиций - это сплав железа и кремния, по сути природный материал, он сам сильно морской среде не повредит, но вот ликвидировать непосредственно аварию с этим судном достаточно сложно поскольку при контакте с водой ферросилиций выделяет ядовитый газ. Тут аналог карбид – он тоже начинает реакцию при контакте с водой. Здесь вопрос дороговизны, технических сложностей, вряд ли судоходная компания готова понести расходы на устранение ущерба, который будет нанесен после затопления судна", - сообщил он.
Шевченко уверен, что судно проще затопить, и ликвидировать последствия аварии придется государству. "Не нужно позволять, чтобы это судно затонуло где-нибудь. Вопрос только в том, кто будет за это платить. Это не первая катастрофа в Керченском проливе и в Азовском море. Если вспомнить 2007 год, когда танкер с нефтью разломился, и тогда государство и Краснодарский край были вынуждены оплачивать всю эту операцию по ликвидации нефтяного загрязнения. Регион ничего не получает от этой деятельности, потому что она ведется в море, а за ущерб вынужден сам платить", - рассказал эколог.
По его словам, сейчас в соответствии с законодательством России госорганы должны ликвидировать последствия аварии, а потом взыскивать издержки и ущерб окружающей среде с компании-нарушителя. "Роспотребнадзор должен участвовать в первых рядах, но ничего подобного мы там никогда не видим. Никакого громкого судебного процесса нет, если только из ряда вон выходящие случаи, как в Норильске, когда уже включаются какие-то высшие политические силы. А мелкие нарушители обычно выходят сухими из воды. Судно наверняка застраховано, и страховку за него владельцы получат, а кто будет убытки платить государству, всем нам - налогоплательщикам, не понятно", - сказал Шевченко, отметив при этом, что, если судно затонет с грузом, это может изменить химические свойства морской воды.
Массовую гибель птиц на Черноморском побережье Шевченко не связывает с аварией на турецком судне, он считает, что падеж птиц может быть связан с загрязнением моря нефтепродуктами, которые они поглощают вместе с водорослями, а также с инфекцией. "Проблема в том, что у нас все это скрыто от общественности, никто не знает, занимаются ветеринары этой проблемой, не занимаются. И вообще, что там. Такой массовый падеж в разных районах – это с высокой долей вероятности связано с вирусом", - заключил Шевченко.
Эколог Евгений Витишко сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что сплав ферросилиций с массовой долей кремния от 30 % до 90 % размером частиц менее 3,2 мм является опасным грузом, относится к подклассу опасности 4.3 по ГОСТ 19433 и не мог перевозиться на старом сухогрузе. При этом утечка ядовитого газа с турецкого судна не могла повлиять на экосистему Черноморского побережья, уверен эколог.
"Что там на самом деле происходит, неизвестно. ГО и ЧС только сегодня подтвердили, что у судна появились трещины, была утечка. И деферент (дифферент, то есть разницу между осадкой носа и кормы судна. - Уточнение "Кавказского узла" от 10.39 мск 04.03.2021) видно: многие из местных жителей, кто видит его на рейде, описывают, что у него есть крен. И, возможно, там происходят какие-то реакции, которые были запущены с этим полуметаллом. Теоретически, эти реакции происходят и сейчас", - рассказал Витишко. При этом он считает, что на падеж дельфинов и птиц эта утечка не повлияла. Должна быть такая большая концентрация ферросилиция, чтобы он отравил все вокруг, а птицы и дельфины гибнут на всем побережье от Тамани до Адлера, говорит эколог.
Он отметил, что пока никаких усилий по спасению птиц со стороны уполномоченных органов не предпринимается. "Такого у нас не было никогда, мы спасали десятками-сотнями, а здесь тысячи гибнут. В Анапе собрали 400 птиц в один день, 200 - в другой. То есть это настоящее бедствие. И им нужно серьезно заниматься", - сообщил Витишко.
В ЦРБ Темрюкского района корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили, что пятеро членов команды турецкого сухогруза, отравившихся парами ферросилиция, чувствуют себя удовлетворительно и будут выписаны в течение этой недели.
Дополнение "Кавказского узла" от 14.24 мск 04.03.2021: в текст внесены уточнения. Евгений Витишко сообщил, что допустил ошибку в формулировках о том, что птицы, предположительно, погибают от птичьего гриппа. По словам Витишко, ему "негласно подтвердили, что птицы погибают не от птичьего гриппа", а также что в Туапсе и Джубге "получили заключение, что это не птичий грипп". При этом Витишко уточнил, что предварительные выводы он получил у источника в краевом управлении Росприроднадзора, но официальное заключение о причине гибели птиц будет готово примерно через три месяца. "Кавказский узел" пока не располагает данными о причине гибели птиц на побережье Краснодарского края, а также подтверждением от краевого управления Росприроднадзора о проводящейся проверке и ее предварительных выводах.
Автор: Анна Грицевич источник: корреспондент "Кавказского узла"