Ночная дорога. Фото Нины Тумановой для "Кавказского узла"

08 июня 2017, 16:50

Интервью беглого гея вызвало споры о положении ЛГБТ в Дагестане

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Интервью дагестанского гея, сбежавшего из России от спецслужб, которые пытались его завербовать для отправки в Сирию, вызвало полемику среди дагестанских журналистов: с одной стороны, история не расходится с практикой секс-шантажа на Северном-Кавказе, с другой – не укладывается в рамки местных традиций и верований. Тем временем защитники ЛГБТ рассказали «Кавказскому узлу» о том, где и как на Кавказе геи сталкиваются с проблемами.

«Кавказский узел» опубликовал 5 июня интервью с молодым салафитом, заявившим, что стал жертвой шантажа дагестанских силовиков: «История дагестанского гея: между убийством чести и вербовкой в Сирию». По словам героя интервью, права секс-меньшинств нарушаются в регионах Северного Кавказа, где тема таких репрессий была табуирована на протяжении десятка лет.

В регионе распространена практика шантажа

Рассказ о том, что беглец из Дагестана, являясь гомосексуалом, исповедует салафизм, вызвало полярные, порой эмоциональные оценки дагестанских журналистов.

Шеф-редактор портала DAPTAR Светлана Анохина считает, что истории дагестанского гея можно доверять.

«Он не сказал ничего такого, что бы расходилось с тем, что знаю я, и во что бы я не могла поверить. В том, что верующий оказался еще и гомосексуалом, ничего удивительного не нахожу. Я знаю и таких, эти люди по большей части страдают, пытаясь понять, как искренняя вера коррелирует с их влечением, в котором они не могут сомневаться. Определенная часть людей гомосексуальна от рождения, и нет ничего удивительного в том, что кто-то из них становится религиозным», - сказала корреспонденту «Кавказского узла» Светлана Анохина.

Заместитель главного редактора дагестанского еженедельника «Черновик» Магомед Магомедов с таким мнением не согласен.

«В Дагестане салафитами становятся, а не рождаются. Нетрадиционный ислам - это система верований, где человек, в каком-то смысле, отрекается от прошлого, от запретного. Тут как в анекдоте: "или крестик снимите, или трусы наденьте"», - сказал Магомедов.

Кроме того, считает Магомедов, силовики непременно бы использовали эту историю – с фото и видео - в антипропаганде салафизма.

Журналист также обратил внимание на описание нетипичного, на его взгляд, поведения сотрудников спецслужб. Как говорится в интервью, молодого человека силовики пригласили в автомобиль, привезли в отель, и там шантажировали провокационными видеоматериалами, уговаривая работать на спецслужбы в Сирии.

«Его бы закинули в багажник, надев на голову черный пакет, а не церемонились бы с просьбами сесть в машину. Привезли бы не в мотель (вербовка в мотелях - это в кино), а в местный райотдел, где от всей своей души запинали бы парня. А потом, с учетом его личностных данных (психология, чувствительность к болевому порогу, выдержка, физиология, родственная база и прочее), решали бы, что с ним делать», - сказал Магомедов.

Главред «Нового дела» Хаджимурад Сагитов назвал нелогичными откровения героя интервью. «Если у человека был контакт с журналистом, то спецслужбам не составит труда выйти на этого человека», - сказал Сагитов.

В Дагестане действительно создались условия, при которых возможно рекрутирование боевиков в Сирию, считает главный редактор РИА «Дербент» Милрад Фатуллаев. Однако истории из интервью он не вполне верит.

«Попытка взять шантажом человека, завербовать и отправить в Сирию для того, чтобы он информировал о ситуации там, видится мне не очень правдоподобной. Мне приходилось сталкиваться с деятельностью спецслужб из-за частых переездов по регионам, и у них столько работы, что они просто не будут ловить гея и отправлять его в Сирию…», - сказал Фатуллаев.

Светлана Анохина же указывает на то, что истории с шантажом гомосексуальных людей очень распространены. «Среди шантажистов встречаются и представители силовых структур, что тоже вполне естественно, как же не воспользоваться механизмами давления, если они у тебя есть?» - считает журналистка.

