RSSАльберт Восканян. Нагорный Карабах. Фотоблогер

Семейный лагерь в с.Чапар Мардакертского района. День первый

23:06, 30 июня 2014

Этого звонка я ждал чуть ли не год и был очень рад, когда мне позвонили из министерства культуры Нагорного Карабаха и пригласили, как блогера, на семейный лагерь, который должен пройти в с.Чапар Мардакертского района.

В 2011 году, по приглашению минкультуры, я уже был на таком мероприятии, который проходил в недалеко от с.Ванк Мардакертского района:

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/8455

Также, в прошлом году я был снова приглашён на семейный лагерь, проходивший недалеко от монастыря Дадиванк (4-6вв.) в Карвачарском районе  и выставил три интересных поста, не только о самом лагере, но и о соревновании,  потрясающей природе этого региона, монастыре Пресвятой Богородицы (12-13 вв.) и пр:

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/15522

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/15534

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/15553

Заранее зарядив фотоаппарат, одевшись по походному, взяв диктофон, утром 28-го я был в назначенном месте, где увидел около 10 семейных пар с детьми, там же были и представители МЧС. Приглядевшись, заметил, что были 4 семьи, которые принимали участие  в семейном лагере, в прошлом году.  Загрузившись в три Форда, мы взяли курс на Север Карабаха и по дороге любовались  горами, перевалами, реками, водохранилищем, девственными лесами...

Заехав в с.Чапар, мы не остановились, а объехав его верхнюю часть, мы начали подниматься в гору, километра через три сделали привал и перед нами открылась красивая панорама: горы, луга, часть домов села... Мы остановились в очень красивом, ухоженном и огороженном месте отдыха. О селе Чапар и конкретно о его жтелях я решил написать отдельный пост...

Разгружаясь, мы начали осматриваться, предварительно выбирать место для палатки, мамаши оперативно накрыли на стол из своих домашних запасов, т.к. было время обеда. Повар Марина, естественно не успела ничего приготовить: всё было на траве, сложено в кучу.

Сотрудник  Степанакертского "Центра информационных технологий" Айр Акоп, кторый сопровождал нас в этой поездке,  прочитал соответствующую молитву и все приступили к обеду.

После обеда, Вардан Вирабян, сотрудник управления по делам молодёжи министерства культуры НКР, ответственный за данное мероприятие, предложил всем, кто хочет пойти в поход в старое село Чапар к монастырю, а остальные начнут собирать палатки, обустраиваться. Естественно, я не мог такого варианта упустить, прихватив фотоаппарат, двинулся с группой в сторону старого села, где сейчас люди уже не живут.

Долго мы спускались вниз, потом дорога пошла круто в гору, дети начали уставать, Вика, наша старшая, пару раз делала привал, чтобы дети отдохнули, потом мы вышли к роднику с вкусной, холодной водой, которой не могли напиться, и через пару километров вверх вышли на небольшую поляну, где увидели старинный монастырь. Я сразу спросил про название, но оказалось, что ни Вика, ни Сергей, наши друзья, местные жители, которые нас сопровождали, не смогли ответить. Они сказали, что монастырь относится к 12-13 векам, но названия никто не знает и все зовут её как «Церковь, которая находится в старом селе».  Церковь была полуразрушена, хотя стены её стояли, перед её входом были три старинных могильных камня середины 19 века братьям Тамразянам, которые были одними из первых переселенцев во время азербайджано-армянской резни. Из Шушинского района, через горы, перешли в Мардакертский район в это село. Хотел бы отметить, что и мои предки по отцовской линии, в начале 20 века, тоже, во время аналогичных событий были вынужденно оставить своё родное село Мец шен в Шушинском районе и также, через горы, прийти в это село - Старый Чапар. Через пару лет, мои предки  основали новое село недалеко от нового с.Чапар - Зардахач...

В самом монастыре, дети тихо стояли слушали Айра Акопа, который им говорил о Боге, о том, как надо себя вести по жизни, много полезного и интересного он им рассказал, после чего, он прочитал молитву. Дети стали серьёзными,  за ним повторяли слова молитвы, крестились и потом зажгли свечи, попросив Всевышнего... Что просили дети – один Бог знает, мы можем только лишь догадываться...

