RSSВетер с Апшерона

Поверженная Россия обязалась вернуть Турции Карс, Ардаган и Батум...

10:38, 15 января 2019

Историческая тема в блоге "Ветер с Апшерона" одна из самых актуальных и противоречивых, судя по различию откликов. А может и самая из самых. Поэтому я взял интервью у московского историка Эльдара Аббасова и буду выкладывать здесь главы, каждую в отдельном посте. Мог бы выставить все обширное интервью, но [...] такой объем не осилят. Пусть читают и анализируют поэтапно, осмысливая и обсуждая главы в раздельности.

Историк - Эльдар Аббасов Мазахир оглы, кандидат исторических наук. В 1984 году окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и в том же году поступил в аспирантуру. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Партийно-советская печать Азербайджана в борьбе за восстановление народного хозяйства республики. 1920–1925 гг.» В 1989-1991 годах работал старшим преподавателем кафедры истории КПСС Московского института стали и сплавов. В 1991 был приглашен в Управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД России, где работал до 1995 года. С 1996 г. по 2016 г. работал в сфере бизнеса, параллельно занимаясь научной деятельностью. Сфера научных интересов – новейшая политическая история Азербайджана, Турции и России.

Об актуальности темы:

В конце прошлого года исполнился век, прошедший с времен ожесточенных войн на юге Кавказа, с участием всех сильнейших держав региона и даже стран, весьма далеких от Кавказа. Одним из символов неутихающей памяти кавказцев, вспоминающих события вековой давности стало установление кумыками Дагестана памятника недалеко от Махачкалы. Это была дань благодарности убитым в тех местах военнослужащим Кавказской Армии. Но более чем скромный обелиск неожиданно вызвал всплеск ненависти потомков других политических и вооруженных сил, которых Кавказская армия разгромила. Ночью 3 января 2019 года памятник был фактически осквернен, так как надпись о благодарности кумыков шехидам — османским и азербайджанским туркам, была заменена на нейтральный текст, в котором нет ни слова о Кавказской Армии.

Век спустя власть в Дагестане уравняла погромщиков с защитниками гражданских людей

В публикациях российской и армянской прессы Кавказская армия названа интервентом, а вооруженные силы российского генерала Бичерахова, собранные им в Персии на британские деньги, выдавались за объединителей российских земель. В то время как кавказское население просило Кавказскую Армию спасти их от убийств,  чинимых бичераховцами и примкнувшими к ним дашнаками. Вместо того, чтобы привнести в споры ясность, статьи в СМИ и выступления в социальных сетях многочисленных дилетантов путают читателя. Мнения противоречивы, политически ангажированы, преследуют сегодняшние цели стран, в которых живут участники дискуссий.

- В какой геополитической ситуации находилась Россия и страны региона накануне обсуждаемых нами кавкзазских исторических событий?- спросил я историка Аббасова. 

- 1917-й стал переломным годом не только в ходе Первой мировой войны, но и мировой истории. В конце февраля многотысячные антивоенные митинги, хлебные бунты и демонстрации народных масс, вызванные острым политическим и экономическим кризисом в столице Российской империи – одной из стран Антанты, привели к свержению династии Романовых и формированию Временного правительства. Однако и Временное правительство не смогло вывести страну из кризиса и добиться перелома в ходе войны на Восточном фронте. Октябрьский переворот и захват власти большевиками в Петрограде на последней стадии Первой мировой войны сильно изменили ее дальнейший ход. Спустя день после взятия власти большевиками в столице Российской империи на II Всероссийском съезде Советов новое – большевистское правительство провозгласило «Декрет о мире», который призывал все воюющие страны начать немедленно переговоры о справедливом и демократическом мире – мире без аннексии и без контрибуций. Большевики предлагали правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие сроком не меньше как на 3 месяца, в течение которого можно было подготовить и заключить мирные договора. Вместе с тем большевистское правительство России заявляло, что отнюдь не считает вышеуказанные условия мира ультимативными, т. е. соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира. В конечном итоге этот документ был рассчитан на развитие мировой революции, в первую очередь в Германии и Австро-Венгрии, о чем Сталин позже признался.

26 октября (8 ноября) в 18:00 в посольстве Великобритании состоялось совещание послов западных стран, за исключением стран Центральных держав (Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Османской империи), на котором послы выразили мнение своих правительств – власть большевиков не признавать и ни на какие предложения о мире ответа не давать.

13 (26 ноября) новоназначенный Нарком по военным делам прапорщик Николай Крыленко отправил телеграмму германскому Главкому о заключении перемирия. Германия, которая испытывала серьезные трудности на Западном фронте против Франции, незамедлительно отреагировала на нее. С огромным энтузиазмом восприняли и другие страны Центральных держав – Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария призыв России к миру. Самая сложная ситуация среди стран Четверного союза была у Турции. Она была истощена войнами, которые Османская империя вела с осени 1911 года против Королевства Италии в Триполитанской войне, а в 1912–1913 гг. воевала со странами Балканского полуострова. В Первую мировую войну Турция вступила на Кавказском фронте в войну против России и в Азии – против Великобритании. К концу мировой войны Османская империя терпела поражения как на театре военных действий Ближнего Востока от англичан, так и на Кавказском фронте от России. Мир был важен и большевикам для удержания и упрочения власти.

2 (15) декабря было подписано перемирие между Советской Россией и странами Центральных держав. Через три дня было подписано Эрзинджанское перемирие, по которому на русско-турецком театре военных действий в Азии прекратились все боевые действия. После подписания перемирия и отказа стран Антанты присоединиться к мирным переговорам в Брест-Литовске, страны Центральных держав отказались принимать российские условия мирного договора, изложенные в «Декрете о мире» и выдвинули свои условия, по которым Россия теряла Финляндию, Курляндию, Лифляндию, Западную Украину, Западную Белоруссию и Бессарабию. В этих условиях большевики решили продолжать мирные переговоры не для того, чтобы подписывать мирный договор, а оттягивать время и тем самым демонстрировать народам воюющих стран нежелание Центральных держав подписывать демократический и справедливый мир. А это, по мнению большевиков, должно было вызвать революционные волны у трудящихся масс Германии и Австро-Венгрии и открыть путь к мировой революции. Имитация мирных переговоров большевиками вынудила главу германской делегации статс-секретаря фон Кльюмана потребовать в ультимативной форме принять все условия мира, продиктованные Германией и ее союзниками. В ответ на ультимативные требования мира 10 февраля 1918 года глава российской делегации Нарком по иностранным делам Лев Троцкий передал представителям Центральных держав письменное заявление, подписанное всеми членами советской делегации. В нем отмечалось, что «отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия, со своей стороны, объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным, российским войскам одновременно отдается приказ о полной демобилизации по всему фронту». После оглашения данного заявления российская делегация покинула Брест-Литовск.

18 февраля немцы возобновили боевые действия. Русского фронта как такового не было и немцы без труда взяли города Двинск и Псков. Возникла серьезная опасность Петрограду. Через день СНК с подписью В.Ленина и Л.Троцкого отправил радиограмму Правительству Германии, и выразило свое согласие на подписание мирного договора на условиях Центральных держав. Однако 21 февраля Германия выдвинула новые условия, которые предусматривали также передачи Турции ее анатолийских провинций и отмены капитуляции. Речь шла о возвращении Турции трех округов – Карса, Ардагана и Батума, которые были переданы Турцией России по итогам войны 1877–1878 гг. качестве контрибуции. Большевикам ничего не оставалось, кроме принятия новых условий мира Германии. Так 3 марта в Брест-Литовске был подписан мирный договор. В статье 4 мирного договора говорилось, что «Россия сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции. Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией»...

(Продолжение  в следующем посте. Дальше будет о позиции южнокавказцев в ответ на уход России)