Фото
11:27, 23 июля 2012

Об отношении к живым и мертвым - Ника Какобян, Ставрополь.


1. Об отношении к живым и мертвым - Ника Какобян, Ставрополь: "И, мне кажется, что сегодня крымская трагедия большинство из тех, кто побывал в это время в роли волонтеров, будучи в разной степени политизированными и оппозиционно настроенными, выбила из того властицентричного мировоззрения, которое в последние полгода так крепко нами завладело."

2. Деньги и автоматы- лучшая гражданская инициатива. - isma-magomedov, Дагестан: "Здесь есть одна демократия — это деньги и автомат.От этого зависит,насколько ты "демократичен".Деньги и автоматы здесь перечеркивают в легкую любые круглостоловые резолюции,любые законы, писаные и неписаные,любые гражданские инициативы может заглушить один автомат и пара пачек бабла."

3. Крымск и мы - Ника Какобян, Ставрополь: "Но вот это гражданское добровольчество, как реакция на какое-то горем объединяющее событие, когда мы все вдруг начинаем исходить из того, что чужой беды не бывает, и от беды не застрахован никто, мне кажется очередной прекрасной основой для построения общества, как бы это ни прозвучало, нового уровня. Общества гражданской самоорганизации и выхода из формулы "Каждый народ имеет того правителя, которого заслуживает". Иногда все-таки должен наступать момент, когда нужно сказать: "Этот правитель больше не заслуживает нас, потому что мы заслуживаем большего".

4. Русские в имамате Шамиля - Наима Нефляшева, Адыгея: "Возможно, настало время, чтобы аксиома о том, что государство Шамиля было исключительно исламским, была пересмотрена?"

5. Кисловодск, караоке-стайл. - Алан Цхурбаев, Северная Осетия: "сделал небольшое видео о Кисловодске, получился идеальный видеряд для караоке, когда вы поете глупую песню и смотрите на ничего не значащие картинки. не удержался и наложил соответствующую мелодию. очень гармонично вышло, такой, небольшой рассказ о Кисловодске в стиле караоке."

6. Алания - Спартак Москва - radioman07, КБР: "От души хотел бы поблагодарить братский Владикавказ за гостепреимство. "Алания" на фоне мясных смотрелась очень симпатично. Не повезло просто. С удовольствием еще не раз приеду поддержать "Аланию"."

7. Стадион Динамо - eldar-rasulov, Дагестан: "Сегодня первый тайм смотрел с крыши 16-этажного дома, строящегося неподалеку. К сожалению для покупателей новых квартир к тому моменту, когда они заселятся "Анжи" будет играть уже на обновленном стадионе "Анжи-арена" между Махачкалой и Каспийском."

8. Осетинские горки или как я провёл воскресенье... - justromantic, Северная Осетия (ВИДЕО)

9. Все познается в сравнении - mamirgov, Чечня: "Решил полазить по арабским новостным сайтам. Сначала, с непривычки кажется: «Как неудобно тут у них все!», полоса прокрутки с другой стороны, все с обратной стороны. Но потом я понял, что дело не в прокрутке или направлении текста. "

10. Дорога в кайф - zarava, Южная Осетия: "- Дорога, конечно, запомнилась не только видами гор, пока мы доехали до Цхинвала, я чуть не умер от страха. Водитель несся на огромной скорости, будто ехал по прямой трассе, а не по горному серпантину. Болтал при этом, на дорогу почти не смотрел."


 


1. Об отношении к живым и мертвым - Ника Какобян, Ставрополь.

Помню, мы с товарищами как-то пару лет назад по профкомовской путевке отдыхали (хочется закавычить, но бог с ним) на черноморском побережье в поселке Якорная щель. И в первый же день нашего пребывания там утонул человек. То есть мы приехали и обнаружили на небольшой территории пляжа утопленника, накрытого полотенцем. Невдалеке паслась полицейская машина, чего-то ждущая. И так весь день. Труп просто лежал там среди отдыхающих, и все чего-то ждали. Хотя даже не все понимали, что это труп. Я не знаю, как это комментировать, но после подобных историй складывается впечатление, что это вообще такая тенденция: мы относимся к своим мертвым так же, как и к живым: они есть, но нас мало волнуют. И я не знаю, какой симптом безразличия хуже.

