В Дербенте нужны психологи и юристы, сообщают волонтеры
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители Дербента, пострадавшие в результате наводнения в октябре 2012 года, все еще нуждаются в психологической поддержке и материальной помощи, сообщила руководитель дагестанского отделения волонтерской организации "Гражданский корпус" Луиза Дибирова.
В результате наводнения в Дербенте 10 октября 2012 года, вызванного сильными дождями, погибли шесть человек, было затоплено порядка 600 домов. Жители Дербента не раз сообщали о нехватке помощи и медленном ходе восстановительных работ, однако представители администрации города заявляли, что восстановительные работы идут полным ходом.
Сегодня жители города заявили о повторном подтоплении домов после осадков, выпавших в декабре 2012 года. По их словам, подобное происходит в городе регулярно. Волонтеры подтвердили слова пострадавших, отмечая, что необходимую просушку домов люди не смогли осуществить из-за погодных условий.
По словам Луизы Дибировой, в настоящее время в Дербенте не осталось волонтеров, но необходимость в них остается. "Мы находились в Дербенте около двух месяцев. Одни и те же люди не могут там находиться все время, а людей, которые могут их сменить, сейчас нет. Нам помогали также волонтеры из Москвы, ребята из дагестанского движения "Доброволец". Мы будем приезжать в Дербент на день с гуманитарной помощью, которую нам присылают то из Москвы, то из Татарстана, а также из различных организаций. Мы сами тоже закупаем гуманитарную помощь на деньги, собранные на Яндекс-кошелек", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Луиза Дибирова.
По словам Дибировой, кроме волонтеров, "в Дербенте сейчас очень нужны психологи и юристы, а координаторы в данный момент там на постоянной основе не нужны".
Волонтеры "Гражданского корпуса" оказали помощь более чем 150 семьям
Как рассказала Дибирова, "Гражданский корпус" привлек известных московских правозащитников. Так, по ее словам, фонд "Солидарность" собирается помочь 11-летнему ребенку-инвалиду Эммы Шахрагимовой. Ребенок слабослышащий, и фонд готов приобрести для него специальный слуховой аппарат, рассказала Дибирова.
"Мы очень благодарны волонтерам за их помощь. Благодаря им, мой сын получит слуховой аппарат, на который у нас нет средств, мы получили обогреватели, одеяла, одежду. Хотя мы и получили компенсацию 25 тысяч рублей, их ни на что практически не хватает. Не знаешь - ремонт дома делать или покупать самое необходимое", - сообщила жительница Дербента Эмма Шахрагимова.
По словам волонтеров, гуманитарной помощью пострадавшим занимались благотворительная организация "Чистое сердце", "Красный Крест", дагестанское отделение "РусГидро" и другие благотворители.
"Мы получили гуманитарный груз из Москвы, около тонны - это теплая одежда, еда, постели, лекарства и обогреватели. Все это собирали студенты московских вузов специально для определенных семей из Сабнавы и Дербента. Весь груз был роздан адресно", - рассказала Луиза Дибирова.
Как сообщили волонтеры "Гражданского корпуса", в общей сложности от них помощь получили более 150 семей. Всю гуманитарную помощь они закупали на деньги, собранные на Яндекс-кошелек - всего собрано 200 512 рублей. Отчет по расходованию средств опубликован на странице дагестанского "Гражданского корпуса" в "Фейсбуке". По словам волонтеров, помимо этого небольшая сумма собрана и в Нижнекамске - там прошел благотворительный концерт в помощь пострадавшим. В Москве была проведена благотворительная фотовыставка в рамках проекта "Респект". На этой выставке московские дети своими руками делали открытки для детей из Дербента и Сабнавы. В Дербент их привезла волонтер Анна Воронкова. Открытки раздали в детской инфекционной больнице, которая также серьезно пострадала от стихии. Волонтеры побывали в детском доме, детских садах и ходили по домам, проводя психологическую работу с детьми.
Психологи тоже все еще нужны, особенно в них нуждаются женщины и дети
По мнению волонтера "Гражданского корпуса", журналиста Нурлана Алиева, этой помощи недостаточно. Он отметил, что пострадавшим "сейчас необходимы обогревательные приборы, постельные принадлежности, раскладушки".
"Для обогрева домов люди начали использовать газовые иранские камины, которые опасны для жизни. Когда обходишь дома, чувствуется запах угарного газа. Детям из многодетных семей нужна теплая одежда, куртки, сапоги. Все те же проблемы и у жителей поселка Сабнава", - сообщил Алиев.
Алиев также отметил, что жители Дербента нуждаются в психологической помощи. "Психологи тоже все еще нужны, особенно в них нуждаются женщины и дети. В Дербент по нашей просьбе по очереди приезжали психологи из Махачкалы, тут нам также помогало дагестанское отделение Центра гражданской взаимопомощи (ЦГВ). Психологи ходили по домам либо принимали людей прямо в нашем штабе. Многие люди неграмотны, потому не могут даже сами составить заявление, пойти отстаивать свои права. Это одна из главных проблем", - заявил Нурлан Алиев.
"В первоочередной помощи нуждаются около 400 семей"
"За два месяца работы в Дербенте волонтеры "Гражданского корпуса" составили более 600 анкет, этих людей волонтеры опрашивали лично и побывали в их домах. По нашим данным, в первоочередной помощи нуждаются около 400 семей. Мы помогли чуть меньше чем половине из них. Но нужно помнить, что помогали и другие благотворительные организации. Мы свою работу окончательно не свернули, так как на Яндексе есть еще небольшая сумма, а также ждем помощи от спонсоров", - рассказал Нурлан Алиев.
По его словам, некоторые пожилые люди, чьи дома были разрушены, вынуждены были покинуть город.
"Некоторые пенсионеры уехали за пределы республики. Например, Раиса Соколова (Сальникова) из Эрлиха, 17. У нее дом из двух комнатенок и его полностью затопило. В ночь наводнения потоком воды ее вынесло через окно на улицу. Расчищать дом ей помогали соседи, МЧС, потом приехала дочь из Украины. Дома попытались сделать хоть какой-то ремонт, но все зря. Когда мы ходили к ней две недели назад, дома никого не оказалось, двери были открыты, обои снова отклеились, было сыро. А сама Раиса Соколова, по словам соседей, уехала до весны в Москву с дочерью", - рассказал Алиев Нурлан.
По словам журналиста, "подумывает об отъезде и Кахриман, проживающий на улице Дрожжина, 1". "Его дом полностью непригоден для жилья. В ночь наводнения чудом удалось спасти его жену, которая переживает подобное уже во второй раз. Семье, помимо восстановления домов и ремонта, нужен врач для жены, которая до сих пор сидит на антидепрессантах. В аналогичной ситуации и Раиса Ибрагимова из Самурского, 56. С ними обоими работала психолог от "Гражданского корпуса". Ибрагимова со своей семьей живет в одной комнате. Остальная часть дома непригодна - разрушены полы, штукатурка осыпалась, рядом с домом со стороны канала до сих пор груда камней. Все эти люди были включены в список пострадавших и получили компенсацию", - рассказал Алиев.
Дибирова: не имеющие прописки дербентцы не могут получить компенсации
Среди пострадавших при наводнении жителей Дербента особенно нуждаются в помощи те люди, которые не были прописаны в своих домах, так как они не могут получить единовременную компенсацию. Точно их число неизвестно, так как, по словам волонтеров, они не вели их учет.
"Представители МЧС и администрации Дербента, центра социальной защиты говорят, что по закону они не имеют права на компенсацию даже на единовременную, которая составляет 10 тысяч рублей на человека и не может превышать 25 тысяч рублей. То есть, если в семье 10 человек, то они все равно получат только 25 тысяч рублей. Тут уже нужны юристы, которые будут детально с этим разбираться, а у людей нет возможности нанимать адвокатов. И мы сейчас ищем юристов-волонтеров, которые готовы заняться защитой прав этих людей", - сказала Луиза Дибирова.
По словам Дибировой, в Дербенте в Россельхозбанке открыт счет "Фонд помощи дербентцам", куда поступали средства от благотворителей, а также был перечислен заработок одного дня каждого госслужащего.
"По словам представителей власти, из средств, поступивших в фонд, будут выплачиваться единовременные компенсации тем, кому их не хватило или тем, кто не оказался в списках пострадавших. Пострадавшие должны были написать заявления на имя мэра о том, что им не выплатили компенсации. Наш штаб помогал некоторым пострадавшим в составлении этих заявлений, так как далеко не все знают, как их писать. Насколько я знаю, из этого фонда пострадавшим еще ничего не выплачивали", - сообщила Луиза Дибирова.
Жительница улицы Вокзальной Ревана Дадашева подала заявление в суд "о признании незаконным бездействие администрации города", выразившееся в невключении ее семьи в список лиц на получение единовременной компенсации в связи с частичной потерей имущества. "Мы год назад купили этот дом, у меня есть все документы на него, но еще не успели прописаться, и из-за этого нас не включили в список пострадавших. Суд постановил, что заявление было подано с соблюдением всех необходимых требований", - рассказала она.
По словам пострадавшей, компенсация ее семье уже выплачена.
По словам членов семьи Ахмедагаевых, их дом № 18 по улице Крепостная полностью разрушен, и они "не получили никакой компенсации, так как тоже не были прописаны в доме". По их словам, в суд подавать они не собираются, так как "не верят, что смогут чего-то добиться". Дом не подлежит восстановлению, и люди сами разобрали то, что осталось от строения.
Напомним, 18 декабря 2012 года в Дагестане прошла "прямая линия" главы республики Магомедсалама Магомедова, на которой был затронут вопрос восстановления Дербента после октябрьского наводнения. Президент Дагестана заявил, что "те, кто считают, что не были приняты адекватные меры, ошибаются".
"Все, что было в силах республики, города и МЧС было сделано. Семьям погибших республика выделила по 1 млн рублей, а город – по 100 тысяч рублей. Каждому пострадавшему выделено по 10 тысяч рублей, но не более 25 тысяч рублей на одну семью. Кроме того, были мобилизованы добровольцы, волонтеры, общественные организации, республиканские структуры и ведомства для расчистки улиц, восстановления систем жизнеобеспечения города", - сказал Магомедов.
По его словам, дальнейшая компенсация и восстановление будут осуществляться согласно действующему федеральному законодательству. "Это порядка 2 млрд рублей", - пояснил глава Дагестана.
источник: корреспондент "Кавказского узла"