ПАСЕ определила критерии понятия "политзаключенный"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) вечером 3 октября на пленарном заседании осенней сессии в Страсбурге приняла резолюцию относительно понятия "политзаключенный".
Документ, подготовленный на основе отчета докладчика комитета ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека, германского депутата Кристофера Штрассера, был утвержден 100 голосами "за", при 64 "против".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАСЕ, впервые понятие "политического заключенного" было разработано в рамках Совета Европы еще в 2001 году независимыми экспертами, назначенными генеральным секретарем Совета Европы для оценки случаев предполагаемых политзаключенных в Армении и Азербайджане.
Общие критерии, выдвинутые экспертами, были одобрены всеми заинтересованными сторонами, включая комитет Совета Европы и ПАСЕ.
Критерии понятия "политзаключенный", принятые ПАСЕ
a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской Конвенции по правам человека и протоколов к ней, в частности, свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнений и информации, свободы собраний и объединений;
b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением;
c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению;
d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами;
e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.
В резолюции специально оговаривается, что лишенные свободы за терроризм не считаются политзаключенными.
Также в документе содержится призыв к государствам-участникам СЕ пересмотреть случаи любых предполагаемых политических заключенных на основе обозначенных критериев и освободить их в случае необходимости.
Накануне обсуждений Кристофер Штрассер призвал коллег поддержать доклад. "Было бы ошибкой для ассамблеи отказываться от уже накопленного багажа существующих определений и вступать в бесконечные теоретические обсуждения. Такие дискуссии будут бесконечны и безрезультатны. Поэтому я призываю ассамблею подтвердить существующее определение политических заключенных", - сказал Штрассер.
Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" наблюдавшая за ходом обсуждений в Страсбурге спецкор азербайджанского агентства Turan Тарана Кязимова, слушания прошли в эмоционально напряженной обстановке.
По ее словам, еще в комитете ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека группа депутатов предложила поправки, согласно которым полномочия определения политзаключенных передавались бы в компетенцию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Сторонники этой точки зрения добивались принятия поправки на пленарном заседании.
"Однако многие депутаты выступили против, указав, что в таком случае значение резолюции будет сведено к нулю, и она потеряет всякий смысл", - сообщила Кязимова.
В ходе голосования по поправке голоса разделились поровну - 89 на 89, что является редчайшим случаем в практике ПАСЕ. Однако согласно процедурным правилам, несмотря на равенство голосов принятой была признана формулировка, предложенная автором доклада, и вышеуказанная поправка была отклонена.
Как отметила Кязимова, ряд депутатов от России, Испании, Турции, Великобритании в целом выступили против доклада. Они мотивировали свое мнение тем, что "это инструмент политического давления" на некоторые страны СЕ.
В частности, депутат от Турции Мовлут Чавушоглу назвал доклад "пустым". На его взгляд, Штрассер "ничего не сделал и только переписал критерии, которые были составлены ранее экспертами".
Британский депутат Майк Хэнкок (Mike Hancock) обвинил докладчика в направленности доклада против Азербайджана. "В вашем докладе четырежды назван Азербайджан, может потому, что вам визу не дали", - сыронизировал Хэнкок.
Напомним, Штрассер в марте 2009 года первоначально был назначен докладчиком по политзаключенным в Азербайджане. Однако власти не дали ему визы для осуществления миссии, мотивируя это тем, что предполагаемые политзаключенные есть и в других странах СЕ. В октябре 2011 года в мандат Штрассера были включены обязанности по определению в общем понятия "политзаключенный" для всей Европы.
В свою очередь, депутат из Германии Виола фон Грамон-Таубадель (Viola von Cramon-Taubadel) выступила в защиту доклада и обвинила Чавушоглу и Хэнкока "в лоббировании интересов властей Азербайджана".
За принятие доклада высказались, в частности, депутаты из Эстонии, Германии, Италии, Франции.
На пресс-конференции, состоявшейся сразу после окончания обсуждения доклада, Штрассер заявил, что "принятие его доклада стало судьбоносным решением, и оно положительно повлияет на решение проблемы политзаключенных в странах Европы".
"Я полностью верю в то, что критерии независимых экспертов, которые уже были применены к сотням случаев, были юридически обоснованы, справедливы и оперативны. Они отражают основные нормы Европейской Конвенции прав человека и прецедентного права Европейского суда по правам человека", - сказал Штрассер.
При этом он выразил удовлетворение, что предложенная рядом депутатов поправка не прошла. "Если бы этот вопрос был передан Европейскому суду, то ПАСЕ не имело бы полномочий и влияния в вопросе политзаключенных и доклад утратил бы всякий смысл", - сказал Штрассер.
Он обратил внимание на то, что в случае не принятия его доклада автоматически снимался бы его доклад и по политзаключенным в Азербайджане, который будет представлен на январскую сессию ПАСЕ. "По-моему, именно эта цель и преследовалась некоторыми депутатами", - заявил Штрассер.
Что касается его приезда в Азербайджан, то, по словам Штрассера, правительство Азербайджана должно принять "правильное решение" и выдать ему визу, чтобы он смог на месте ознакомиться с ситуацией.
Докладчик подчеркнул, что мониторинг по решению ПАСЕ может быть проведен в любом другом государстве-участнике СЕ, сообщила журналистка Кязимова.
Ранее Штрассер в своем предварительном докладе по политзаключенным в Азербайджане указал 89 человек, которые являются предполагаемыми политзаключенными и дела, которых он хотел бы обсудить с соответствующими органами Азербайджана.
По мнению главы азербайджанского "Клуба прав человека" Расула Джафарова, в настоящее время численность политзаключенных в Азербайджане достигает восьмидесяти. Такого же мнения придерживается директор Института мира и демократии Лейла Юнус, которая полностью согласна с докладом Штрассера.
По данным же Мониторинговой группы правозащитных организаций Азербайджана, после июньского помилования президентом Азербайджана девяти "узников совести", число политзаключенных сократилось до 10.
Отметим, что власти Азербайджана отрицают наличие арестованных и осужденных в стране по политическим мотивам.
источник: корреспондент "Кавказского узла"