30 августа 2005, 12:18

Правозащитники уверены, что официальные лица "играют" с цифрами похищенных в Чечне людей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

По данным мониторинга ПЦ "Мемориал" в Чечне за первые шесть месяцев 2005 года похищено 152 жителя Чечни, из них 58 выкуплены или освобождены иным путем, 6 - найдено убитыми, 86 - исчезли и 2 человека находятся под следствием. "По сравнению с прошлым годом, цифры значительно ниже, - комментирует статистику корреспонденту "Кавказского узла" представитель ПЦ "Мемориал" Дмитрий Грушкин. - Но не следует забывать, что наш мониторинг охватывает только 25-30 процентов от территории Чечни, в основном ее равнинные районы. Из горных районов информация поступает только эпизодически. Поэтому мы считаем, что общие цифры выше в 3-4 раза".

Напомним, что сегодня Замглавы МВД РФ, Начальник Регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона генерал-полковник милиции Аркадий Еделев заявил о значительном снижении количества похищений людей в Чечне.

"В 2004 году по сравнению с 2003 годом количество похищенных лиц сократилось более чем в 2,5 раза. За 6 месяцев 2005 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество похищений также сократилось более чем вдвое", - заявил Еделев "Интерфаксу". По данным руководителя РОШ, в 2003 году в Чечне таких преступлений было зарегистрировано 513, в 2004 - 164, в первом полугодии 2005 года - 79. "Кстати, такие преступления сейчас чаще и быстрее раскрываются", - подчеркнул Еделев.

Грушкин уверен, что официальные лица "просто играют с цифрами, манипулируют ими, как им удобно и выгодно". "Мы действительно наблюдаем некоторое снижение количество похищений людей, но оно не столь значительно, как о том сообщают представители РОШ, - говорит правозащитник. - Тут следует учитывать и тот факт, что многие родственники похищенных настолько разуверились в правовых институтах, да и в правозащитных организациях, что идут не в прокуратуру или милицию, а начинают вызволять своих родных собственными силами. Соответственно, эти случаи не попадают ни в какие сводки. Это растущую тенденцию подтверждает рост числа выкупленных или освобожденных иным способом похищенных людей по сравнению с прошлыми годами. Люди не верят силовым структурам, они полагаются только на собственные силы. Даже после освобождения люди не спешат подавать заявление или информировать о совершенном преступлении. По принципу, выкупили, жив остался, и слава Богу".

В качестве примера, Грушкин привел похищение в декабре 2004 года родственников Масхадова. "Родственники похищенных обратились в Генеральную прокуратуру и правозащитные организации только спустя полтора месяца после факта похищения, - говорит правозащитник. - В течение этого времени, они пытались самостоятельно найти и выкупить похищенных. Только когда все собственные средства были исчерпаны, они обратились в официальные структуры".

"Конечно, вроде бы картина с похищением людей в Чеченской республике стала лучше, особенно если смотреть на официальные цифры. Но в тоже время, в Чечне ситуация не такая адекватная, как представляется официальным лицам, которые говорят о снижении похищений", - резюмирует Дмитрий Грушкин.

«За первые четыре года войны использование сотрудниками российских силовых структур и военнослужащими аппарата заложничества имело место быть, но не приобрело системы, - считает Дмитрий Грушкин. - К 2004-му году, после так называемой «чеченизации» конфликта, репрессии против родственников боевиков, включая взятие в заложники, приобрели значительно более массовый и системный характер. Если ранее репрессивные действия в отношении семей комбатантов являлись либо местью, либо способом получения от родственников сведений о воюющих близких, то теперь подобные методы стали тактикой оказания давления на боевиков с целью вынудить их сдаться».

По мнению правозащитника, в основном похищением людей и контрзахватом заложников занимаются сотрудники силовых структур Чеченской республики. «И к этим действиям призывается на самом высоком уровне, - говорит Грушкин. - Незадолго до смерти, а именно 1 мая 2004 года на поминках семьи Ямадаевых в Гудермесе, президент Ахмад Кадыров заявил, что будет наказывать всех родственников участников вооруженного сопротивления. Буквально через месяц 9 июня Рамзан Кадыров в интервью НТВ заявил, что «мы будем их родственников по закону наказывать, они помогают бандитам, но они говорят, что помогают своим родственникам, братьям и сестрам. Нет, они помогают бандитам. Этих мы будем наказывать по закону, если нет такого закона, то выйдем с обращение6м в Госдуму России, что бы они приняли такой закон, что бы можно было наказывать. А так война никогда не закончится в Чечне»».

Однако, по мнению представителя ПЦ «Мемориал» «такие действия приносят только отрицательный результат». «Для чеченских мужчин неспособность защитить своих женщин и стариков, а захватывают в заложники в основном их, тяжелый удар по достоинству, - считает Грушкин. — Этот метод не только порочен сам по себе, но и неэффективен, потому что он усиливает мотивацию противников федеральной власти на продолжение партизанской войны, мотивацию мести. Ничего, это еще не конец, они думают, что здесь хозяева, потому что у них есть оружие и за ними власть. Подождите чуть-чуть потеплеет... И у них тоже есть родственники, как сказала в интервью одна из бывших заложниц. И действительно мы фиксируем, что методы контртеррора приводят к дальнейшему ужесточению противостояния, осложняет и без катастрофическую ситуацию. Например, весной 2004 года мы зафиксировали карательные акции боевиков в отношении родственников Кадырова. То есть контрзахват родственников боевиков ни в коей мере не является тем методом, с помощью которого можно решить проблему наведения конституционного порядка в Чеченской республике».

«Вот эти методы, которые сейчас продолжают активно насаждаться и развиваться в Чечне, которые сейчас уже вошли в систему, только углубляют конфликт и раскалывают в первую очередь чеченское общество», - заявляет Дмитрий Грушкин.

Автор: Александр Григорьев, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

26 апреля 2024, 10:41

26 апреля 2024, 10:08

26 апреля 2024, 09:17

  • Кубанские станичники продолжили борьбу против мусорного полигона

    Жители станицы Советская Новокубанского района приняли решение выйти 28 апреля на митинг против мусорного полигона, который власти планируют обустроить около станицы, несмотря на наличие краснокнижных растений и объектов культурного наследия. В это место планируется свозить мусор сразу из 15 поселений. Если власти одобрят этот проект, то ситуация обернется экологической катастрофой, отметили экологи и активисты.

26 апреля 2024, 08:33

  • В суде по делу Инала Джабиева озвучены показания о пытках

    На процессе по делу о смерти Инала Джабиева озвучены показания потерпевшего Герсана Кулумбегова, который рассказал следствию, что 23 августа 2020 года был доставлен силовиками в прокуратуру, а затем в ИВС, подвергся жестокому избиению и под давлением дал показания. Находящиеся на скамье подсудимых силовики отвергли его обвинения.

26 апреля 2024, 07:59

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей