RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

Вечная Клара и Дагестан - polina-polinka, Дагестан.

23:57, 28 сентября 2012

1. Вечная Клара и Дагестан- polina-polinka, Дагестан: "Там в селе, Патя привела меня в дом, который в 60-х купила московская художница Клара Власова. Куда приезжала много лет – работать. Куда ездили к ней в гости художники со всей России. Но где последние 16 лет никто не жил. Дому сильно за сто."

2. Фамилия Хугаевых чествовала своих сыновей - zarava, Южная Осетия: "Если быть точнее, кваисинцы, а еще вернее, Хугаевы, устроили фамильный пир в честь своих сыновей:
Алана Хугаева - Олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе;
Казбега Хугаева - чемпиона мира по вольной борьбе среди глухонемых;
Гочи Хугаева - чемпиона Паралимпийских игр по прыжкам в длину среди спортсменов категорий F37 и F38."

3. Абдурахим из Саситли - КГБ, агенты и «Бустан» - ismail2011, Дагестан: "Да, были у нас 2-3 мечети на 25 сёл района, которые имели разрешения на функционирование. Но, имелись и неразрешенные, подпольные. Вот на них и велась настоящая охота. Их вычисляли, прихожан ставили на особый учет, обвиняя, самую малость, в нарушении общественного порядка."

4. АГИТАТОРЫ - Заур Фарниев, Северная Осетия: "Да. Добрались они и до меня. Лежу себе дома, болею, никого не трогаю. Маска на лице, комп на коленях. И тут – стук в дверь. Две девушки с пачками газет и агитационных буклетов."

5. Общенародный Черкесский Тхьэлъэ1у - Тхьэшхуэгухьэж - a-borokko, КБР: "В черкесском календаре нынешнего года 27 сентября отмечен как всенародный черкесский Тхьэлъэ1у. Этот праздник иначе называют «Тхьэшхуэгухьэж». Буквальный перевод этого слова – «приобщение к богу» или «возврат к богу»."

6. конфуз, да - zakir05, Дагестан: "Пока я пошел за журналами, она уже прошла контроль перед посадкой. Иду на контроль. Кладу сумку на ленту. Прохожу турникет. "Молодой человек! Что у вас тут в сумке? Откройте, пожалуйста", - раздраженно говорит проверяющий. Думаю, черт, что же эта дура везет. Вспоминаю сразу "Бангкок Хилтон". Увы, оказалось все намного комичнее..."

7. Махачкала, август 2012. Урок физкультуры. - gennady-v, Дагестан (ФОТО)

8. "Алые паруса": девушки в ожидании замужества - Наима Нефляшева, Адыгея: "Традиционная культура Северного Кавказа поощряла общение молодежи, ухаживание юношей за девушками. Таким образом тактично и ненавязчиво общественное мнение мотивировало молодых людей на создание семьи."

9. Образовательное - Алина Акоефф, Северная Осетия: "Кто-нибудь знает нормы домашнего задания гимназий для 2 класса? Потому как с 1 сентября открывая книгу я нахожу по 5-7 заданий по каждому предмету. Последней каплей на сегодня стало литературное чтение, которое надо прочесть со стр. 37 по стр. 44 и выполнить задание на стр. с 15 по 18 в тетради."

10. Осень золотая - crystallon, КБР (ФОТО)


 

 

1. Вечная Клара и Дагестан- polina-polinka, Дагестан.

Позапрошлым летом я ездила в селение Чох с Патей Тахнаевой. Три часа от Махачкалы. Дороги сейчас хорошие…
854525

Роскошные виды. Очень живописно вокруг. Сад рядом с домом. Потрясающий воздух. Самобытная архитектура. Старинные дома, улочки. Вкусна вода и еда. Исторические места сражений с Надир-Шахом. Альпийские луга. Ароматы трав. Костер с настоящими можжевеловыми веточками. Не забывается такое никогда)

Но дольше недели тяжело. Без стиральной машинки, туалета и ванны, и воду носить, и посуду мыть в тазике.

Там в селе, Патя привела меня в дом, который в 60-х купила московская художница Клара Власова. Куда приезжала много лет – работать. Куда ездили к ней в гости художники со всей России. Но где последние 16 лет никто не жил.

Дому сильно за сто.

На первом этаже помещения не жилые – раньше там держали животных. На втором видно, что когда-то было хорошо. Из окон прекрасный вид на долину…Только самих окон нет. Нет даже рам. Полы сильно загажены птичьим пометом – хоть лопатами греби и огороды удобряй. Правда, в одной маленькой комнатке с очагом сохранились ставни. Я открываю сундук, нахожу там много детских рисунков – Клара Филипповна учила местных детей рисовать. Еще там было ватное одеяло. Валялся стул. Железная кровать с сеткой. На полке банка из-под монпансье 80 какого-то года выпуска. Собственно и все…
Возвращаюсь домой, и почти сразу раздается звонок Клары Филипповны: я еду в свой дом – в Чох.

 - Нет-нет-нет! – кричу я. Вы там не сможете! Там нет рам!

- Да? – Клара Филиповна немного помолчала… - Тогда я куплю много целлофана…И Ролтон…


 384021_3765257612248_1913252183_n

Я не смогла ее отговорить.

 Я только что жила в селе в современном доме, с крашеными полами, прекрасной застекленной верандой, спала на перине, на чистой постели… И все таки за неделю страшно устала от сельской жизни. Клара Филипповна собиралась там жить все лето, причем все время писать. Везла с собой холсты, подрамники, краски и ждали ее горы помета и дыры вместо окон…И ей не 36,86 лет.

Я много чего могу представить. Добросовестно пытаюсь поставить себя на чье-то место, понять, что человек чувствует…

А на этот раз у меня ничего не получается. Клара Филипповна опровергла мои представления о старости. И о многом вообще…

Когда я думаю, как маленькая старушка лежит там на этой продавленной сетке...Под старым ватным одеялом…

Когда я начинаю ее, старости бояться, то сразу вспоминаю про Власову Клару.

548627_3754308858536_118298872_n

Мы с ней подружились после первого же интервью. Во время которого она умудрилась узнать о моей жизни больше, чем я о ее. Не из вежливости. Ей было интересно! Как я потом поняла, ей интересна сама жизнь и многое в ней. Любопытство - один из стопудовых рецептов вечной молодости.

Клара Филиповна расспрашивала меня про детей, быт, шмыт, деньги, мужчин… И я не знаю как и почему, но в свои сильно за 80 она разговаривает на равных, оперирует как бы современными словами и понятиями. И по мироощущению своему – моложе меня. И хотя моложе меня быть уже не трудно, но ей 86!

Стала приглашать в гости, мы стали иногда захаживать в мастерскую рядом с Белорусским вокзалом. Принесешь коробку конфет, а она ее прям чуть ли не насильно тут же Асе скормит…И еще курицу гриль и печенье курабье. Обязательно.
И еще она взялась учить Асю рисовать. Возьмет фанерную досточку, найдет немного смятую бумагу для акварели, старенький карандаш и вот - минут через 1-15 перед нами картина с перспективой, или натурморт, или портрет.

DSC01259

Перезваниваться стали. Как то естественно, само собой. Когда я долго не звонила сама, Клара Филипповна осторожно звякала и спрашивала все ли у меня в порядке.

И это не были обиженные старушечьи долгие разговоры. Она страшно занята – у нее выставки – по Москве и по России, ученики, новые работы…Просто почему-то она стала беспокоиться за меня. И периодически намекать, что в принципе у нее всегда можно занять денег.

Ростом она сейчас с мою Асю. Ее хочется на руках переносить.

Выросла на Тверской, окончила Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) для особо одаренных детей, а потом Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская С.В. Герасимова). В эвакуацию ездила именно с курсом. Потом много работы, выставок, поездок - тоже рабочих.

В официальной биографии написано: «стала выразителем живой истории Московского Cоюза художников».

И еще, что ее произведения «есть во многих музеях и частных коллекциях нашей страны и за рубежом – в Японии, Германии, Франции, Голландии, Чехии, Словакии, Америке, Венесуэле и других странах».

И еще: «одна из тех, кто сформировал художественную школу нашей страны во второй половине XX века». И «много работала с художниками старшего поколения». Грабарь ее выделял.

И вот, представьте, в расцвете всех своих сил она приезжает на творческую дачу. Встречает там дагестанского художника Омара Ефимова, который сразу делает ей предложение. Ошалев от такого стремительного развития событий, она пытается подойти к вопросу рационально: а что, собственно, ты можешь мне предложить? На что он отвечает, что мол, поехали со мной на родину, увидишь как там красиво! После этой поездки она за него вышла.

Стала писать Дагестан. А потом купила старинный дом в легендарном Чохе. И каждое лето ездила туда работать. Сначала с мужем, потом одна. Подружилась с сельчанами. Несколько раз дом ремонтировала.

Потихоньку состарилась. Отвыкла. И последние 16 лет в Чохе не была.

И так, с грустью замечала, что мол, наверное, уже и не доведется…

И даже о том, что болеет, она говорила, как и о всех своих бедах – между прочим.