По ее словам, «известны случаи, когда мужчины сталкивались с угрозами изнасилования со стороны сотрудников силовых структур».

«В Дагестане не может быть никакого гей-сообщества», но оно есть

Пытались правоохранители контролировать и встречи представителей секс-меньшинств в Дагестане, утверждает Анохина.

«Года четыре назад практиковались встречи гомосексуалов, для этого "закрывались" ресторанчики или сауны, иногда приглашенных было до 60 человек. Мне это рассказал человек, которому я абсолютно верю, потому что он сам входит в их число, - рассказала Анохина корреспонденту «Кавказского узла». - Он же рассказал, что такие встречи практически прекратились, потому что частенько на выходе людей караулили полицейские. Их задерживали, шантажировали, копались в их телефонах. Сейчас, как рассказывает мой источник, гомосексуалы встречаются на квартирах, принадлежащих кому-то из их сообщества. Это совершенно разного уровня люди и соответственно, разного уровня "встречи"».

Магомед Магомедов обратил внимание на то, что геи предпочитают избегать публичности.

«Не являясь экспертом в вопросах существования и развития гомосексуальных сообществ, могу лишь сказать, что, по разным оценкам, в любом социуме наблюдается от 3% до 5% тех, кто предпочитает гомосексуальные отношения традиционным. Поэтому не исключаю, что гомосексуалисты есть и в республиках Северного Кавказа. Другое дело, что они тут не заявляют громогласно о своих правах, предпочитая находиться вне внимания СМИ, властей и прочих, приводящих к известности, структур», - сказал Магомедов.

Хаджимурад Сагитов и вовсе считает, что гей-сообщества в Дагестане нет – сильны традиционные связи и обычаи.

«В Дагестане не может быть никакого гей-сообщества, такого просто нет в природе... Как только кто-либо в роду, любой человек - сосед, родственник - узнает, что нечто подобное может быть в его семье, то у этого человека могут быть очень серьезные проблемы. Это действует как серьезный фактор, и люди не будут идти на такие риски», - рассказал Сагитов, предположив, что темой могут спекулировать те, кто хочет выехать в Европу, где можно легко получить вид на жительство «по этой теме».

Гею в Дагестане не скрыться от родственников?

Тому, что герою интервью удалось остаться незамеченным родственниками, удивляется и Магомед Магомедов.

«Для гея, ведущего тайный образ жизни в Дербенте, у него слишком разветвленная сеть партнеров, охватывающая Дагестан, Турцию и даже религиозные круги в Чечне, а также хорошая ориентация в специализированных "голубых" соцсетях. Сомневаюсь, что, будь он на самом деле жителем Дербента, у него получилось бы что-то утаить от своих ровесников. О нем бы все давно знали», - сказал Магомедов.

Стоит учесть, что интервью готовилось с учетом возможных трагических последствий для собеседника. Поэтому для обеспечения анонимности респондента некоторые имена и детали были в тексте изменены.

По словам же Светланы Анохиной, она встречала случаи, когда геям удавалось скрыть свою ориентацию от родных. «Я знала одного работника (полиции), о его ориентации и связях. Сейчас он уже уехал за пределы республики, но в начале 2000-х особенно не шифровался, ума не приложу, как ему удалось не попасться», - рассказала шеф-редактор портала DAPTAR.

Полемику у журналистов вызвала еще одна деталь из истории дагестанского гомосексуала – способ его выезда в зарубежье.

«Герой интервью утверждает, что, скрываясь от ФСБ, он пересек границу Азербайджана по внутреннему паспорту. Очень смело для парня, находящегося на учете, как, наверное, и все салафиты, имеющего все внешние признаки салафита (бороду, одежду и пр.), - переходить российский и азербайджанский пограничный контроль с внутренним паспортом», - сказал Магомед Магомедов.

Милрад Фатуллаев согласился с тем, что самостоятельно это сделать проблематично, но в то же время рассказал, как сам по неосторожности пересек границу подобным образом. «Я однажды случайно так переехал. Меня перевез таксист на ту сторону границы, потому что это было быстрее, а на обратном пути у меня возникли проблемы», - заключил Фатуллаев.