Я не смотрела никаких видеозаписей из Крымска до сегодняшнего дня, потому что мне казалось это не важным. Мне казалось, что самое важное - то, что предшествовало наводнению, а именно отсутствие мер по оповещению населения о надвигающемся наводнении, что стало причиной такого большого количества погибших. Нет сомнений, что оно действительно могло быть меньше, если бы руки осведомленных и для того предназначенных дошли до того, чтобы постучаться если не в каждую дверь, то в дверь каждого дома, который находится в самой большой опасности, в низинах города и района, ведь это вещи при желании и должной работе прогнозируемые, предсказываемые. И мы этого действительно не простим и не забудем, по крайней мере, не должны.

А еще, чего мы не должны прощать и забывать, так это то, что происходило в Крымске после восхода солнца 7 июля, когда вода стала уходить, а город под палящим солнцем подсыхать. Люди тогда поняли, что выжили, а власти окончательно осознали, что произошло. И вот тут момент, о котором я до этого старательно не думала, а тут посмотрела одно видео и не знаю теперь, как спать. Потому что НЕЛЬЗЯ допускать того, чтобы трупы людей и животных лежали на улице еще СУТКИ после катастрофы. Какая бы работа, какими бы темпами, с какими бы успехами не проводилась МЧС сегодня, это не может быть искуплением того, что люди, пережившие наводнение, оставшись еще и один на один с его последствиями, весь следующий день наблюдали вокруг себя кучи мертвых собак и тела своих соседей, которые им самим приходилось накрывать тряпками, в том числе, наверное, для того, чтобы те не попадались на глаза детям.

И пусть до меня об этом уже было сказано не раз, я все же допускаю, что кто-то так же как я до сих пор не до конца осознал весь ужас, причина которому - неадекватные, несвоевременные действия неготовых не то что к предотвращению трагедии, но даже к устранению ее последствий, хотя должных быть готовыми к этому по определению властей и МЧС. И не меньше пугает меня то, что я сама начала об этом забывать. Ну, потому что мы очень славно поработали с МЧСниками в Крымске, и все ребята там хорошие, и делают то, что должны, и делают это неплохо... но минуточку, разве это нормально, что мы, гражданские волонтеры, делаем с МЧСниками одну и ту же работу и уверяем себя в том, что все одинаково молодцы - разве так должно быть?! Я думаю, нет. Различие между профессиональной службой и не имеющими специальной подготовки волонтерами никак не может пролегать в том, что одни работают по жесткому регламенту, а другие как попало, у одних есть отношения "начальник - подчиненный", отсутствующие у других. 

Когда люди приезжают в лагерь волонтеров и вдруг между делом строят там мост, который до этого никак не могла осилить местная администрация, это говорит о том, что волонтер, представитель народа, что называется, простой человек во много раз лучше и эффективнее чиновника. Когда как каждый чиновник непременно существует не сам по себе, а как часть системы, весьма неповоротливой, едва ли подъемной к изменения. Это кого-то может тяготить, но в целом просто определяет чиновничий стиль жизни и деятельности - чаще всего так. И вот если в этой системе чиновник, имеющий доступ к бюджетам и информационным сводкам по вверенным территориям, не способен сделать то, что под силу обычному гражданину, который просто видит и исправляет, это, по-моему, совершенно однозначно говорит ни о чем ином, как о никчемности системы. А если система никчемна, у нее может быть только одно будущее.

И, мне кажется, что сегодня крымская трагедия большинство из тех, кто побывал в это время в роли волонтеров, будучи в разной степени политизированными и оппозиционно настроенными, выбила из того властицентричного мировоззрения, которое в последние полгода так крепко нами завладело. То есть мы пребывали в этой картине так долго, что серьезно устали, и теперь, занявшись вдруг не войной, а миром, вышли на время в какую-то новую для себя реальность. Ведь никому из оппозиционеров, по-хорошему говоря, не нужно было поработать вместе с "нашистами", собирая гуманитарный груз, чтобы сделать для себя "открытие", что вторые - тоже люди, которые могут работать. Просто традиционное поле для взаимодействия между стоящими по разные стороны политической баррикады по определению предполагает противостояние идей, взглядов, методов - всего, от чего можно оттолкнуться в этой борьбе.

И в том, что это противостояние жестокое, иногда совсем не гуманное, часто провокационное, нет по сути ничего ненормального или как-то уж совсем дурно нас характеризующего. Когда борешься против одной системы ради водворения на ее место альтернативной или за мир без всего плохого со всем хорошим, по-другому просто не получается. И потому политический конфликт на сегодняшний день продолжается, и борьба с системой одних, и борьба с борцами с системой других, не говоря уже о самой этой системе со всеми ее сидякиными, бурматовыми и даже эсэром от МВД Москальковой. И так до победного. Объединяясь в промежутках между войной в миссиях мира. Не забывая и не прощая. Почаще при этом вспоминая о том, что все мы люди, и в будущем страны с ее новой системой, за которую боремся, уживаться нам тоже придется вместе. Без никчемных ткачевых, безразличных к живым и мертвым, и не справившихся крутько с местными пучковыми - ждановыми.

 

2. Деньги и автоматы- лучшая гражданская инициатива. - isma-magomedov, Дагестан.

Не,вот разговоры разговорами да..А какой вообще вы видите выход из нашего положения в республике? Старый избитый вопрос...

Я знаю,много чего умного можно сказать,много чего напредставлять,привести примеры соседей,либо каких-нибудь западных стран.Можно вспоминать историю,оттуда примеры приводить.Теории всякие,политические,экономические модели строить.Как не раз,а десятки,сотни раз каждый из нас обсуждает время от времени с кем-то,где-то,как-то...

Ну,может быть вы не доктора наук,не государственные деятели и не великие общественники,может быть вы не знаете,у вас быть может другие интересы в жизни,вы как-никак платите налоги,чтобы за вас решали это другие люди..Но..самое обидное,что никто из вышеперечисленных так же как и вы не знает — "что делать с Дагестаном?".

Спросите у того,кто вызвался пару лет назад решить этот вопрос — Магомедсалама Магомедова — "Что делать с Дагестаном?". Он поднимет глаза вверх и начнет вам рассказ с первой строчки своей заученной записки — "у нас многонациональная республика..ээ..у нас много наций..ээ..мы уникальны...ээ..мы многонациональный народ..." — это в лучшем случае.В худшем — возьмет этот вопрос под свой контроль.

 



Когда сидишь где-нибудь в кругу людей,которые во всем этом варятся,со взрослыми коллегами или просто знакомыми,с дядьками или их кентами,в таких неофициальных беседах,много чего узнаешь.И честно говоря,чем больше узнаешь,тем меньше и меньше в душе уверенности,что что-то тут можно еще изменить.

Когда слушаешь,как покупаются должности,как достаются погоны,как заказываются враги,как делят каждую копейку,как возят чемоданы из одного дворца в другой дворец,как покупается и продается дружба,как люди вытирают плевки в лицо и продолжают дальше на коленях собирать объедки с пола — я понимаю,что что-то должно случиться экстраординарное,чтобы тут что-то изменилось.

Какие нафиг круглые столы? Какой нафиг гражданский институт? Какие нафиг Машуки? Какие к черту гранты? Какие нафиг Курорты ? Какая нафиг,наконец — демократия?

Здесь есть одна демократия — это деньги и автомат.От этого зависит,насколько ты "демократичен".Деньги и автоматы здесь перечеркивают в легкую любые круглостоловые резолюции,любые законы, писаные и неписаные,любые гражданские инициативы может заглушить один автомат и пара пачек бабла.

Вы можете выучить назубок весь УК,можете прекрасно владеть деловым этикетом,вы можете прочитать все книги Карнеги или досконально изучить язык жестов Алана Пиза,НО...это все может перечеркнуть одно единственное :

— ЧЕ ? НЕ ПОНЯЛ! и пара выстрелов.

Таких сегодня большинство.Такими сегодня рулят далеко не глупые люди.

И поэтому есть два пути добиться какой-то справедливости,если вам довелось столкнуться с ними по жизни — первый путь : вы можете "схавать" и жить дальше,уехать отсюда подальше с желанием никогда не возвращаться;
второй путь : взять такой же автомат и идти за своей справедливостью.И в итоге либо лечь повернувшись в сторону Каабы,либо стать одним из них.

Но конечно стараются не сталкиваться,чтобы не быть перед выбором.Ибо вариантов мало.Отдельно от них всех,от этой грязи,закрыться как можно глухо,беречь свою семью,лезть вон из кожи зарабатывая эти крохи,которые остаются от " 70 % дотаций"

Круг замыкается. И судя по отчаянной хватке в последнее время,по наглости расхватывания видно как они почуяли,что конец уже близок,что-то должно произойти,без этого никак,они уже сами поняли,что невозможно так долго все это грабить и растаскивать.

