Южная Осетия какая она есть, была и могла бы быть
Транзит по Транскаму. Расчеты Карасина и равноправное участие РЮО.
В прессе прошла очередная волна публикаций о перспективах открытия транзита по ТрансКАМу. И вызвана она конечно соответсвенными движениями в высших политических кругах России и не только ее. Главный по ТрансКАМ-транзиту - замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, выступая на брифинге в Ереване, заявил, что «рассчитывает открыть для Армении еще один транзитный коридор через Южную Осетию». Разговоры о таком транзите идут уже 7- год, с тех пор, как в конце 2011 года, было подписано соглашение "Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли между правительством Грузии и правительством Российской Федерации». Они могли бы идти еще 7 лет, но сегодняшняя ситуация в армяно-российских отношениях, просто вынуждает Кремль, что-то наконец сделать в это направлении. Направление, которое, по-сути, является одной из немногих возможностей удержать Армению от отдаления от России. Надо, как говорится, уже что-то выдавать реальное, лимит обещаний, уже исчерпан. Работать в переговорном формате Карасин-Абашидзе по схеме, «заседание - заявление о непреодолимых противоречиях - но есть подвижки по другим пунктам», далее не возможно. Только вот, как будет Карасин уговаривать власти Южной Осетии и Грузии пойти на взаимные уступки?
И если Цхинвал уже пошел на уступку, и уже не требует признания со стороны Грузии независимости, как это делалось в период президентства Л. Тибилова, а только равноправного участия, то Грузия со своей точки не сдвинулась. Как будто предчувствуя, грядущие уговаривания, глава МИД Грузии Давид Залкалиани, завил, что ни до этого времени не осуществлялась, ни в дальнейшем не планируется. ревизия или пересмотр соглашения о двустороннем мониторинге грузооборота между Грузией и Россией, и что это соглашение никак не связано с размещением каких-либо таможенных терминалов на границе Грузии и Южной Осетии. Интересно, что министр обвинил в распространении ложной информации, российские медиа и оппозиционеров в лице сторонников бывшего президента Грузии - М. Саакашвили.
Помочь братской и соседской Армении в Грузии может, и хотят, но тоже, не за счет усиления влияния там России.
В Южной Осетии, тоже прозвучали голоса по поводу транзитных перспектив, но по большей части голоса политологические. Политолог Вячеслав Гобозов, упомянул уже упомянутую мною уступку президента А. Бибилова в виде отхода от условия для открытия транзита, признание республики со стороны Тбилиси, до равноправного участия в транзите, назвав это компромиссом и очень серьезным шагом. Он добавил что, "если будет реальное желание открыть транзит у всех участников, я думаю, варианты найти можно".
Политолог Сослан Плиев считает вопрос равноправного или неравноправного партнерства второстепенным, выводя на первый план, вопрос вхождение или не вхождения транзита по ТрансКАМу, в сферу наших стратегических интересов.