Мать погибшего в Майкопе солдата усомнилась в версии о самоубийстве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Солдат-срочник из Воронежа, найденный мертвым в войсковой части в Майкопе, за день до смерти делился планами на будущее, сообщила его мать. Она предположила, что причиной гибели сына могли стать неуставные отношения. Гибель солдат, которую списывают на суицид, остается актуальной проблемой российской армии, но качественного расследования таких случаев сложно добиться, констатировала представитель фонда "Право матери".
Как писал "Кавказский узел", после смерти 20-летнего рядового из Воронежа в войсковой части в Майкопе главное военное следственное управление Следкома России возбудило уголовное дело.
Погибший солдат войсковой части №13714 был ранее найден в поле, где военнослужащие проводили учения. Уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 110 УК РФ (доведение до самоубийства).
Мать погибшего солдата Ирина предположила, что смерть ее сына связана с угрозами в его адрес и неуставными отношениями. "Он писал мне, что не может получить поощрение, чтобы ни он делал. А [другие солдаты], по его словам, целыми днями лежали на кроватях, ничего не делая, за деньги ходили в увольнения", – рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Ирины, следствие проводит посмертную психиатрическую экспертизу, чтобы определить, не было ли у погибшего суицидальных наклонностей. "Опрашивали его сестер, меня", – рассказала она.
Ирина уверена, что никаких мыслей о суициде у ее сына не было. "Мы переписывались с ним постоянно, до 14 июня - за день до его смерти. Все было нормально. Он строил планы на будущее, хотел водить и обслуживать военную технику... Был вариант перейти на контрактную службу, он начал собирать документы и сдавать анализы. Также рассматривал вариант доучиться в университете на очной форме (где он взял академический отпуск) или перевестись на заочное обучение и начать работать водителем КамАЗа по возвращении из армии", – рассказала она.
Родители солдат, причиной гибели которых официально названо самоубийство, не просто не верят подобным версиям, а категорически их отрицают и стремятся обжаловать, из-за чего и обращаются в правозащитные организации, к юристам, сказала корреспонденту "Кавказского узла" председатель правления фонда "Право матери" Вероника Марченко. Количество обращений от родителей, оказавшихся в такой ситуации, практически не уменьшается, сказала она.
После проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ (о порядке рассмотрения сообщения о преступлении и о решениях, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении соответственно. – Прим. "Кавказского узла") примерно в 60-70 процентах случаев выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, отметила она. "Как правило, формально проверка проводится достаточно объемная – опрашивается большое количество человек (к сожалению, "под копирку"), назначаются и проводятся судебные экспертизы, иные следственные действия, проведение которых допустимо до возбуждения дела. При этом проверка по своему статусу не обеспечивает процессуальных гарантий участников предварительного расследования. Позиция фонда: по каждому случаю гибели человека в армии должно сразу возбуждаться полноценное уголовное дело", – указала Марченко.
Если уголовное дело возбуждается, то по истечении срока предварительного расследования (двух месяцев) очень часто военными следователями принимается решение о прекращении уголовного дела, подчеркнула она.
Основная проблема при расследовании подобных дел заключается в том, что очень часто в материалах проверок и уголовных дел допускаются ошибки на самом начальном этапе, во время проведения осмотра места происшествия, осмотра трупа, при выполнении иных неотложных следственных действий, сказала Марченко. "Именно эти следственные действия и закладывают фундамент – доказательную базу для расследования уголовного дела [...] Все упущения на данной стадии очень сложно восполнить в дальнейшем. Таким образом, из-за некачественной работы следствия на начальном этапе рушится вся доказательственная база – она просто не собирается", – пояснила она.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу России, на стадии предварительного следствия можно приобщать к материалам уголовного дела заключение независимого специалиста, сказала Марченко. По ее словам, если родители сомневаются в официальной причине гибели сына, они имеют право отправить тело независимым специалистам для проведения исследования и составления соответствующего заключения, но за свой счет. "Однако [...] родители, не всегда готовы на это пойти", – заключила она.
Комментариями военного следственного отдела по Майкопскому гарнизону относительно версии гибели солдата "Кавказский узел" пока не располагает.
источник: корреспондент "Кавказского узла"