Только надо просить Аллаха,чтобы это прошло не так болезненно для простого народа,который очень скоро все таки сделает свой выбор.

..И пожалуйста,не рассказывайте мне ни про какие круглые столы и мероприятия,"флешмобы" и гражданские университеты...


3. Крымск и мы - Ника Какобян, Ставрополь.

Вернулась из Крымска немного приболевшей (все из-за перегрева, ничего серьезного), но в целом загоревшей и отдохнувшей от обычного образа жизни, в котором не так много места для физического труда. И в этом посте мне, безусловно, хочется порекомендовать ВСЕМ выделить три дня своей жизни, взять палатку и отправиться добровольцем в Крымск, например, в Добрый лагерь. Трех дней будет вполне достаточно для того, чтобы и приятно устать (меня лично просто убивает жара, отнимая силы, выводя из строя) и внести свою минимальную, но важную лепту в общее дело, вполне при этом полюбив Добрый лагерь, как место, в каком-то смысле предоставляющее такую возможность. И я, например, полдня верчу в голове слова Михалыча, который грустно так говорит, что ему надо будет вернуться в Волгоград в понедельник, потому что у него заканчивается отпуск. Я не знаю, чем в обычное время занимается Михалыч, но тот факт, что свой отпуск он проводит в крымском Добром лагере, меня потрясает. 

И все это касается очень и очень многих, если не всех, оказавшихся на сегодняшний день в роли гражданских добровольцев, большинству из которых никогда бы не пришло в голову получать какие-то волонтерские книжки, удостоверяющие их право помогать. Хотя не буду кривить душой,  сегодня всерьез задумалась над тем, чтобы стать членом российского Красного креста, со всеми вытекающими из этого последствиями, а именно членским билетом и взносами, хотя, как пишут интернеты, иметь первый совсем не обязательно. Пока об это размышляю, поделюсь парой рассуждений, наблюдений, мыслей, пришедших мне в Добром. Поскольку в городе, кроме центра, на этот раз я не побывала, никакой информации о состоянии затопленных районов предоставить не могу, да и наверняка есть люди, которые сделают это за меня, например, рекомендую почитать серию постов "Дневник волонтера" Евгения Нателашвили.

Что касается работы в лагере и за его пределами, все, в общем-то, сотрудничают со всеми, у всех есть какие-то отдельные претензии друг к другу, но всегда находится место компромиссу. Скажем, убедить МЧСника, облаченного ролью начальника, в том, что нужно делать так, как эффективней и быстрее, а не так, как положено, едва ли возможно. Но это весьма предсказуемая, сопутствующая любому подобному взаимодействию история. В конечном итоге, мы все друг друга чему-то, да как-то учим, не как представителей той или иной сферы деятельности, а просто как человек человека. Хотя, конечно, над системой, безусловно, нужно работать, совершенствовать, избавляться от замедляющего работу в пользу по-настоящему эффективного. Что касается рядовых МЧСников, так они по сути в работе ничем не отличались от волонтеров, откликались на любые просьбы и даже иногда просили что-то подсказать, над чем-то вместе подумать.

Что касается адресатов волонтерской помощи, вот несколько эпизодов. Во второй половине третьего дня, когда я совсем начала сходить с ума от жары и присела в тень штаба, бездумно наблюдая за его работой, стала свидетелем ситуации, когда молодой человек подошел оставить заявку на так называемый индивидуальный заказ (над чем мы, собственно, в лагере и работали: собирали по заявкам пострадавших жителей района специальные пакеты, которые потом добровольцы на своих авто развозили по домам) и как-то проговорился, что в их доме воды не было совсем, и он пришел только потому, что в магазинах ничего не купить, при том, что на самом деле все давно можно купить, просто не все магазины работают, но никакой проблемы в этом нет. Например, в десяти минутах от нашего лагеря, который находится на выезде из города, работали, как минимум, три продуктовых.

И получается, что парень просто использовал некий "спасательный круг", сначала сказав правду, которую не должен был, видимо, говорить (о том, что в наводнении его семья, в общем-то не пострадала), а потом неправду. И на адекватное замечание о том, что помощь оказывается не просто всем подряд, а тем, у кого смыло деньги, кому негде спать и действительно нечего есть, парень обиделся, разозлился, взял бланк для заказа со словами: "На память" и ушел. И я не думаю, что он такой один. К сожалению, то, что волонтеры в достаточно ограниченном количестве под палящим солнцем работают, стараясь максимально наполнить каждый заказ из того, что есть в распоряжении (а есть далеко не все) в этот конкретный момент большинству из жаждущих помощи в голову не приходит. Хотя нужно обязательно сказать, что есть и другие, много других, прекрасных, входящих в положение, скромных до той степени, когда хочется отдать им буквально всё. И это не избирательность, это просто желание делать вещи справедливыми.

Следующий момент - вода. В лагере есть какое-то ее количество, которое необходимо для поддержания жизни самого лагеря. При этом каждый третий заказ содержит в себе графу "вода". Волонтеры знают, что им воды никто не привезет, но что делать, если люди просят? Формируются заказы без нее, пока в какой-нибудь фуре не придет какое-то ее количество, потому что иначе, если не придет и раздать все имеющееся, волонтеры просто не смогут ни жить, ни работать. А люди просят, хотя воду можно купить практически везде. Отличить тех, кому действительно без нее никак, и тех, кто может обойтись, очень сложно. И, конечно, чаще всего это вопрос не злого умысла или жадности, а того, что некоторые просто не знают, что вода в лагере ограничена, и я бы тоже, наверное, просила воду, даже имея возможность ее купить. Другая ситуация: под конец нашего рабочего дня (а он длится с 8 утра до 8 вечера) женщина подходит к складу и говорит, что ее заказ формировала какая-то "неопытная сортировщица", которая положила только старое постельное белье, хотя женщина уверена, что у нас есть новое.

И я, скажем, подозревала, что старое постельное белье, не совсем то, что хотят люди, но ради интереса стала звонить на следующий день всем, у кого оно есть в заявке (а оно есть практически у всех). И пять из пяти человек, услышав, что им звонит гуманитарная помощь, сначала рассказали о том, что у них ничего не осталось, а потом, узнав, что на данный момент есть чистое, выстиранное, выглаженное постельное белье, но без этикеток, а, стало быть, не новое, попросили его из груза исключить. Я ни в коем случае не жалуюсь на трудности волонтерской работы, потому что формирование индивидуальных пакетов - далеко не самый сложный ее вид, но когда тебе не нужно стараться откопать все эти более-менее пригодные комплекты, остается гораздо больше времени на действительно полезную работу. Кто-то понимает это в момент составления заявок, а кто-то все равно упорно выделяет все пункты, нужны ли эти вещи ему или нет.

И вот получается, что все хотят чистое постельное белье, но его хватает, как это вполне ожидаемо, увы, единицам. Кто-то старое порвет на тряпки, обидевшись на волонтеров, а тем, кому и такого вполне достаточно (потому что действительно потеряно ВСЕ), не получит и его. Хотя я искренне надеюсь, что таким уже помогли, в первую очередь, по крайней мере, волонтеры приложили к этому еще в первые дни существования лагеря максимум усилий. Впрочем, как должен регулироваться этот процесс, я все равно не знаю, только предполагаю, что, в конечном итоге, волонтерский энтузиазм - одна история, индивидуальная ответственность каждого адресата помощи - другая. Судить, кому какая помощь важнее, наверное, не нам, нужно просто давать то, что есть, тем, кто просит. Очевидно, что совершенно справедливо все равно не получится, в том числе и потому, что мера нужды у всех своя.

И я, признаюсь, никогда в жизни не хотела быть волонтером какого-то организованного движения, не испытывала желания разъезжать по детским домам или домам престарелых, развозя гуманитарную помощь, как, впрочем, не хочу и сейчас. Хотя вполне понимаю тех, кто этим занимается. Но вот это гражданское добровольчество, как реакция на какое-то горем объединяющее событие, когда мы все вдруг начинаем исходить из того, что чужой беды не бывает, и от беды не застрахован никто, мне кажется очередной прекрасной основой для построения общества, как бы это ни прозвучало, нового уровня. Общества гражданской самоорганизации и выхода из формулы "Каждый народ имеет того правителя, которого заслуживает". Иногда все-таки должен наступать момент, когда нужно сказать: "Этот правитель больше не заслуживает нас, потому что мы заслуживаем большего".