Возвращаясь, мы увидели старый тутовый сад, полакомились ягодами этого Божественного дерева и потихонечку начали идти к лагерю. В лагере, мамаши сразу же подключились к Марине, начали ей помогать делать ужин, мужчины, ставить палатки, несколько человек разожгли костёр и начали делать шашлык из молодого барашка. Начало темнеть, моросить, потом пошёл дождь, мы под навесами прекрасно поужинали, дети, на радость своим родителям, уплётывали за обе щёки, работал движок, в лагере горели лампочки...

Естественно, мой фотоаппарат «перегрелся», я постоянно делал снимки, на диктофон записывал всё, что мне нужно, для поста, только потом понял, что в один пост я никак не уложусь. Столько прекрасных фотографий, столько интересного материала, собралось за эти не полных три дня, что я решил выставить посты по дням.

Я об этом думал, лежа в спальном мешке в своей палатке, которую мне любезно помогли собрать сотрудники МЧС. Ноги с непривычки болели, по телу разлилась приятная усталость, упорно не собирающая меня покидать, детские голоса постепенно замолкли, по крыше палатки барабанили капли дождя, то усиливая, то уменьшая дробь, напоминая мне какую-то знакомую музыку, которую я так и не вспомнил... Медленно, ласково сон обволакивал мое сознание...

 Поднявшись вверх, перед нами открылась прекрасная панорама.

Поднявшись вверх, перед нами открылась прекрасная панорама.

Женщины быстро накрыли на стол из домашних припасов, Айр Акоп прочитал молитву...

Женщины быстро накрыли на стол из домашних припасов, Айр Акоп прочитал молитву...

... после чего, все мы пообедали.

... после чего, все мы пообедали.

Небольшой группой иджём к монастярю в старом селе.

Небольшой группой идём к монастырю в старом селе.

Брат и сестра на привале.

Брат и сестра на привале.

На радость мелким встретили жеребёнка.

На радость мелким встретили жеребёнка.

Холодная вкусная родниковая вода...

Холодная, вкусная родниковая вода...

После отдыха, мы продолжили путь.

После отдыха, мы продолжили путь.

Монастырь 12-13 вв.

Монастырь 12-13 вв.

Могильные камни братьям Тамразянам...

Могильные камни братьям Тамразянам...

Хачкар перед входом на территорию монастыря.

Хачкар перед входом на территорию монастыря.

Айр Аком рассказывает детям о Боге...

Айр Акоп рассказывает детям о Боге...

Совместное моление.

Совместное моление.

Девушки зажигают свечи.

Девушки зажигают свечи.

Дети ждут своей очереди, чтобы зажечь свечи.

Дети ждут своей очереди, чтобы зажечь свечи.

Мама с сыном...

Мама с сыном...

Девушка задумалсь о своём сокровенном...

Девушка задумалась о чём-то своём сокровенном... 

Хачкар над дверью одного из помещений монастыря.

Хачкар над дверью одного из помещений монастыря.

Часть потолка монастыря.

Часть потолка монастыря.

Вид на главное помещение монастыря. Фото сделано с монастырского двора.

Вид на главное помещение монастыря. Фото сделано с монастырского двора.

Западная часть монастыря разрушена.

Западная часть монастыря разрушена.

Старое тутовое дерево.

Старое тутовое дерево.

Никакая высота не страшит нашу Вику.

Никакая высота не страшит нашу Вику.

Ануш собирает полевые цветы...

Ануш так увлеклась полевыми цветами, что не замечает объектива моего фотоаппарата...

Семейный лагерь...

Семейный лагерь...

Вернулись в лагерь. Вечереет. Мамаши начали помогать Марине в приготовлении ужина.

Вернулись в лагерь. Вечереет. Мамаши начали помогать Марине в приготовлении ужина.

 Норик (слева)  и Вардан готовят нам всем шашлыки.

Норик (слева)  и Вардан готовят нам всем шашлыки.

Поздний ужин, начался дождь...

Поздний ужин, начался дождь...


КОММЕНТАРИИ
avatar
23:30, 26 мая 2018
OLI
"Соколов: региональные элиты юга России поддержат модерниз..."