Потерпевшие при теракте в Беслане недовольны темпом его расследования
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следствие по делу о теракте в Беслане "спущено на тормозах", и оно будет все дольше затягиваться, считает руководитель Ассоциации жертв террористических актов "Матери Беслана" Сусанна Дудиева. Недовольство ходом расследования высказала и руководитель Всероссийской общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева. С потерпевшими не согласен руководитель следственной группы Александр Халин.
"Я не вижу какой-то активной, бурной работы следственной бригады. Я вижу, что все спущено на тормоза. К нам в комитет обращается много людей, которые спрашивают, почему по их показаниям не проводят очные ставки. Я считаю, что с помощью новой следственной группы расследование будет затягиваться и длиться дальше, потому что они решили писать ознакомительные письма, приглашать нас на ознакомление с экспертизами, на все другие следственные мероприятия будут писать каждому пострадавшему. Это очень большая волокита", - рассказала Сусанна Дудиева корреспонденту "Кавказского узла".
Она отмечает, что при таком подходе каждый человек будет приходить и знакомиться с экспертизами. "А мы еще два года назад писали, что эти экспертизы надуманны, они необоснованны и совершенно не нужны. Никакая экспертиза теперь не докажет силу взрывной волны или силу удара, который был нанесен по стене спортзала. Для этого не нужны экспертизы, а следственно-оперативные мероприятия должны были быть произведены в самом начале. И для этого была масса свидетелей", - говорит Дудиева.
Он подчеркивает, что прокуратура является органом, который должен быть заинтересован в объективном расследовании, но сказать, как будет работать следственная группа под руководством Александра Халина, хотя и встречалась с ним несколько раз, пока не может.
В ноябре прошлого года потерпевшие отправили ходатайство, в котором было пять пунктов. Дудиева отмечает, что часть пунктов следствие приняло к рассмотрению, а по остальным сказали, что их надо доработать.
"Мы одним из важных вопросов в нашем ходатайстве ставили целесообразность применения танков и огнеметов во время освобождения заложников. Это тяжелое вооружение применялось, и мы ставили вопрос, кто дал команду на применение этого вооружения. До сих пор у нас нет ответа. И людей это возмущает. Также ставили вопрос о проведении дополнительного допроса и очных ставках руководителей Оперативного штаба", - рассказывает правозащитница.
С тем, что расследование идет медленно, согласна и руководитель Всероссийской общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева. Она также выразила свое возмущение по поводу того, что их не допускают к материалам дела о теракте.
Сам следователь Халин, который сейчас является руководителем следственной группы по бесланской трагедии, отказался от интервью, сказав, что у него есть указание начальства не общаться с журналистами. На вопрос, согласен ли он с потерпевшими в том, что следствие идет медленно, он ответил отрицательно.
Ранее, во время встречи с заместителем полпреда при президенте в ЮФО Николаем Федоряком потерпевшие просили заменить следователя, но им в просьбе было отказано.
Что же касается дел в Страсбурге, отправленных потерпевшими, то, по словам лидера организации "Матери Беслана", все их жалобы приняты. Уже состоялись предварительные консультации с адвокатами. Потерпевшие в теракте надеются, что к концу 2010 года в Европейском суде по правам человека начнутся слушания по делу о теракте в Беслане, а ратификация 14-й поправки также ускорит этот процесс.
Кроме того, как рассказала Дудиева, в этом году перед организацией "Матери Беслана" также будет стоять вопрос о сохранении за пострадавшими реабилитационного центра для детей, пострадавших в теракте, построенного немецкой православной общиной при Аланском женском монастыре в Алагире.
Программа немецкой общины была рассчитана на пять лет, и сейчас она закончилась. Однако потерпевшие поставили вопрос перед правительством республики о содержании этого реабилитационного центра правительством для того, чтобы дети и в дальнейшем могли получать помощь. В настоящее время в комитете готовят смету на содержание монастыря в течение года. Дудиева считает, что вопрос будет решен положительно.
Как сообщал "Кавказский узел", в октябре прошлого года Элла Кесаева, лидер "Голоса Беслана", представила в Варшаве доклад о "Методах борьбы с терроризмом" и 2600 подписей за проведение международного расследования теракта в Беслане, которые были собраны во время траурных мероприятий, посвященных четвертой годовщине трагедии в школе №1. 26 июня 2008 года родственники погибших в теракте в Беслане обратились за помощью в Европейский суд.
В марте текущего года "Голос Беслана" направил в Европейский суд по правам человека в Страсбурге очередную жалобу на государство от новой инициативной группы, состоящей из 71 человека.
В мае 2009 года Конституционный суд России отказал в рассмотрении жалобы "Голоса Беслана", в которой представители организации просили признать ст.14 п.2 федерального закона противоречащей конституции РФ. В этой статье говорится, что на политические требования террористов переговоры вести не следует.
Справка: в сентябре 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 186 детей и 145 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников. 31 боевик был убит, один из захвативших школу в Беслане позднее предстал перед судом.
"Кавказский узел" отслеживает развитие ситуации со дня трагедии и ведет хронику событий, связанных с терактом в Беслане и его расследованием.
источник: корреспондент "Кавказского узла"