Так пресловутый сильный лидер (вернее, фата-моргана его присутствия, потому что сила его в силовых решениях, ограничениях, неприятии инакомыслия, а не в том, в чем сила истинно познается), облаченный функциями поводыря, приставленного к народу-стаду... да ну, бросьте. Оставьте это гнусное заблуждение в нашем общем обидном прошлом. Нам-то по сути осталось только чуть-чуть поработать друг с другом, каждому с каждым, объясняя нюансы, разъясняя детали. И каждому обиженному, и каждому претендующему, и каждому уверенному, что его обманули, и каждому  обвиняющему, и жаждущему получить что-то просто так, не думая о других - это все МЫ. Нам друг с другом и разговаривать. И есть такая проблема: депутаты, представители власти - это тоже вроде бы мы. Только иногда эти "мы" лезут в такие места, пытаясь регулировать такие сферы жизни и деятельности, что хочется огородиться от них и сказать: нет, друзья, вот это, простите, уже не мы.

И в этом нет ничего удивительного, нелогичного или двустандартного. Потому что человек едва ли способен одновременно идти и сидеть на своем депутатском, чиновничьем месте, не обязательно предельно насиженном, но всегда таким, на котором хочется удержатся как можно дольше. Это народ подвижен, это он склонен к развитию. Вы только ему не мешайте, если есть возможность, помогайте, способствуйте. Потому что когда власть, мнящая себя поводырем, пытается сдержать развивающийся народ, в силу злого ли умысла, глупости ли или безнадежного "старческого" непоспевания, получается приблизительно то, что мы имеем сегодня: гражданский конфликт между фактически лишенными выбора консерваторами и прогрессистами, раскол между которыми уменьшается с каждым подобным кубанскому событием, когда одни подтягиваются к другим, и только власть остается на месте. Власть, режим, устоявшийся порядок, с которыми что одним, что другим все меньше и меньше по пути.


4. Русские в имамате Шамиля - Наима Нефляшева, Адыгея.

В ближайших постах – размышления о русских в имамате Шамиля и о современных русских мусульманах. Что приводило русских солдат и офицеров к легендарному имаму? Как они жили в его государстве, чем занимались? Как сам Шамиль воспринимал своих новых подданных иноверцев? Что сегодня приводит русских в ислам и почему они сами себя воспринимают не как нарушителей традиции, а как восстановителей разрушенного?

За исключением специалистов, немногие знают, что государство Шамиля было многонациональным. В нем проживали представители 70 национальностей – почти всех народов Дагестана, Чечни, Кавказа, других регионов Российской империи, стран Западной Европы, Азии и Ближнего Востока.


Среди подданных Шамиля было немало беглых царских офицеров и солдат, исследователи называют цифру 20 тыс. человек.

Рядовой Максимов, служивший у Шамиля,  писал, что в столице имамате Дарго было до 500 человек беглых солдат, которые обслуживали орудия.

Кроме того, у имама был целый батальон, состоящий из русских и польских солдат. Русские солдаты, офицеры и другие русскоязычные,  перешедшие на сторону горцев, были предметом особой заботы имама – сначала они жили в семьях горцев или в отдельных аулах под присмотром наибов, но вскоре в  Дарго и новой столице Дарго-Ведено Шамиль издает указы о выделении им земли, отдает распоряжение о постройке домов, церкви, школы.  В своем интервью один из известных специалистов по истории имамата Шамиля, доктор исторических наук Юсуп Дадаев говорит:

«Имам распоряжался строить церкви. В одной из столиц его государства селении Ведено было построено две церкви и рядом костел для поляков, которых было много среди перебежчиков. Для горских евреев, которые занимались торговлей, поставили синагогу. Гребенские казаки испокон веков были старообрядцами, они обратились к русскому генерал-майору с просьбой разрешить переселиться к Шамилю, так как крестьяне их притесняли.