Обращения за помощью в российскую ЛГБТ-сеть поступают не только из Чечни

В российскую ЛГБТ-сеть, инициировавшую эвакуацию людей с нетрадиционно ориентацией из Чеченской Республики, поступают такие обращения и из других регионов Северного Кавказа, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» директор сети Игорь Кочетков.

«Мы получаем на нашу горячую линию запросы из всех северокавказских республик и, как правило, это две совершенно типичные ситуации. Первое - это шантаж, когда людей, как правило, мужчин, провоцируют на свидания, снимают видео и начинают шантажировать, требуя крупные суммы денег, угрожая передать видео родственникам и предать огласке сексуальную ориентацию человека. Учитывая особенности региона - это чаще всего очень опасно для людей, и они вынуждены платить огромные деньги для того, чтобы избежать огласки. Причем это делают как частные лица, так и представители власти, конкретно полицейские нередко занимаются таким бизнесом», - сказал Кочетков.

Вторым типичным случаем он назвал проблемы с родственниками.

«Здесь чаще всего обращаются девушки, когда родственники либо подозревают, либо узнают о гомосексуальности или отношениях с девушками. В этом случае либо угрожают расправой, либо принуждают выйти замуж. Такого рода обращения мы регулярно получаем», - рассказал он.

По словам Кочеткова, с начала года организация получила порядка 100 обращений за помощью из Чечни.

«Порядка 50 человек сейчас получает от нас помощь, которым мы помогли выехать, которых мы поддерживаем и помогаем им покинуть Россию», - сказал он.

Около десятка таких обращений, по его словам, поступило из разных республик Северного Кавказа в 2016 году. «Это были обращения и от мужчин, и от женщин», - заключил Кочетков.

Отношение к секс-меньшинствам в Дагестане не такое жесткое, как в Чечне

В Дагестане не доходило до убийства геев по причине того, что это не было санкционировано властями. Однако в Дагестане распространены убийства чести, когда родственники убивают девушек за аморальное поведение, отметила программный директор HRW в России Татьяна Локшина.

Согласно уникальному исследованию  "Ценности дагестанских мусульман: что показал опрос", подготовленному специально для "Кавказского узла" объединенной исследовательской группой Института экономической политики им. Гайдара и Центром региональных исследований и урбанистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России, дагестанские мусульмане нетерпимы к тем, кого они считают носителями общественных пороков - алкоголикам, гомосексуалистам, наркоманам, — в остальном же для них характерна достаточно высокая толерантность, в том числе межэтническая.

«В Чечне кампания против геев санкционировалась сверху, а отдельные случаи избиений и шантажа геев, в том числе со стороны сотрудников полиции, были и раньше. Убийства девушек родственниками происходят и в Чечне, и в Дагестане, но в Чечне республиканское руководство на уровне публичной риторики оправдывает "убийства чести"», - сказала корреспонденту «Кавказского узла» Локшина.

Случаи убийства геев имели место лишь в последний год, считает проектный директор Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.

«Я работаю в Чечне с 2001 года и никогда не слышала про убийства мужчин геев... И сейчас это все связано с тем, что это организованная кампания, поддержанная руководством, агентами государства в регионе. В Дагестане это не поддерживается. Это первые случаи организованного насилия в местах незаконного содержания, а также в изоляторах, исходя из представленных свидетельств в докладах правозащитных организаций», - сказала Сокирянская корреспонденту «Кавказского узла».

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также размещен материал "Кавказ без гей-парадов - как в Чечне притесняют "тех, кого нет", посвященный преследованию представителей ЛГБТ в республике.

источник: Корреспонденты «Кавказского узла»

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

18 апреля 2024, 09:53

18 апреля 2024, 09:02

18 апреля 2024, 08:09

18 апреля 2024, 07:14

  • Журналист Мина Алиярлы повторно допрошена по делу Abzas Media

    Следователи в Азербайджане вызвали журналиста-фрилансера Мину Алиярлы и повторно допросили ее по делу Abzas Media. Кроме Алиярлы повторно допрашивались и другие журналисты. Власти имитируют процессуальные действия в ответ на критику со стороны международных организаций за преследование сотрудников СМИ, считает правозащитник Эмин Гусейнов.

18 апреля 2024, 06:20

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей