RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

День возрождения - gareeb, Ингушетия.

12:36, 24 февраля 2011

1. День возрождения - gareeb, Ингушетия.

2. Жизнь спецпереселенцев-ингушей после 1944 года - sunja_edu, Ингушетия.

3. Лицо кавказской национальности - Юрий Кучиев - chuchundrrra, Северная Осетия.

4. Митинг посвященный 67-й годовщине депортации - magish, Ингушетия.

5. Как тать в ночи - sam_usam, Ингушетия.

6. Словарь грузино-осетинского информационного противостояния - liza_valieva, Северная Осетия.

7. Разве террористы ходят в форме и отмечают новый год в ресторанах? - 206maks, Дагестан.

8. Море в огнях - sqrtail, Абхазия.

9. Революции Грез - soslan81, Северная Осетия.

10. рай - nafitsa, КБР.

-------------------------------------------------------

 

1. gareeb из Ингушетии о трагичной дате в истории народа - депортации ингушей в Среднюю Азию.

День возрождения

Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».

В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии. Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник — День Советской Армии и Военно-Морского Флота. После распада Советского Союза дата была переименована в День защитника Отечества.

Но не для всех этот день является праздником.

Время неумолимо мчится вперед…

Когда я был учеником 1-ого класса, на уроке творчества преподаватель дал всему классу задание изготовить поделку к 23 февраля, чтоб мы могли поздравить своих дедов и отцов с этим праздником. Моя фантазия позволила мне из цветной бумаги и нескольких карандашей смастерить подобие открытки с изображением танка, силуэт которого прочно занял нишу в моем сознании, так как колоны российской армии из бронетехники сутками проезжали под нашим окном и направлялись в Чечню. Почти каждое утро я просыпался от шума гусениц и собирался в школу, по дороге куда, также видел эти танки и БТРы.




Так вот когда я принес свое произведение домой и показал своим родителям, они скромно улыбнулись, ничего не промолвив. И только мой старший брат, объяснил мне, что этот день для нас имеет полностью противоположное значение. Я запомнил эти слова навсегда.

 67 лет назад

Сегодня исполняется 67 лет с тех пор, как советский режим совершил чудовищное по своей жестокости насилие над чеченским и ингушским народами. В лютые февральские морозы сотни тысяч человек были погружены в скотские товарняки и отправлены на смерть в степи Казахстана.

Депортация началась в 5.00 23 февраля 1944г. Сталин лично следил за ходом выселения чеченцев и ингушей, а Берия на его имя посылал секретные телеграммы.

Государственный Комитет Обороны Товарищу Сталину

С 23 по 29 февраля выселены и погружены в ж/д эшелоны 478,479 человек, в том числе 91,250 ингушей. Погружено 177 эшелонов, из которых 157 эшелонов уже отправлены к месту нового поселения… Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района оставались невыделенными 6 тысяч чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня… За время проведения операции арестовано 1016 антисоветских элементов из числа чеченцев и ингушей. Берия, 1.03.44 (см. «Вопросы истории», №7, 1990, стр. 146–148).

6 тысяч не выселенных из-за «снегопада и бездорожья» чеченцев были расстреляны, сожжены, утоплены в озере Галанчож. Живьем в ауле Хайбах Галанчожского района сожгли более 700 человек, среди которых подавляющее большинство было больных, стариков, беременных женщин и детей.

В битком набитых насквозь промерзших, неотапливаемых товарных вагонах, перевозка в которых длилась 3–4 недели и более, привела к тому, что в пути следования от сыпного тифа, голода и холода погибли десятки тысяч несчастных, преимущественно детей (они составляли половину всех перевозимых), больных и стариков. Были случаи, когда разрывались мочевые пузыри, так как не было условий сходить по нужде. Тела умерших не позволяли хоронить, и поэтому приходилось долгое время везти их с собой.

На новых местах переселенцы оказались без средств к существованию и жилья, что привело к их повышенной смертности (только в первые месяцы депортации чеченцев погибло около 200 тыс. человек, не считая умерших в дороге).

«Хайбах-аул, которого нет»


В грозненской газете «Республика», №17, 1994г. была опубликована статья об уничтожении жителей горного чеченского аула во время депортации. Она называлась «Хайбах -аул, которого нет». Вот небольшой отрывок из того исторического материала.

«В феврале 1944г. В маленьком горном селении Чечено-Ингушетии войсками НКВД были заживо сожжены несколько сот мирных жителей…

В ночь на 27 февраля 1944г, в горах выпал снег, осложнив и без того трудный путь в высокогорные селения для войск, выполняющих «специальное задание» советского правительства. Почти полумиллионное население равнинной части республики согнали на железнодорожные станции и, погрузив в вагоны, отправили на верную гибель в далекий Казахстан и Среднюю Азию.

В горах, куда не могли добраться «студебеккеры», оставались люди в древних каменных саклях, которые ничего не знали о событиях на равнине. Как быть с ним? Отправлять с новыми эшелонами? Это сопряжено с огромными трудностями. Кроме того, уже отчитались об успешном выполнении задания. Часть здорового населения решили согнать вниз и отправлять вслед за другими. Оставшихся, кто не может спуститься самостоятельно — больных, детей, престарелых — сжечь…

Через несколько дней колонны войск двинулись в горы. Оставшихся жителей со всех хуторов Нашхоевского округа собрали в селении Хайбах под предлогом формирования транспортной колонны для дальнейшего отправления на равнину. Утопая по колено в снегу, медленно двигались вереницы людей в сопровождении военных. Жителей собрали в конюшне колхоза имени Лаврентия Берия, которую предварительно подготовили, обложили сеном, соломой, «чтобы до подхода повозок с лошадьми люди не мерзли».

Вместе с больными, детьми и стариками пришли и взрослые, молодые люди, не пожелавшие оставлять близких. Когда все собрались (чеченцев оказалось более 700 человек) ворота конюшни накрепко закрыли. Возглавляющий операцию начальник Дальневосточного краевого управления НКВД полковник Гвишиани скомандовал поджигать.

Обложенная со всех сторон колхозная конюшня мгновенно вспыхнула. Когда она оказалось объятой пламенем, огромные ворота рухнули под натиском людей, и обезумевшая толпа хлынула наружу. Жуткие крики детей, стоны, ужас на лицах тех, кто уже успел выскочить из пепла, горящие живые люди, на которых лопается и расползается кожа. Гвишиани хладнокровно скомандовал: «Огонь!». Из сотен стволов раздались автоматные очереди. Впереди бегущие падали под градом пуль, заслоняя собой выход. Через несколько секунд образовалась гора трупов, которая не позволила никому выйти. Ни один не спасся…

Хатынь, Лидице… К этим печальным названиям следует добавить чеченский аул Хайбах, которого уже на картах нет».

В то же время в рядах советской армии сражались в боях против фашистской Германии тысячи сынов Кавказа, и не знали об этом жесточайшем коварстве против их близких и родных. Мой дед воевал в Великой Отечественной войне, не подозревая, что это самое Отечество посылает на смерть его жену и детей, братьев и сестер…

«Защитники» Отечества?

Садист Гвишиани за это преступление был представлен Берией к правительственной награде и повышен в звании, стал генералом. А Сталин «за успешное выполнение важного правительственного задания на Северном Кавказе» всем участникам операции объявил благодарность….

Видимо, такие люди как Гвишиани, Берия, Буданов, Ульман считаются «защитниками Отечества». И видимо, именно у таких людей сегодня праздник.

День возрождения нации

Для меня, как для мусульманина и чеченца, этот день имеет огромное значение. Именно в этот день мои предки насильно были высланы со своих земель. Мой отец родился в Казахстане, а моя мать родилась в пути из Казахстана на свою Родину, когда были реабилитированы депортированные народы.

Очевидно одно, что власть хотела уничтожить целые народы таким образом. У нее это получилось в каком-то смысле. Но скажу одно, что для чеченцев этот день не является трауром. Этот день является возрождением нации, так как народ выжил в таких чудовищных условиях и при этом воспитал новые поколения.

Ведь никто не может забрать или даровать что-либо, если на то не будет воли Всевышнего, на Которого мы все и должны полагаться.

 

 

2. сельский учитель из Ингушетии Беков Беслан рассказывает о жизни ингушей в депортации со слов собственной матери.

После того, как депортированные прибыли в "пункт назначения" они размещались в различных бараках, избах и других приспособленных помещениях.Однако многие просто были вынуждены обустраиваться в чистом поле.Я интересовался больше бытовыми условиями и тем как начинали новую жизнь наши родители и дедушки с бабушками. И вот что они мне рассказали.




Начало

Мама не помнит саму высылку т.к. ей было всего 3-4 года. Однако знает многое из рассказов старших. Кроме этого я записал кое-что со слов моей бабушки Залихат Габертиевны Аушевой, которая тогда была достаточно взрослой женщиной(она же хорошо помнила Мандре Нальгиева и к ней сватался в свое время Висангирей Джабагиев)

По словам бабушки всех выводили из дома и на грузовиках (или пешим ходом) отправляли на ж/д станции для погрузки в товарные вагоны.

Уже тогда шли разные слухи о том, что всех везут:

а) На Каспий, чтобы утопить

б) На Дальний Восток, чтобы утопить в океане

в) В «Синюю Сибирь», чтобы все умерли от холода


Ссыльные уже в вагонах столкнулись с невозможностью просто справить нужду. От этого погибли десятки парней и девушек, которые из-за чувства стыда не могли опорожниться на глазах у старших. Тогда мудрые старейшины нашли выход. На полах в вагонах пробивали дыры, а мужчины и женщины расходились по своим углам и во время процесса громко разговаривали, чтобы никто ничего не слышал. К этой теме я еще вернусь…


Затем люди начали уже во время поездки массово гибнуть от холода и недоедания. Тиф, туберкулез, чесотка, вши все это стало верным спутником депортированных. А сама поездка длилась целых восемнадцать дней! На каждой остановке люди пытались подбодрить друг друга и многие думали, что это все какие-то "учения" или чья-то злая шутка. Однако это было не так.

Жилища

Первый и главный вопрос, который возник у всех уже на месте в Казахстане, это вопрос жилья. Ингуши прирожденные строители. Вся жизнь (вернее смысл жизни) любого нормального ингуша, -это стройка. Поэтому любая семья в нынешней (и тогдашней) Ингушетии всегда строилась. Но как строится в степи? В горах много камня, есть древесина, есть стройматериалы (известь, песок, глина). Но и тут наши находили выход

Вначале, мужчины делали «лаьтта яхкха ларамаш» (подвалы), где семьи прятались от холода и сверху делали крыши. Детей укладывали в люльки сбитые из досок, с уложенной в них соломой. Однако так долго продолжатся не могло. Еще раз хочу сказать, что у ингушей ментальный запрет на жизнь в землянках или маленьких «времянках». Такие дома обычно с насмешкой называют «бунгаш» (букв. «избушки») и с людьми которые мирятся с такими условиями попросту прекращали общаться. Жилище должно быть просторным! Вот основной принцип, который ингуши соблюдали даже в таких сложных ситуациях.


Сестра мамы, Зайнап, рассказывает, что на выбранных площадках мужчины топором и лопатой вырубали куски земли (бейнаш). Затем их укладывали без фундамента. Стены делали высотой 2-2,5 метра , а в них делали небольшие окошки с самодельными рамами, в которые вставлялись стёкла (двойные) и между ними укладывалась боамби (вата) в качестве утеплителя. Такие домики называли «БейгI даь цIийнош» или «Бей-цIа» (букв. «кусочкоземледом»). С близлежащих лесов или лесополос добывали жерди, которые укладывали сверху на крышу. Сверху в качестве покрытия для крыши применяли эрз (камыш), который собирали на озерах и прудах коих было немало. Женщины вспоминают, как тяжело было мазать такие дома и снаружи и изнутри.

В доме выполняли входную дверь, которую сбивали либо из досок, либо из жердей которые для герметичности обвязывали камышом. Как правило, делались перегородки, и получалось несколько комнат.

Отапливались дома из русских печей, которые выложены были из самана. В качестве освещения применяли керосиновые лампы. Мебель готовили также сами из досок и другого подручного материала в т.ч. применяли чурки от деревьев в качестве стульев и столов.

Полы в комнатах делали при помощи раствора из глины и кхохьург или докъадаь кхо(кизяка). Добавляя к этому раствору песок и воду получали т.н. дил ("бульон" или жидкий раствор) и им белили полы для красоты. Как правило, в таких домиках было очень тепло.

У ингушей существует негласное правило никогда не делать туалет, курятник или хлев для домашних животных в доме. Даже название места для справления нужды у ингушей звучит в 3-4 версиях (нушк, тIехьашкар моттиг, хьаштагI), что в двух вариантах переводится как «то место что сзади от дома». Когда выпадало много снега или начинался буран многие погибали именно после того как выходили по дрова или по нужде. Тогда старшие придумали веревки. Их натягивали от дома до дровяного склада и туалета.



Обувь и одежда


Обувь которая была привезена с Кавказа быстро износилась. Купить или достать новую не было возможности. Поэтому ингуши делали обувь сами. Например самый простой вариант был т.н. чуне маьчи и чунеж.



Их изготавливали следующим образом. Сначала снимали шкуру с ноги коровы) и сушили её. Затем туда ставили ногу и вокруг неё пробивали дырки, которые связывали тIарг (шнуром) или аьсерг (проволокой). Вместо стельки туда укладывали солому и носили 2-3 зимы (пока не изнашивались). Или просто обматывали кусок шкуры вокруг ноги и спереди связывали шнурком.

Потом появилась шерсть и её также стали использовать в качестве подкладки, а также вязали шерстяные носки.

Из устхан кхаькхий (бараньих шкур) делали костюмы, штаны и головные уборы. Хотя в первое время дети вынуждены были сидеть целый день дома под одеялом не имея одежды. Мужчины вначале просто носили мешки в которых делались вырезы для рук и также для ног. Вещи стирали, мыли руки и тело при помощи йокх (золы) и гIум (песка).



Про школу

По словам мамы кроме переселенцев там жили русские, поляки, немцы, евреи, корейцы и многие другие народы.

«Мы ходили в школу и я отлично училась (даже многие завидовали мне) Нас учила Катфицкая Франя Тимофеевна, а другую учительницу (имя ее мама не помнит) съели волки. Она сжигала скирды сена и соломы и исписала несколько тетрадей в качестве дневника. Увы, утром нашли только ее две ноги в валенках», -говорит мама.



Про остальное

По словам мамы через несколько лет таких морозов и буранов, которые были вначале когда в Казахстан попали выселенные не было и она видит в этом Дала къахетам (милость Всевышнего)и по её мнению эта милость была именно для спецпереселенцев. Долгое время жили на отрубях, а в хозяйстве(как уже было сказано выше) широко использовался къохьург (кизяк), который применяли для обогрева. Сушили и заготавливали это "топливо" заранее.

Затем стали держать коней, овец, коров и остальную живность. Заготавливали сено, солому, корма, дрова и хворост на долгую зиму.

Когда в 1953 году умер Сталин начала плакать учительница и все дети в классе тоже плакали, не понимая сколько горя пришлось перенести из-за этого страшного человека.

«Было много мезий (вшей), къомдалар (чесотка) и людям приходилось долго бороться с этими болезнями, а затем был «дIайха лазар» (тиф) и от него вымирали целые семьи. Например, рядом с семьей мамы была семья Б-х у них погибло 9 детей и двое родителей. Из всех в живых остался только один сын, который умер по приезду от онкологии.

"У нас от голода опухали головы и мы бежали на поля зимой, где искали колоски от скошенного хлеба и картошку. Пройдя с километр, мы находили одну картофелину или колосок. Сколько было радости после этого!

Мы работали затем в колхозе, а отец наш, несмотря на то, что нас было 12 детей работал и кормил нас», -рассказывает Паьтимат.

Спецпереселенцам нельзя было покидать место куда их определили. В случае отъезда без разрешения можно было схлопотать до 10 лет каторжных работ.

Несмотря на то, что было очень тяжело люди были намного лучше и добрей чем сейчас. Каждую неделю устраивали ловзар (вечер с национальными танцами) на который собиралась ингушская молодежь и старики. С каждой девушкой обязательно приходил или родной или двоюродный брат (так положено было по этикету) Это был настоящий сакъердам (отдых)"
Мама говорит, что каждый вечер после работы накрывали по мере возможности столы, приглашали гостей, а также всей семьей пели песни на родном языке, обязательно играли на гармони (девушка, которая была слабой хозяйкой не умевшая петь и играть на гармони считалась ограниченной)
Пели русские песни. Особенно были популярны "Калинка" и "Выходила на берег Катюша"

Курьезные ситуации

Однажды к нам в дом пришли сваты. Они хотели засватать нашу сестру Хадижат, а в доме кроме отрубей и небольшого количества картофеля ничего не было.
Гость-лицо священное и отец мамы попросил их прийти в другой раз. Они должны были прийти через несколько дней и тем не менее опять нечего было поставить на стол.
Тогда молодые парни пошли и своровали у недалеко живущих соседей пару кур.
Когда они варились пришел хозяин и указав на птицу, которая варилась в котле сказал: "Это мой петух там с курицей варится". Об этом узнал наш отец и позвал молодых людей.
При всех очень громко отчитал их, а затем пошел и извинился перед соседом, который был немцем и звали его Бульц , а также пообещал возместить весь ущерб в двойном размере. Он заставил работать наших братьев несколько дней подряд и выплатил в двойном размере нанесенный ущерб.
Когда люди спрашивали зачем он это делает, отец отвечал : "Кераст саг кIантийр варгвац сон тахка Дала кхел ергъя " (Христианин не простит мне, а Всевышний накажет за это")

Возвращение

В первый раз к нам зашла женщина, которая сказала, что она из Москвы. Она спрашивала о высылке и клеймила Сталина, называя его «врагом народа» и призывала выбрасывать портреты вождя. Его заместителя Берию также называла «проклятым убийцей».


Она все время спрашивала: «хотите ли вы домой?». Женщины, увидев и улышав её, плакали и не могли успокоиться, и это поистине были слезы радости и счастья.

Начали выдавать удостоверения и пропуски , а было это в 1957 году. Их ещё называли разрешениями. После этого люди массово возвращаться на Родину, на Кавказ.

 

3. Алина Акоефф из Северной Осетии продолжает серию постов о знаменитых людях Осетии под тэгом "ЛКН".

Лицо кавказской национальности - Юрий Кучиев.

9 августа 1977 года в восемь часов вечера жители Мурманска торжественно проводили крупнейший атомный ледокол «Арктика» в особый рейс. На капитанском мостике стоял Юрий Сергеевич Кучиев.

Он родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб Северной Осетии. В горах кажется, что небо совсем близко, протянешь руку и можно дотянутся, а потому с самого детства Юрий Сергеевич мечтал летать. В 1938 г. он с отличием окончил среднюю школу № 27 в Орджоникизе. И поехал поступать в летное училище. Но его не взяли. Отец его Сергей Кучиев, был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, старым коммунистом. Репрессирован в конце тридцатых годов, позже реабилитирован. Клеймо сына врага народа разрушило заветную мечту Юрия о карьере военного лётчика. И тогда он каким-то чудом попал на прием к начальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву. Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от избирательного округа, куда входила и Северная Осетия. Марк Иванович выслушал пришедшего к нему паренька и сказал:
- Знаешь, мой тебе совет - поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей... Да и матери помощь будет.
Кучиев последовал его совету и 5 июня 1941 года Юрий Кучиев был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов».
А потом началась война. И Юрий Сергеевич находился в составе конвоев Северного флота. Окончил курсы штурманов (1944), заочно — Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (1963). С 1944 по 1962 годы — помощник капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».

С 1962 по 1971 годы — капитан ледоколов «Мурманск», «Киев», дублер капитана атомного ледокола «Ленин», с 1964 — капитан этого ледокола. Именно там, на "Ленине" состоялась знаменитая встреча двух Юриев - Кучиева и Гагарина. Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола "Ленин". Кучиев ходил на ледоколе дублером капитана. Несколько часов они провела вместе с Гагариным, Это были прекрасные часы: первый космонавт рассказывал разные веселые истории, расспрашивал про Арктику. Когда Гагарин и Кучиев, увлеченные разговором, сидели на диване, их кто-то и сфотографировал.

Тогда Кучиев признался, что с детства мечтал стать летчиком.
-- Товарищ командир,- удивился Гагарин,- зачем вам летчиком? Такой корабль! Да на нем же можно чудеса делать!
С 1971 Кучиев становится капитан атомного ледокола «Арктика».
Опытный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой - пробиться к Северному полюсу.

И вот, наконец, 9 августа 1977 капитан "Арктики" повел ее в рейс, который навсегда войдет в историю.

И 17 августа 1977 гада в четыре часа по московскому времени Юрий Сергеевич Кучиев впервые в истории мореплавания, пробиваясь через ледяные поля и покров мощных многолетних льдов, вывел надводное судно к Северному полюсу. «Я испытал совершенно необыкновенное волнение», – говорит легендарный Ю.С.Кучиев, – «когда донес до Северного полюса древко флага, который не донес до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Георгий Седов.
Это древко было найдено у его могилы»

Арктика покорилась настойчивому джигиту.

"Справедливый человек. Очень хороший капитан…". Принципиальный, честный, волевой. Требовательный к экипажу…", - так отзывались о Кучиеве все те, кто работал с ним на ледоколах. Его любили и уважали. После похода к Северному Полюсу матросы подарили Кучиеву нарисованый кем-то шарж на него.

До 1997 года Кучиев в море, потом ушел на пенсию.

Остаток жизни он работал на Балтийском заводе. С проектировщиками, кораблестроителями: просматривал чертежи, давал советы, предлагал свои решения. Моряк, всю жизнь простоявший на капитанском мостике, привыкал к земле. Дело это трудное, особенно для человека с таким характером.

И с чисто осетинским темпераментом он выстреливал словами:
"Меня на берегу раздражает всё. Я себя на берегу чувствую прескверно. Прескверно! Везде полно народу, какая-то неразбериха. Я не могу к этому привыкнуть. Я даже на завод хожу пешком - не езжу в автобусе . Минут сорок иду... А на море порядок, образцовый порядок. Там всё четко, размеренно. Человеку нельзя выбиваться из ритма, к которому он привык зе десятилетия. Нельзя!"

Он умер в 2005 году. Согласно завещанию, его прах и прах его умершей в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал» 19 августа 2006 года.
Он мечтал о небе, но покорил Северный полюс - вот такой был Юрий Сергеевич Кучиев.

 

4. Магомед Аушев рассказывает о состоявшемся в Ингушетии митинге в годовщину депортации ингушей в Среднюю Азию.

Митинг посвященный 67-й годовщине депортации

Вчера был на митинге. Было произнесено много дежурных слов. Выступил и президент Евкуров. Среди участников митинга, больше всего было госслужащих. Просто тупо обязали придти. Благодарен френду beslan_cechoev , который познакомил меня с журналистом Иваном Суховым, обозревателем издания Время новостей. Не было ни одного федерального чиновника. Хотя мог кто-нибудь приехать из Владикавказа, где 22 февраля прошло совещание под председательством Медведева. Да тот же Медведев мог бы приехать. Сказать пару слов. Но нет.

 

5. Как тать в ночи.

Информационное пространство вчера было заполнено сообщениями о том, что Президент России якобы неожиданно прибыл во Владикавказ. Но что значит неожиданно?. По мне, это когда не думал, не ждал, не гадал, а потом вдруг по какой-то непонятной причине одна мозга заехала за другую и из-за случившегося между ними электрического разряда осчастливилось мыслью светлое (или, смотря по вкусу, не очень светлое) чело. Мол, а давай-ка это я... И далее уже то, что мы знаем из средств массовой информации.
Но у Дмитрия же Медведева все ведь было не так, верно? К моменту его приезда в Северной Осетии находились, перечисляю, руководители всех северо-кавказских республик, первые лица их правительств и парламентов, а также главные тамошние силовики вместе с многочисленной охраной. Некоторые делегации проделали большой путь, значит выехали туда загодя. Может, и с ночевкой. Но совершенно точно, что о "неожиданном решении" Президента их известили за два, три или, точне всего, за четыре дня до того, как это пришло ему в голову.
Кроме начальства из нацменгуберний, туда подтянулся и смотрящий над ними по фамилии Хлопонин. У него тоже своя челядь имеется. Из Пятигорска ехать, конечно, не так далеко, но ехать-то надо все равно. И потом, нужно было что-то набубнить главному, сказать ему (или же перед ним) о чем-то умном. Без подготовки, если совсем неожиданно, то у новоявленного терского казака это не всегда получается. А осмысление и укладка осмысленного в тезисы требует минут и часов, которые, опять же, поганным образом складываются в дни.
И потом, москвичи еще. Члены этого, как его... вот, НАКа. Между прочим, люди сверхзанятые, у каждого, кроме антитеррористической нагрузки, еще и какая-то своя ответственная должность. Бросить все и лететь черт знает куда, когда что-то неожиданно приходит в голову первому? Ну да, даже Президенту!.. Скажем прямо, не бывает такого. А ведь из Москвы пошлепали на Кавказ не только высокие чины, но и кадроукладчики с главных государственных телеканалов, шелкоперы из центральных печатных изданий и пр.
К чему я все это? Да к тому, что в одну минуту на уровне, а не махнуть ли туда, подобные решения с участием таких людей не принимаются. Все планируется, согласовывается и утверждается заранее. Никакой неожиданной поездки во Владикавказ у Дмитрия Медведева не было. Просто для безопасности ее замаскировали под таковую. Президенту опасно, получается, появляться на юге своей вроде бы страны. Мне кажется, что это главный итог его поездки, после которого всякие помахивания и постукивания грозными кулачонками и сдвигания в гневе мощных бровей кажутся, если не смешными, то забавными точно.
Сам боится, с какой стати другим бояться его?..

 

6. Лиза Валиева из Северной Осетии составляет свой собственный словарь "грузино-осетинского информационного противостояния"

Излюбленные слова грузинских СМИ:

ангажированные российские СМИ
де-факто
клан Эдуарда Кокойты
кремлевская пропаганда
лидер марионеточного режима Цхинвали
марионетки
московские покровители Цхинвали
«независимость» Южной Осетии
оккупанты
оккупированный регион
российская пропаганда
сепаратисты
так называемый
цхинвальский регион
якобы

Излюбленные слова осетинских СМИ:

геноцид
грузинская военщина
грузинская пропаганда
грузинские фашисты
заокеанские кукловоды
ибо
кровавый режим Саакашвили
многострадальный осетинский народ
нарушители государственной границы
очередная грузинская ложь
предатели
распространили дезинформацию
спящий Цхинвал
шпионы
якобы

Надо отметить, что слово якобы пользуется огромной популярностью как у одной, так и у другой стороны, и может встречаться в одной новости 5 раз! И, разумеется, у тех и у других изобилие кавычек.

Список будет пополняться по мере новых находок. Если вы вспомнили слова или фразы, которые я забыла поставить в список – прошу в комменты, и заранее благодарю.

 

7. Дагестанский блогер 206maks вешает в своем дневнике фотографии недавно задержанного по подозрению в пособничестве боевикам бизнесмена Тимура Акубекова.

Разве террористы ходят в форме и отмечают новый год в ресторанах?

Акубеков Тимур во время учёбы.

Акубеков Тимур в ресторане отмечает новый год.

Акубеков Тимур в ресторане отмечает новый год.

 

8. sqrtail вывешивает фотографии ночной Абхазии.

Море в огнях
Что случилось в сухумской бухте?
Столько кораблей я еще не видела.
Море в огнях.
Хана рыбе.

И бонусом созвездие Ориона

 

9. soslan81 из Северной Осетии анализирует события на Ближнем Востоке.

Великая Исламская демократическая революция.

Окончание.

Отсутствие исламского вопроса стало главным «сюрпризом» арабских революций. Волна протестных выступлений, неожиданно явила всему миру полное отсутствие каких-либо идей установления общества согласно Корану. Впервые, за всю историю региона, народные массы отказываются от политического ислама, как способа решить все проблемы. Основными лозунгами, которые выдвигаются на революционных улицах и площадях стали требования свободных выборов, борьба с коррупцией, а так же протесты против роста цен и налогов. То есть обще демократические ценности, которые ничем не отличаются от требований в других странах мира, в США, Евросоюзе, Азии, Латинской Америки. Но, никаких: «Ислам - решение всех проблем».

Полное отсутствие религиозной подоплеки и светского характера выступлений выражается и в различных формах протеста, от простых жестов до трагических актов суицида. Символизм на востоке играет большую роль, и очень интересным и показательным является тот факт, что на кадрах видео сюжетов с революционных площадей и улиц мы видим, протестующих, показывающих победный жест в виде двух пальцев (указательного и среднего), образующих латинское V – «viktori» - победа, а не один, указательный палец, поднятый вверх (традиционно мусульманский жест, символизирующий единого бога). Более трагичными формами протеста, так же явно не мусульманскими, являются многочисленные случаи самосожжения в знак протеста. Так, именно самосожжение Мохаммеда Буазизи, молодого человека с высшим образование, вынужденного торговать зеленью, чтоб прокормится, положило начало жасминовой революции в Тунисе. После чего, акты самосожжения последовали ив других странах, хотя Коран запрещает самоубийство (ведь жизнь дарована Аллахом, а самоубийца нарушает, таким образом, волю всевышнего).

Такое развитие событий, видимо, застало врасплох и официальное духовенство. Чье поведение, к слову сказать, не только выявило полное непонимание чаяний своей паствы, но и присущий этой категории лиц приспособленчество. Например, в Египте, в самом начале революционных выступлений, когда власть Мубарака еще казалась не зыблемой, а протестные настроения временной вспышкой, духовенство, как ему и положено, защищало правящий режим. 18 января, представитель каирского университета и духовно-правового центра "Аль-Азхар" Мухаммед Рифа ат-Тантауи заявил, что "шариат категорически запрещает самоубийство независимо от его мотивов и не приемлет такое отделение души от тела, поводом для которого стало выражение стресса, гнева или протеста". Напуганные цепной реакцией революционной волны, ему вторили духовные лидеры других стран. В частности 21 января 2011 г. муфтий Саудовской Аравии Абд-аль-Азиз Ааль-аш-Шайх, заявил то же самое, что акты самосожжения противны исламу. И в добавок, революционеров, совершавших подобные акты, объявили душевно больными. Однако когда революция стала принимать всеобщий характер, и когда власть Мубарака уже не казалась такой прочной, духовенство затаилось и стало выжидать паузу. Такую же картину можно наблюдать и в других бунтующих странах - полное отсутствие религиозных лидеров среди протестующих. Хотя прежде, ни одно массовое выступление в арабском мире не обходилось без участия, какого либо «духовника», который своим присутствием придавал бодрости манифестантам и был показателем праведности их действий. Но народам Туниса и Египта, и других арабских стран, в этом году такая «помощь» уже без надобности. Справляются сами. И вот, когда уже под Мубараком закачалось кресло, когда уже стало очевидно, что народные массы достигнут своей цели, официально духовенство решило заявить о себе, понимая, что настало время делить шкуру, хоть еще и не убитого, но уже изрядно помятого, умирающего медведя. И после двух недельной паузы:

«Представитель университета Мухаммед Рифа ат-Тантауи в своем выступлении в пятницу 4 февраля поддержал египетскую оппозицию и потребовал немедленной отставки президента Мубарака. Он высказал мнение, что сторонники оппозиции должны оставаться на центральной площади египетской столицы вплоть до того момента, когда Мубарак покинет свой пост, - как если бы они это не собирались делать без рекомендаций ат-Тантауи. Ат-Тантауи выразил уверенность, что единственным выходом из того положения, в котором находится страна, является проведение свободных выборов, на которых граждане Египта смогут сами избрать свое руководство, и призвал египтян не верить "лживым обещаниям" египетского правительства, которое сформировал на тот момент Мубарак».

http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=14650

Так же как и в Тунисе и в Египте, в остальных исламских странах воззвания религиозных лидеров, призывающих к спокойствию и покорности, на народ не действуют. Долгое время местные элиты занимались самоуспокоением. Народ, по их мнению, всегда должен был бы слушать, что говорят высшие духовные лица, а те в свою очередь, как и полагается, имеют свои привилегии. Как, например, в том же Египте:

«Это достойная отдельного разговора "бизнес-группа" в исламском духовенстве, которая зарабатывает на проповеди в СМИ (в основном на спутниковых телеканалах), издательской деятельности и в шоу-бизнесе. Арабский Forbes в феврале 2008 года сообщил данные о чистой прибыли исламских проповедников за 2007 год. Египетский проповедник Умру Халед получил 2,5 млн. долл. прибыли за год, его соотечественник Умар Абд-аль-Кафи (сейчас проживает в Объединенных Арабских Эмиратах) - 373 тыс. долл. Это наиболее крупные фигуры "бизнес-группы", обогащающейся на ниве "духовности". Другие формы этого бизнеса - торговля халяльными (разрешенными шариатом) продуктами, услуги в религиозно-ритуальной сфере, издание заказных фетв и т.п»

http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=14650

Информация о подобных «отцах Федорах» от ислама, имеющих не только «свечной заводик в Самаре», но и собственность покрупнее, благодаря электронным СМИ, постепенно просачивалась в арабский мир. Вызывая естественное отторжение у верующих, особенно у молодежи. Хотя по прежнему со стороны религиозных лидеров предпринимались попытки, оградить молодежь от «вредоносного» влияния запада. Например, еще в декабре, духовенство выступило против социальных сетей, в частности фейсбука:

«Главный муфтий Египта назвал социальные сети типа Facebook «антиисламскими», а тех, кто их использует — грешниками. Такие сайты дискредитируют семейные ценности и способствуют росту числа разводов, считает он.

Фетву (решение) о запрещении социальных сетей вынес видный исламский ученый Шейх Абдель Хамид аль-Атрас (Sheikh Abdel Hamid al-Atras). В фетве говорится, что соцсети вводят мусульман во грех, так как позволяют общаться с теми, кто не блюдет законы шариата, пишет Infotech.

Аль-Атрас также назвал социальные сети «инструментом для разрушения семьи». Если муж или жена используют Facebook, это приводит к семейным неурядицам, а впоследствии — и к разводу, полагает он.

Причиной столь резких высказываний стала египетская статистика разводов, опубликованная в начале недели. Она показала, что в каждом пятом случае супруги расставались из-за социальных сетей. Если один из супругов имел аккаунт на Facebook или других ресурсах, второй подозревал его в изменах и подавал на развод».

http://nagizn.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1478&catid=42&Itemid=180



Фейсбук видите ли, искушает правоверного, и толкает его на нехорошие действия. Как чувствовали! И пытались «оградить» народ, видимо надеясь на свой авторитет. Думали, будет как раньше, как в стародавние времена, когда население было неграмотным, а мулла говорил своей общине:

«Вы не смотрите, что я делаю, я человек и могу ошибаться, но вы должны делать то, что я говорю, ибо говорю не я – за меня говорит Всевышний».

Времена изменились, и арабская молодежь таким сказкам больше не верит, а верит своим глазам и той информации, которая стала доступна благодаря всемирной сети, и узнает, как на самом деле живут и духовники, и эмиры, и прочие, составляющие элиту исламского мира. Именно Элиты исламских государств годами приучали остальную часть общества, особенно молодежь, к западным ценностям. Не Макдональд-с и Кока-кола, не Голливуд и Мадонна, а бытовая жизнь Элит, «простых» президентов, «лидеров революций», королей, шейхов, эмиров, имамов и их многочисленных семейств, тративших огромные деньги на западе, являлась главным агентом влияния и разложения патриархальных устоев. Не иностранные фонды, финансирующие проекты феминисток, а раскрепощения женщин из числа элиты показывал пример остальным. Первыми паранджу и хиджаб снимали не крестьянки, а жены и дочери правителей. А ведь еще в 19 веке, Марксом был выдвинут тезис о том, что общество, особенно молодежь, стремиться подражать тем устоям, которыми живет господствующая Элита.

Процессы эти проходили в арабских странах по-разному и с разной скоростью. С учетом местного менталитета и особенностей, как культурных, так политических и экономических. Поэтому, какого либо одного шаблона для развития ситуации в конкретной стране нет. Здесь и столкновения ветхих патриархальных устоев, еще имеющих место быть во многих странах, с новыми, веяниями: либеральными и демократическими. Борьба кланов за ресурсы. Противостояние различных политических группировок. Столкновение между различными идеологическими течениями, стремящимися к контролю над умами народных масс. Ситуацию усугубляют и межрелигиозные и межнациональные раздраи. Однако можно выявить и некоторые общие тенденции.

- Во-первых, в не зависимости от того, как повернутся события в той или иной стране, с большой долей уверенности можно сказать: эпоха «вечных» правителей, сильно присущая данному региону мира, уходит в прошлое.

Несмотря на появление многочисленных прогнозов, касающихся прихода к власти новых «Бен Али», Каддафи и Мубараков, историческая ситуация складывается таким образом, что даже если в стране с победившей революцией установится какой-нибудь новый режим, долгое время он не просуществует.

Это заключение я делаю исходя из событий в Киргизии, в 2005 и 2010 годах. После «цветной» революции 2005 года, многим, сторонним наблюдателям, мнящим себя «специалистами», казалось, что вот на смену одному умеренному деспоту Акаеву, пришел другой – Бакиев. Что это на долго и всерьез. Что пришел новый бай, и просидит он в своем кресле еще лет 15, а то и 20, эти прогнозы «специалисты» обосновывали «исторической традицией », «особенностями» национальной политики. Но история распорядилась по другому. Точнее народ, который в отличие от либеральных «экспертов» так не думал. И в апреле 2010 года, внезапно грянула вторая киргизская революция. В отличие от первой, которая, так или иначе, была частью проекта «цветных революций», прокатившихся по просторам СНГ, она стала полной неожиданностью буквально для всех. Это была уже не какая то заказная «цветастая», а самая что ни на есть народная революция, без «агентов ЦРУ» и прочих представителей западных free-фондов. Восстание в Киргизии в апреле 2010 года стало символом нового времени:

«Потешные игры в цветные «революции» помогли временно снять накал низового протеста, но они также помогли устранить у масс пиетет к власти. В условиях еще больших экономических трудностей и большей жесткости полицейских структур власти («извлекшей» урок) народные массы вышли из-под контроля. Киргизия стала примером того, как в дальнейшем, при всей слабости структур оппозиции и ее лицемерии, могут разворачиваться народные восстания……... При этом, необходимо подчеркнуть: восстание в Киргизии во многом порождено глобальным кризисом, его воздействие продолжает подготовлять подобные события всюду, где закрыты иные пути социально-политических изменений…

…Восстание в Киргизии, это символ начала новой эпохи – эпохи большого перелома в развитии… …Началась новая эпоха – эпоха не «цветных» революций. Они – ключ к большим переменам в экономике и политике.»

http://www.igso.ru/articles.php?article_id=268

(замечательный и очень глубокий анализ событий в Киргизии, советую всем ознакомиться.)

Традиции «вождизма» действительно были присущие, в прошлом, арабскому, да и мусульманскому миру вообще. Долгое время они были идеологической опорой для «прозасидевшихся» правителей. Как, например, Муамар Каддафи, имеющий официальный титул «Лидер Революции» и «национальный герой». Но со временем традиции уходят, особенно если они мешают развитию общества. Вождизм может состояться только в среде с огромной массой малообразованного и необразованного населения. Арабские и другие исламские страны уже не те, что прежде. Ныне здесь, молодежь это уже не безграмотные бедуины и крестьяне, это образованные и амбициозные люди, многие были в Европе, Америке. Он хотят жить в свободном и демократическом обществе. И самое главное они готовы за это бороться.

- Во-вторых, поскольку вопрос любой революции это вопрос о власти, то в борьбе за нее, и за контроль над ресурсами в революционных странах, выделяются различные политические группировки. Их много, но, в общем, они отражают интересы следующих основных слоев общества:

Либералы – образованная молодежь (молодежные движения это основные участники революций), офисные работники (которых в процентном соотношении очень много, так как в этих странах, иностранный капитал больше развивал сферу услуг, нежели производство), профсоюзы, левые (наиболее сильны в Тунисе, Египте, Ливии) – основные интересы: свободные выборы, свобода предпринимательства и умеренные налоги на мелкий и средний бизнес (считают что крупный бизнес должен платить больше налогов), а так же государственная социальная политика.

Консерваторы – верхушка госаппарата, официальное духовенство, умеренные исламисты (например «либеральное» крыло «Братьев Мусульман»), военная верхушка, крупные бизнес, связанный с государством, а так же крупный иностранный бизнес – основные интересы: сохранение стабильности, то есть, по возможности, максимально сохранить существующий статус-кво, как гарантия сохранения своих привилегий, положения в обществе и прибылей;

Фундаменталисты – радикальное неофициально духовенство, радикальные сторонники как «Братьев Мусульман» (т.н. правого крыла) и так и других радикальных группировок - основные интересы: построение «чистого» исламского государства, передача крупного национального и иностранного бизнеса в контролируемую духовенством государственную собственность (по Иранскому сценарию), ограничение политических свобод и западного влияния.

"Не определившиеся", то есть слои общества, которые по своему социальному и экономическому положению находятся на периферии более сплоченных общественных групп и балансируют между разными направлениями – средний бизнес (между либералами и консерваторами), часть городской бедноты и бедной малообразованной сельской молодежи (между либералами и фундаменталистами, например, центристы из числа «Братьев Мусульман»).

Хотя в некоторых странах имеют место противостояния по религиозным (Бахрейн) или национальным (Кувейт) признакам, с той или иной поправкой, на ту или иную страну, это основные движущие силы в странах охваченных Великой Исламской Демократической революцией.

Восставшим народам Востока еще предстоит многому научится. Многое узнать. И не один раз испытать разочарования. И со временем попытаться найти выход из кризиса, породивший нынешние революции, вместе с остальными народами мира.

«Необходимы новые правила общественной жизни. Они даже теоретически неудобны для старых политических верхов, также как неудобно разглашение подлинных причин мировой экономической катастрофы. Принципиально также, что перемены не могут совершиться без участия народа. Для преодоления кризиса нужна экономическая и социальная политика учитывающая интересы трудящихся – основных потребителей товаров. Регулирование должно прийти на смену доктрине рыночного «решения» всех проблем. Национализации важнейших предприятий и отраслей необходимы для общественного развития. Государственные расходы на науку, образование, инфраструктуру, социальные проблемы должны увеличиваться, а налоговая нагрузка на бизнес значительно возрасти. Все это не может быть осуществлено по воле самих собственников и их бюрократии».

http://www.igso.ru/articles.php?article_id=268

И постепенно, год за годом, народ за народом, народные массы будут учиться, и приходить к пониманию необходимости революционных перемен не только на улицах, где каждый смог выразить свою позицию и активность, но в повседневной жизни, в постоянной борьбе за свои политические и экономические права. От веры в сегодняшних лидеров оппозиции, к пониманию необходимости постоянного и действительного контроля со стороны общества над государством. К подлинному народовластию.

 

10. nafitsa из КБР вывешивает красивое фото из Нальчика.

---------------------------------------------------------------

 

ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю top_10_sk.livejournal.com с пометкой «Топ 10». Блогеры «КУ» могут это делать в каждом последнем посте с той же пометкой. Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь 

РЕЙТИНГ
1 ` Rock`
17762
6889
2 Albert
10477
19653
3 ..Бэн Джойс.
5089
11253
4 ..БэнДжойс..
2823
4229
5 BERG...man
2373
36469

Все комментаторы

Найдите Кавказский узел у партнеров:



Email подписка