Фото
04:04, 2 апреля 2019

Апрельская война 2016 г.


Спал дома, разбудил телефон: "Война началась, а ты  спишь". Я тогда на Мадахизском рыбзаводе охранником работал. Это всего в двух километрах от наших постов. Позвонил своему сменщику, уточнил обстановку. Он подтвердил, говорит, - плохо, вовсю работает артиллерия, на завод тоже несколько снарядов упало, но жертв среди наших рабочих нет.

Дети вернулись со школы, учителя отпустили. Война.

Вышел на вокзал, посмотреть, что в городе происходит. Машину тут же облепили родители, которые хотели отправить своих детей в Ереван, подальше от войны. Решил поехать. За один день война не закончится, а оставлять семью вообще без денег и уехать на фронт тоже неправильно. Ночью вернулся. 




Гаго, один из наших водителей говорит: "поедем на посты, воду отвезем, сын у меня там". Приехали к артиллеристам. Переночевали там же. Почувствовали дух наших солдат. Изнутри узнали обстановку на фронте. 

Нападение было внезапным, лишь через два часа наши очухались, что война идет. И дали отпор. Рассказали о тех, кто погиб.
Вернулись уверенными, что есть кому нас защитить. В городе узнал, кто из друзей уже уехал на фронт. Остальным в военкомате сказали ждать, пока не призовут. Я, как инвалид, нигде не числюсь. Через неделю призвали моего брата и друзей. Поехал вместе с ними. Выдавать мне форму и автомат отказались, сказали нету в списках, пришлось напрямую звонить военкому, чтобы дал разрешение.

Нас с друзьями разделили: я попал на гору Мрав, в третий батальон, девятую роту.

В первый день войны азербайджанцы выглядели через беспилотник неохраняемый пост, через него незамеченными подошли прямо к базе батальона и стали сверху обстреливать. Солдаты попрятались в специальные щели, заранее вырытые на такой случай, потом через рацию скоординировав свои действия, с трех сторон шквальным огнем заставили противника отступить. В горах техника не работает, в основном минометы. На помощь азербайджанцам вылетел вертолет с десантом, но наши сумели  подбить его. Летчик хотел дотянуть до своих, поняв что это не удастся, он выпустил свой боекомплект на своих же и взорвался в воздухе. Это вызвало панику и сыграло нам, армянам, на руку.

Линию постов снова выровняли и за это время подошла подмога. Со всего мира армяне приехали в Нагорный Карабах, на помощь. С нами на одном посту были каджаранские армяне. Мэр этого небольшого городка, собрав помощь продуктами, собственноручно объезжал все посты и оставлял все самое необходимое. Меня удивила их организованность и их воинский дух. Многие ни разу за все эти дни не выпустили автомат из рук. Два часа на посту, два часа отдыха, причем отдыхом назвать это сложно, негде было даже нормально ноги вытянуть. В случае тревоги даже этих двух часов отдыха не было.

Ждали нападения 24 апреля, на удивление, день прошел спокойно...

Гора Мрав красива и сурова. Горный ветер, дожди, выпал даже снег. Мы были на уровне около 3200 м. Хорошо, везде вокруг лес и недостатка в дровах не было. Телефонной связи с миром тоже не было и мы, даже не знали, что происходит в других местах. Через 17 дней меня сменили. Хорошо, друг не оставил мою семью без поддержки, деньги прислал, чтобы было чем жить.

Проснувшись дома наутро, захотел принять душ, но воду выключили. Оказалось, за неуплату незначительного долга. Поехал в водоканал, культурного диалога не получилось. Директор быстро убежал, пришлось заму объяснять, что если он не в курсе, то у нас война идет и если мне еще раз воду выключат он и без войны быстро сдохнет.




Друг, узнав, чем нам может помочь, прислал деньги и мы с друзьями купили уазик "Хантер". В следующий выезд мы поехали уже группой на своей машине. Командир полка приветствовал нас и послал на самый верх горы Мрав, докуда машина доезжала. Наличие уазика очень облегчило нам всем жизнь и в случае ранения позволяло надеяться на успешный исход для раненного. Месяц май мы провели на постах. Но, в мае, уже особой войны не было.

Я вернулся к своей работе, мой брат и мои друзья еще и июнь остались на постах. На всякий случай. Беспилотники, ребята прозвали их беспризорниками, целый день кружили над нами и азербайджанцы были неплохо осведомлены о том, что у нас на постах происходит...

Апрельская война, прозванная четырехдневной войной, оставила немало вопросов. Что это было, разведка боем или полномасштабная война?

Я рассказал о том, что сам видел. Говорят, каждому солдату кажется, что его направление в войне было самым важным. На мой взгляд все эти удары должны были отвлечь от главного удара через Аскеран по Степанакерту, но удачные действия нашей артиллерии смогли уничтожить основные силы врага и атака захлебнулась.

Остались вопросы и о том, как могло произойти то, что столько техники смогло незамеченными подойти к нашей границе. Я не верю, что наша разведка не углядела этого. В народе до сих пор уверены, что  верхушка хотела по тихому сдать земли, но всеобщий подъем армянского народа помешал этим планам. Если это так, то это уже предательство.

Самое плохое то, что больше сотни наших совсем еще юных воинов погибло и эта утрата невосполнима для нашего народа...

Вечная им память.

Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
10 декабря 2024, 11:17
Апти Алаудинов
Выбор редактора
Все блоги