«Да я, Полиночка, знаешь – приболела. В больницу говорят, ложись. А так не хочется…»

293072_3754313458651_1078219094_n

Но с болезнями она справилась. И вот этот звонок – «Еду в Чох». И на все мои аргументы про тяжелый быт, Клара Филиповна отвечала – «последний раз в жизни – съезжу…»

«Все будет отлично. Не беспокойся и не приходи на вокзал– Чутуевы меня встретят!»

Как будто главное, чтобы я не беспокоилась.

После прошлогодней поездки в московском Доме национальностей была выставка из старых и новых полотен Власовой. Дагестан на них – бесконечно солнечная страна, населенная красивыми, особенными, мужественными людьми. Любовь к цвету и свету, характерная для московской школы живописи, проявляется тут во всей полноте и яркости. И с каждого ее холста проглядывает редкое умение относиться к людям с добротой и безусловной дружбой, а к жизни – с доверием и благодарностью.

А еще ей вручили документ, подтверждающий присвоение ей звания Заслуженного художника Республики Дагестан. И она этим званием очень гордится.

 И надо же – та поездка оказалась не последней. Это лето Клара Филипповна снова провела в Чохе, в доме с окнами, затянутыми целлофаном.

Смотрю на ее фотографии – в калошах и в том же жилете, что в своей мастерской на ленинградке (и на вручении званий). Но как органично!

 421210_3754314098667_1829258845_n

564099_3754312938638_2101167848_n
И вот, ЗАВТРА там, в ЧОХе состоится открытие ее выставки.

Организовала ее чудесная Зарема Дадаева (о ней задумана иллюстрированная повесть).

Каталог уже готов.

ПОЕЗЖАЙТЕ туда все…Посмотрите на нее.

Это же беспрецедентная штука

Осенние горы, древний Чох, настоящая живопись…

 564701_3765253452144_1058334550_n

229365_3765255892205_1127438667_n

 Все ФОТО Имама Гусейнова

 

 

2. Фамилия Хугаевых чествовала своих сыновей - zarava, Южная Осетия.

Если быть точнее, кваисинцы, а еще вернее, Хугаевы, устроили фамильный пир в честь своих сыновей:
Алана Хугаева - Олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе;
Казбега Хугаева - чемпиона мира по вольной борьбе среди глухонемых;
Гочи Хугаева - чемпиона Паралимпийских игр по прыжкам в длину среди спортсменов категорий F37 и F38.

DSC_9187


DSC_9059

(смотреть дальше в блоге автора)

 

3. Абдурахим из Саситли - КГБ, агенты и «Бустан» - ismail2011, Дагестан.

Вот уже два десятка лет мы живем без советского гимна по утрам и генеральных секретарей, в вечерних теленовостях. Столько лет назад, тоталитарный строй власти коммунистов, который просуществовал на 1/3 части суши земного шара, полных семьдесят лет, и за это время, на этой территории безжалостно уничтожил миллионы людей, канул в лета. 
Виной этих несчастных было только то, что они являлись более образованными и успешными, чем та темная масса большинства, слепо верившая и беспрерывно рукоплескавшая палачам. 
Под их аплодисменты рушились храмы, огню предавались горы религиозной литературы, репрессировались ученых и знатоков наук религии, а сама она была объявлена вне закона, только из-за того, что противоречила идеологии нового строя.
Всей этой несправедливости и преступлениям, есть слишком много свидетельств, что, в их очевидности не могут быть сомнений, и доказательств никаких не требуется. Но, тем не менее, и сегодня находятся люди, которые так не считают и с серьезным видом утверждают, что в Советском Союзе верующих не преследовали и «кто хотел, тот молился». 
Еще юношей, помню, было это в 80х годах. В райцентре Агвали, на берегу Андийского койсу находились большие плоские камни, на которых мусульмане совершали намаз. В один прекрасный день, первый секретарь райкома КПСС, с другими чиновниками, бульдозером прошелся по этим камням и они были опрокинуты в реку. 
Да, были у нас 2-3 мечети на 25 сёл района, которые имели разрешения на функционирование. Но, имелись и неразрешенные, подпольные. Вот на них и велась настоящая охота. Их вычисляли, прихожан ставили на особый учет, обвиняя, самую малость, в нарушении общественного порядка. Еще раз напомню, это не в суровых тридцатых происходило, а буквально вчера, в 80х, и перестройка Горбачева была на носу.
Истинно верующих, все это не могло сломать – оно их только закаляло. Не сдавшись в 30х, они не собирались делать это и сейчас. И в наших краях, религия держалась и поныне держится на таких людей. А те, которые говорят, что не было проблем, сами тогда не верили ни в чёрта, ни в Бога.
А у литературы была своя особая история. И начиналась она с костров большевистской инквизиции, в которых сгорела большая часть книг, чье содержание, так или иначе была связана с религией. А меньшая - была спрятана в тайники, закопана в землю и гнила безвозвратно. 
В связи с этим, на руках у ищущих знания людей, их оставалось очень мало. Нужную книгу не просто было достать, иногда и не возможно было это сделать. И, естественно, в таких условиях они стоили целое состояние. Помню, когда, обучавшему у Абдурахима моему старшему брату понадобились несколько книг, отец отдал за них быка. 
Но этим, проблемы с ними не заканчивались – их обязательно нужно было обновить, потому что, некоторые представляли собой жалкое зрелище. Продырявленные червями, обвалившимися обложками и отсутствующие немало страниц с головы и с конца, их, всё свое свободное время, брат резал, шил и клеил, также, добавляя недостающие страницы, записывал и восстанавливал содержание. А обложки находил в сельской библиотеке, где выбрав подходящего размера книгу, приносил её домой и, освободив от внутренней части, прошивал или приклеивал в ее место другое, для этого приготовленное. По злой иронии, иногда бывало, что использовать приходилось и книги Ленина и других вождей мирового пролетариата. В библиотеке брата и сейчас хранятся эти книги, на обложке которых написано, примерно, «В.И. Ленин. Избранное», а внутри, на арабском - «Шариатское право» или что ни будь в этом роде.
Конечно, этого было бы совсем мало для, все больше и больше растущего интереса людей к религии и к знаниям, если бы не другие источники пополнения этой среды, религиозными книгами. 
Еще в 70х годах было положено начало, и все остальные годы просуществовал подпольный рынок религиозной литературы, где имелись даже свои типографии. Абдурахим, как он рассказывает, принимал в этом активное участие, за что ему один раз пришлось и в тюрьме сидеть.