И 30 семей со своими семьями, скотом и скарбом переселились к Шамилю, который выделил им землю, лес, поля для пашни и сенокоса и сказал: «Живите, как хотите». Зять Шамиля Абдурахман описывает, как мальчишкой ходил к старообрядцам, которые жили по своим правилам, даже варили самогон. Имам помогал им строить скит. В строительстве старообрядческого монастыря участвовали и чеченцы. Более того, Шамиль дал деньги, чтобы купить необходимую утварь».  (http://mahachkala.bezformata.ru/listnews/velikij-reformator/2732013/)


Л.Н. Толстой вкладывает в уста своего героя Хаджи-Мурада из Хунзаха сведения о том, что  «учителями горцев в артиллерийском и инженерном деле были в большинстве беглые русские солдаты и офицеры: первых у Шамиля было очень много и он очень ценил их. Вблизи Ведено был специально построен отдельный поселок для «женатых, преимущественно мастеровых, на обязанности которых лежит делание артиллерийских лафетов и ящиков, они по очереди ходили в поход с орудиями и обучали горцев; жили там и офицеры, которые обучают солдат и смотрят за порядком».

В некоторых источниках отношение русских солдат и офицеров к Шамилю описывается как исключительно комплиментарное и восторженное. Пристав при Шамиле А. Руновский был свидетелем того, как  в Калуге к имаму приходили бывшие у него в плену солдаты.

Пристав Шамиля в Калуге Аполлон Руновский оставил уникальные записки о жизни Шамиля. На фото - имам Шамиль, его сын Гази-Мухаммад и пристав А. Руновский.

Один из них, увидев Шамиля, бросился к нему, схватил его руку и поцеловал.

«Скажи, пожалуйста, зачем ты поцеловал у Шамиля руку? Ведь он же не твой хозяин... В горах, может быть, вас и принуждали к тому, ну а здесь для чего ты это сделал?» – «Не, ваше благородие, – отвечал бывший пленник, – нас не принуждали целовать у Шамиля руку, я это сделал так, по душе». – «Как это, по душе?» – «Да, так, ваше благородие, что человек-то он стоящий: только там пленным и бывало хорошо, где Шамиль жил али где проезжал он.  Забижать нас не приказывал нашим хозяевам, а чуть бывало дойдет до него жалоба, сейчас отнимет пленного и возьмет к себе, да еще как ни на есть и накажет обидчика. Я это сам видал сколько раз». – «Так он хорош был для вас, для пленных?» – «Хорош, ваше благородие, одно слово – душа! И дарма, что во Христа не верует, одначе стоящий человек!»


В одном из своих писем, которое приводит дагестанский ученый  Юсуп Дадаев, Шамиль наставляет наибов в отношении к перебежчикам: «Знайте, что те, которые перебежали к нам от русских, являются верными нам, и вы тоже поверьте им. Эти люди являются нашими чистосердечными друзьями. Явившись к правоверным, они стали также чистыми людьми. Создайте им все условия и возможности к жизни».

Государство Шамиля – это первый пример, когда на Северо-Восточном Кавказе появляются новые поселения, в которых межнациональные браки между представителями разных религий не только стали  реальностью, но и  охранялись законом. При Диван-хане (одном из главных органов управления имаматом) было создано министерство по делам христианства и веротерпимости. Каждый иноверец имел возможность создать семью на территории Имамата.

С конца 1840 г количество русских перебежчиков  к Шамилю возросло в десятки раз.  

В рапорте начальника левого фланга Кавказской линии генерал-майора Ольшевского генералу-лейтенанту Граббе о мерах предотвращения дезертирства нижних чинов от 9 января 1842 г. под грифом «Весьма секретно» отмечается: «Вашему превосходительству известно, что до сих пор наши военные дезертиры считались у чеченцев ясырами и принуждены были исполнять самые трудные работы. Каждый военный дезертир составлял собственность того чеченца, которым был пойман.

Ныне Шамиль изменил этот народный обычай и постановил давать свободу всем военным дезертирам. Он собрал уже до 800 человек беглецов, из коих некоторых, если они находились у сильных людей, купил, а остальных насильно отобрал. Шамиль составил при себе из этих людей стражу, дал им оружие и отвел им землю в Даргах для поселения, но пока они выстроят себе дома, Шамиль дозволил им жить у кунаков.
Дурное обращение чеченцев с нашими военными дезертирами удерживало многих неблагонадежных солдат и в особенности поляков от побегов; но если теперь они узнают, что Шамиль дает свободу дезертирам, то я боюсь, что побеги увеличатся. … я полагал бы для удержания солдат от побегов первых пойманных дезертиров расстрелять. …я с сим вместе предписал всем частным начальникам усугубить надзор за ненадежными солдатами и доложить мне тотчас о тех, кои учинят побег».

Возможно, настало время, чтобы аксиома о том, что государство Шамиля было исключительно исламским, была пересмотрена? 

 

5. Кисловодск, караоке-стайл. - Алан Цхурбаев, Северная Осетия.

сделал небольшое видео о Кисловодске, получился идеальный видеряд для караоке, когда вы поете глупую песню и смотрите на ничего не значащие картинки. не удержался и наложил соответствующую мелодию. очень гармонично вышло, такой, небольшой рассказ о Кисловодске в стиле караоке.

 

 

ну и бонусом три фото из Кислого, так неуловимо связанные чем-то общим.

 

6. Алания - Спартак Москва - radioman07, КБР.

От души хотел бы поблагодарить братский Владикавказ за гостепреимство. "Алания" на фоне мясных смотрелась очень симпатично. Не повезло просто. С удовольствием еще не раз приеду поддержать "Аланию".
Владикавказ очень и очень понравился. Красивый город с интересными старыми улицами.) 
И напоследок - как наш сектор пускал вчера волну:) 

 

7. Стадион Динамо - eldar-rasulov, Дагестан.

Сегодня первый тайм смотрел с крыши 16-этажного дома, строящегося неподалеку. К сожалению для покупателей новых квартир к тому моменту, когда они заселятся "Анжи" будет играть уже на обновленном стадионе "Анжи-арена" между Махачкалой и Каспийском.
Стадион Динамо


8. Осетинские горки или как я провёл воскресенье... - justromantic, Северная Осетия (ВИДЕО)



В 3 часах ходьбы вверх по реке от селения Суадаг находится это чудное место. Добраться нелегко, но оно того стоит... Спасибо турклубу!

 

9. Все познается в сравнении - mamirgov, Чечня.

Решил полазить по арабским новостным сайтам.

Сначала, с непривычки кажется: «Как неудобно тут у них все!», полоса прокрутки с другой стороны, все с обратной стороны. Но потом я понял, что дело не в прокрутке или направлении текста. 
На самом деле уровень арабских сайтов страшно примитивный и отсталый. Дизайн, графика, юзабилити, и прочее, на чем строится сайт крайне убогие. При чем это касается не каких-то замшелых сайтов, а ведущих СМИ (как ВВС, арабньюс, аль-шарк аль-аусат, да тот же сайт аль-джазиры не рвет воображение).

У нас в России в этом плане все намного круче. Даже сайты небольших компаний бывают настолько отлично сделаны, что любо-дорого смотреть. А бывают и стенд-алоны автономов круче, чем другие официальные СМИ. Так что проглядывая арабские сайты я прямо горжусь нашими программистами и веб-дизайнерами.

Полюбуйтесь. Это сайт аль-шарк аль аусат. Мне кажется у нас уже в 97 такие сайты казались немодными.

sharq

А кстати, официальный новостной сайт правительства Сирии SANA – не открывается. Блокируют его что ли, или уже финита ля комедия…


10. Дорога в кайф - zarava, Южная Осетия.

Оператор сирийского агенства "Сана":
-Я был в Южной Осетии в 2008 году. У вас очень красиво. Особенно мне запомнилась дорога.
Оператор смеется и продолжает:
- Дорога, конечно, запомнилась не только видами гор, пока мы доехали до Цхинвала, я чуть не умер от страха. Водитель несся на огромной скорости, будто ехал по прямой трассе, а не по горному серпантину. Болтал при этом, на дорогу почти не смотрел.

- Он ехал на автопилоте, некоторые водители могут проезжать этот путь с закрытыми глазами:)
- Водитель, настраивая наc на оптимистическую волну, включил музыку на полную громкость. Песня была очень в тему и извучала всю дорогу
- Вы даже запомнили песню?
- Еще бы -  "Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем"

 


 

ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь

 
Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
19 августа 2024, 18:07
Апти Алаудинов
Выбор редактора
Все блоги
Блогеры
19:50, 10 октября 2024
Ветер с Апшерона
1
Эмин Агаларов и казино в радикальном Нардаране
16:42, 10 октября 2024
BERG...man Tbilisi
21
Чайлдфри и фильм "Дорога к дому"
14:57, 10 октября 2024
Ветер с Апшерона
6
Принципиально разное отношение к поверженному
12:29, 10 октября 2024
Южная Осетия какая она есть, была и могла бы быть
Сфера сервиса в контексте суверенитета