Абдурахим:

- Книги делались, копируя старых, с помощью ксероксов. Начали это дело, во второй половине 70х, в Ингушетии. Так я говорю, потому что, люди, которые привозили их в Хасавюрт, были основном оттуда. В самом производстве я не участвовал, был только распространителем, от чего, естественно, имел небольшой доход. Но делали мы это с большими предосторожностями, иначе было нельзя. Власти могли сурово наказать за подобные дела. А один раз, было, чуть не попался с книгами «Бустан» и джузами Корана. Милиции донесли о моей деятельности, и они немедля нагрянули на обыск. Мир не без добрых людей, - я был заранее предупреждён нашим участковым, и, естественно, его коллеги не смогли найти у меня ничего запрещенного. 
Но это дело имело продолжение. Так как руки у КГБ всегда имелись длиннее, чем у милиции, там, на счет моих дел, видимо, не имели сомнения.
И ко мне пришла повестка. Вызывали меня в военкомат. Я поехал в райцентр Агвали, где, в указанный в повестке час зашел в контру вызвавшего меня органа. Там мне сказали, что человек, который хочет увидеть меня, будет в 12 часов и мне ничего не оставалось, кроме как ждать его.
Выйдя оттуда, на улицу, я встретил, знавшего меня не плохо, человека, хорошего мусульманина. Когда я рассказал ему о цели моего нахождения там, он предупредил, сказав, что вполне возможно это не военкомат мной интересуется, а КГБ. «Они так делают, чтоб без проблем получить нужного им человека» - объяснил он мне свои подозрения. Это открытие меня не мог обрадовать. Я был подавлен и озадачен, но, благодаря этому предупреждению, мне представилась возможность подумать, благо для этого и времени было достаточно. Поэтому, до назначенной мне встречи, я смог все взвесить и готовить ответы, на возможные варианты вопросов. Таким образом, я был хоть как-то вооружен и никто меня не смог бы взять, как говорится, тёпленьким. 
Мой знакомый оказался прав. На встречу со мной пришел сам начальник районного отдела КГБ, Муртуз. Начал он очень мягко, говорил, что тоже верующий, и мать его является мюридом Хосена из Саситли. Похвалил за мои дела ради религии, призвав при этом любить и родину, которой могут повредить всякие деструктивные элементы. Добавил так же, что каждый гражданин, в том числе и я, обязан бороться с этим и делать всё от него зависящее, для пресечения деятельности подобных людей. 
Про мою торговлю книгами, они знают, сказал он. Но дал понять, что трогать этот вопрос он не намерен и оно останется тайной между нами.
Таким образом, этот начальник призвал меня сотрудничать с ним и при расставании объяснил, куда для следующей встречи я должен прийти. Он даже не спросил моего согласия, и я не знаю, что бы я ему ответил. На этом мы с ним расстались, и я чувствовал себя загруженным, чем-то чрезвычайно тяжелым.
Не в силах вынести этого в одиночку, я решил увидеться с людьми, которым верил, и посоветоваться с ними. Для этого я поднялся в Хуштада, к Мухамадсаиду, а после поехал в Ботлих, к Мухамадхабибу. Там же я увиделся и с Ахмадудином. К удивлению для себя, всех их я нашел, уже испытавшими на себя КГБешные тиски... 
Итогом этих встреч было мое решение, не игнорировать, когда Муртуз пожелает увидеться со мной, и вряд ли это тогда у меня или у кого-то другого, получилось бы. Так же я намеревался, как бы согласиться на сотрудничество с ним, делая при этом вид, что искренне этого желаю. Но на самом деле, людям и делу, которым я был занят, от этого должна была быть только польза. 
С позиции наших сегодняшних понятий, некоторые направления деятельности тогдашних спецслужб, выглядят очень смешными. Казалось, что основной их работой является наблюдение за настроениями граждан и собирание всяких сплетен. 
Для полноты картины, думаю, стоить привести некоторые примеры.
«Есть данные, что Магомед из Митрада слушает радио «Голос Америки» и услышанное рассказывает своим друзьям в годекане».
«У Ахмеда с Гако проводился мовлид и там предводительствовал Абдурашид».
«Председатель колхоза «Красный Партизан» сделал своему сыну обрезание».
«В сел. Инхо, под видом цеха по вязанию веников, действует мечеть, куда по пятницам собираются некоторые граждане».
«Что говорят люди в годекане? Высказываются ли школьные учителя не в угоду власти?» 
Вот основная перечень вопросов и задач, которых я, как «молодой агент», проходящий испытание, должен был разобрать. 
Два года продолжилось это испытание, превращенное мною в игру. Дальше Муртуз просто перестал со мной связаться, видимо из-за того, что он понял – агент с меня выйдет никудышный.
Хотя состязания местных чекистов со мной разрешились, так неожиданно для меня и мирно, КГБ Республики Азербайджан, куда я с несколькими помощниками в 1984 году ездил, забирать с подпольной типографии, заказанные мною ранее религиозные книги, играть в кошки мышки со мной не намеревались. Они взяли нас, как принято говорить в подобных случаях, с поличным и с эскортом препроводили в Бакинскую тюрьму.
Еще два года назад, правоохранительными органами этой республики, были задержаны три человека, которые, как и я, занимались книгами. Они видимо были мелкими сошками в этой «мафии», поэтому были оставлены на свободе… 
И результат этого решения не дал себя долго ждать. С моим арестом, они вышли на очень крупного дельца теневого бизнеса, за которым, много лет, безрезультатно охотились.
Полгода продолжилось следствие по этому делу, фигурантами которого были 14 человек, из пяти республик СССР. Из-за того, что, процесс получился очень громким, рассчитывать на снисхождения со стороны государства не приходилось. То, чем мы занимались, то есть, распространение религиозной литературы, в тех реалиях, считалось серьезным преступлением и в связи с этим, следствие контролировалось аж с Москвы.
После суда, который продолжился две недели, 12 человек нашей группы получили различные сроки тюрьмы, а двоих, из-за престарелого возраста и болезни, оставили на свободе.
Мне тогда дали три года.
Первые шесть месяцев этого срока я провел в Бакинской тюрьме КГБ. Хотя она находится в центре этого города, кроме ее персонала и людей, сидевших там, мало кто из бакинцев мог наверняка знать, предназначение этого здания. По сравнению с другими тюрьмами, в которых мне приходилось после сидеть, ее, наверное, можно назвать курортом. Следователи не позволяли себе ни одного грубого слова в адрес арестантов. В больших и чистых камерах сидели только по 2-3 человека. Питание, медицина и всё остальное, что положено арестованным, было организовано строго по инструкции. Единственное, что было тяжело – это, когда оставался один, чего со мной случалось довольно часто. Заключенные, которые иногда и заселялись в мою камеру, долго там не задерживались. И после наступала такая тишина, что нельзя было целыми сутками услышать ничего, кроме слабого звука шагов часового, без конца шагающего, по красному ковру в длинном коридоре. 
Люди, которые сегодня говорят, что в Советском Союзе религия не была запрещена, глубоко ошибаются или они хотят скрыть правду. Если не запретом, а как же тогда назвать то, что, за чтение или хранение религиозной литературы, не говоря о её распространение, людей сажали в тюрьмы, и то, что они могли молиться, скрываясь в подвалах?

 

4. АГИТАТОРЫ - Заур Фарниев, Северная Осетия.

Да. Добрались они и до меня. Лежу себе дома, болею, никого не трогаю. Маска на лице, комп на коленях. И тут – стук в дверь. Две девушки с пачками газет и агитационных буклетов. “Здравствуйте”, говорят они. И протягивают газету и буклет. Газета оказалась “Пульсом Осетии”, а буклет – в поддержку Сослана Багаева, который, оказывается, баллотируется в нашем округе. “Голосуйте за Патриотов России”, продолжают они. “У них лидер Арсен Фадзаев”. Я начал спорить, так как знаю, что Арсен Фадзаев ни разу не лидер местных “патриотов”. Девушки, говорю, вообще-то лидер “Патриотов России” – Виталий Чельдиев. Да вы что, чуть не кричат они, Фадзаев их лидер! Тут мне стало интересно. Девушки, говорю, Арсен Фадзаев просто первый в списке, но не лидер, могу, говорю, поспорить. Лидер, лидер, отвечают они и еще смеются надо мной.

Делаю последнюю попытку. Я, говорю, слишком хорошо весь этот расклад знаю, меня даже некоторые называют его врагом, статьи, говорю, про него писал. Девушки немного напряглись. А мы вашу квартиру у себя отметим, крикнули они и пошли к соседям. Когда пришла жена с ребенком, выяснилось, что у подъезда они живо интересовались у соседок, кто этот человек в маске к ним выходил. На вопросы, зачем им это, ответили, что “он не любит дигорцев”. Теперь я еще и шовинист.

Ну да ладно, захожу домой, раскрываю газету. Обычные агитационные материалы, ничего особенного: встретился, провел, пообещал. Нормально, в общем. Но заметил, что и в “Пульсе Осетии” Арсена Фадзаева называют лидером “Патриотов России”. Странно. Может, я, действительно, что-то пропустил?

И тут на последней странице обнаруживаю вот ЭТО

От любой выборной кампании глупо ожидать чего-то позитивного, знаю. Но написанное господином Сафроновым, мягко говоря, подло. И весьма гадостно. Можете со мной не соглашаться, но это мое мнение.

При этом, я уверен, что такое обращение – не инициатива самого Сослана Багаева, к которому с уважением относится вся Осетия. Ну не мог он так. Не мог.

 

5. Общенародный Черкесский Тхьэлъэ1у - Тхьэшхуэгухьэж - a-borokko, КБР.

В черкесском календаре нынешнего года 27 сентября отмечен как всенародный черкесский Тхьэлъэ1у. Этот праздник иначе называют «Тхьэшхуэгухьэж». Буквальный перевод этого слова – «приобщение к богу» или «возврат к богу». Практически во всех религиях мира есть мистический стержень приобщения или приближения к Богу. Само слово «религия» в переводе с латинского означает «приближение к Богу».

Подобное приближение (или приобщение) к Богу у черкесов испокон веков является традиционным, и ежегодно проводится большой молебен (Тхьэлъэ1у) великому и единому богу Тхьэшхуэ.

Выбор даты тоже не случаен. Данный праздник проводится в первый четверг после осеннего равноденствия. В этом году он попадает на 27 сентября.

Весной начинается сезон полевых работ, когда люди работают на полях, в садах, на пастбищах, и это продолжается вплоть до окончания сезона, т.е. до осени. В это время люди работают не покладая рук, и в этой суматохе они могут уделять не достаточно внимания божеству. Осенью же, после того как весь урожай будет собран, корм для скота и птицы будет заготовлен, люди воздают хвалу Всевышнему, который послал все эти блага.

Тхьэшхуэгухьэж – это массовое мероприятие, на которое съезжаются целыми селами, а если несколько сел находятся по близости друг от друга, то эти села объединяются и проводят общий Тхьэлъэ1у. Как правило, съестное приносится уже готовым, а скот пригоняется и на месте проведения праздника совершается жертвоприношение.

В качестве места проведения выбирается большое поле, где могут собраться большое количество людей. По преданиям «В Кабарде божественный танец (Тхьэудж) Великому Тха устраивался на длинном холме – на гребне, который расположен на берегу Махогерсыхе, горы, обращенной к солнцу. Каждый год у этого холма собирались со всех селений Кабарды, постепенно стекался народ. Тут же закалывали быков, баранов, для того пригнанных сюда. «В жертву Тха», - говорили при этом».

На праздник приносят много хмельного. Едят, пью, танцуют.

Именно во время празднования «приобщения к Богу» выбирается самая достойная девушка. Это происходит следующим образом. Самый старший из джегуако арестовывает девушку, которая показала себя самой скромной, воспитанной, которая завоевала большую симпатию. Мужчины должны ее выкупить, предложив коня, или ценности иного рода. После выкупа она объявляется «княжной» на следующий год, получает подарки от самых состоятельных участников праздника.

Скачек на длинные дистанции на этом празднике не делают, но если позволяют современные условия, можно проводить джигитовку. Так же, на этом празднике, который собирает различные съестные яства со всех семей, а может даже сел, определяют самых искусных кухарок. Таковыми признаются те, чьи угощения будут съедены быстрее.

Заканчивается праздник традиционным круговым танцем «Тхьэшхуэ Удж». Центральный круг составляют все джегуако с музыкантами и детьми.

Данный праздник отличается особой торжественностью, вызванной приобщением к Тхьэшхуэ. Исключаются всякие ссоры, жадность, скука. Всех объединяет общая радость и одухотворенность.

Поздравляю всех черкесов с всенародным праздником, ет1энэгъэ п1алъэ Тхьэм узыншэу дынигъэс.

 

6. конфуз, да - zakir05, Дагестан.

Возвращался я недавно из Москвы самолетом. Сумка с собой была небольшая, но все же доставляла некоторые неудобства и решил сдать ее в багаж. Оформляю билет. Слышу за спиной знакомый протяжный писклявый голос. "Зааааак! Заааак! Привет!" - кричит. Оглянулся, а там с баулами стоит знакомка одна. Перекинулись парой фраз. Просит она, чтобы я взял в ручную кладь ее сумку. Эх... Беру. Еще ее чемодан на меня оформляем, чтобы за багаж не переплачивала она.

Пока я пошел за журналами, она уже прошла контроль перед посадкой. Иду на контроль. Кладу сумку на ленту. Прохожу турникет. "Молодой человек! Что у вас тут в сумке? Откройте, пожалуйста", - раздраженно говорит проверяющий. Думаю, черт, что же эта дура везет. Вспоминаю сразу "Бангкок Хилтон". Увы, оказалось все намного комичнее...

Открывают сумку проверяющие - мужчина и женщина. Вытаскивают из нее на стол: две резиновые задницы с вагиной, пачки с изображениями пикантными, несколько фаллоимитаторов, дофига презервативов (с шипами, усиками, пупырчатые), наручники розовые плюшевые и т.п. Главное, думаю, сохранять невозмутимость. Из очереди задней слышны смешки, сами проверяющие демонстративно, издевательским тоном нарочно громко читают упаковки. "Как вы это объясните?" - с кривой ухмылкой спрашивает проверяющая. "Везу подарки друзьям в Дагестан, в аул родной", - говорю со злостью. Сзади хохот. "Приятного им отдыха", - многозначительно говорит эта дамочка и складывает все в сумку. Помогаю ей. Иду в зал. Весь красный.

Обнаруживаю ту знакомую. Она по моему лицу уже все определила и давай, дура, ржать. И я засмеялся. Забыл же, что у нее бизнес свой. Реализует она все это через соц.сети, через подружек. "Скоро машину куплю", - хвастается. В качестве моральной компенсации дарит презервативы. Так что ежели кому нужны с пупырчатые кондомы, то пишите. А то они зазря лежат (ибо секса в Дагестане нет, ага).

 

7. Махачкала, август 2012. Урок физкультуры. - gennady-v, Дагестан (ФОТО)

000038=-=-

 

8. "Алые паруса": девушки в ожидании замужества - Наима Нефляшева, Адыгея.

В следующих постах – о том, какие качества ценились у девушек, имевших репутацию достойных невест; о люлечном обручении и женитьбах на троюродных сестрах; о девичьих стратегиях и хитростях в поисках женихов…

Традиционная культура Северного Кавказа поощряла общение молодежи, ухаживание юношей за девушками. Таким образом тактично и ненавязчиво общественное мнение мотивировало молодых людей на создание семьи. Ухаживания не осуждались, но должны были осуществляться по предписанному культурой сценарию – с соблюдением приличий, правил, норм и дистанций.  Некоторые ученые объясняют ранний брачный возраст на Кавказе тем, что таким образом общество не давало «романам» зайти слишком далеко.

У чеченцев и ингушей, например,  была обязательна родовая экзогамия (брак с представительницами своего рода строго запрещен)  с отцовской и материнской сторон.

Достоинства девушки не в последнюю очередь определялись ее внешностью. Эталон красоты был разным у разных народов, хотя общего было много. Высокий рост, белое лицо, черные волосы, черные, «сверкающие, как молния», глаза, спокойная мерная походка, «язык ласточки» ценились на всей протяженности Кавказа. Интересно, что у хевсур ценились светлые волосы, и девушки старательно поддерживали природный светлый цвет народными средствами.

Кавказские девушки были внимательны, делая свой выбор... Черкесская девушка. Иллюстрация Эдмунда Спенсера. 1834 год.

Некрасивой, неженственной  считалась девушка с сильно развитым волосяным покровом на теле.  Большое значение придавалось здоровью девушки – свахи старались рассмотреть даже ее зубы, оценить ее зрение. В бедных семьях ценились работящие невесты, не гнушающиеся никакой работы. «Резвая», «бегающая подобно дикой курочке» невеста была нарасхват.

В мужчине же девушки ценили отнюдь не внешние данные. Шрамы на лице и теле считались знаками мужественности, свидетельствами отваги и храбрости.

Адиль –гирей Кешев, черкесский журналист, писатель и публицист 19 века, писал:

«Сердце черкешенки принадлежало не тому, кто соединял в себе больше умственных и нравственных достоинств, даже не тому, кто обладал прекрасной наружностью… но лишь тому, кто соответствовал всем требованиям идеала наездника. Есть одна песня, в которой красавица, решившись дорого продать свою руку, выбирает себе жениха между известнейшими наездниками черкесской земли. Она перечисляет по порядку их имена, подвергает при этом строгому разбору главнейшие подвиги каждого из них и. не находя между ними ни одного подходящего под созданный идеал, произносит обет – остаться навсегда в родительском доме, но не связывать своей судьбы  с подобными мужчинами».

Большое внимание девушки уделяли гаданиям о судьбе, о ряженом, о замужестве.

Лачки гадали в канун первого дня весны, осетинки – в Новый год и на так называемом «сидении девушек ради матери Марии», которое проводилось в течение осени в доме какой-нибудь старухи.

На Северном Кавказе было принято  люлечное обручение – родители могли поженить своих детей, находящихся еще в колыбели.  В Дагестане, Азербайджане, Аджарии допускались эндогамные ортокузенные браки, т.е. браки  между родственниками во 2-3 поколении. Тогда как у черкесов строго следили за тем, чтобы между женихом и невестой не было никакого родства до 7 поколений.

Но и сами кавказские девушки, судя по всему, проявляли активность в поисках достойного жениха, подключали родственников и старейшин…О прозрачных и непрозрачных девичьих намеках, о символическом завоевании мужчины женщиной, о том, почему имам Шамиль беспокоился о росте числа незамужних женщин – читайте дальше…

 

9. Образовательное - Алина Акоефф, Северная Осетия.

Слушайте, вопрос у меня имеется.
Кто-нибудь знает нормы домашнего задания гимназий для 2 класса?
Потому как с 1 сентября открывая книгу я нахожу по 5-7 заданий по каждому предмету. Последней каплей на сегодня стало литературное чтение, которое надо прочесть со стр. 37 по стр. 44 и выполнить задание на стр. с 15 по 18 в тетради. При том, что ребенок пришел домой в 15:30, уйдя в 8 утра. Вырубился после обеда на час, а потом сделал 8 заданий по математике, и 1 задание по русскому языку. А впереди еще окружающий мир на пару страниц по 3 задания на каждой?
Скажите, други, нормы есть? Я ж понимаю, что у меня не вундеркинд какой, а девочка - трепетная лань, что при виде уроков впадает в истерику и смеется последний месяц только тогда, когда с братом играет. И может мы просто не тянем эту гимназию? И дорожка нам в среднестатистическую школу, да без особых знаний, но без истерик и слез?  С репетиторами и спокойным индивидуальным подходом?

Или учитель, который заявляет, что либо пять в дневник, либо два на лоб черным маркером. Это как?
И я даже не ропщу, и не переживаю, что не справляется, лучше просто это понять и уйти в другую школу. Ну или терпеть дальше, авось привыкнет. В 1 классе же как-то учились, и даже были в тройке лучших в классе.

И еще вот вопрос учителям англицкого языка, когда дитятко учится в гимназии с английским уклоном по программе Верещагина-Притыкина и с 1 сентября при 3 уроках в неделю они прошли 10 букв (B,D,P,S,C,T,F,L,M,N), и им поначалу задавали письменные задания, но не проверяли (зачем тогда задавать?), а теперь все домашнее задание сводится к прослушиванию диска с лингофонной программой по 1 заданию, которое надо выучить. Это нормально? Или все же не очень? Мне знать нужно, я -то забыла уже все, может методика какая новая? 

Или вот осетинский язык, который мой ребенок ко второму году обучения даже не понимает? Нет, она конечно, может прочесть что-то, но что она прочла она не понимает. И да, мы выполняем домашние задания, и даже стараемся, но как говорится "не идет". И при том подходе, что я наблюдаю, не пойдет никогда.

И да, мы записались к школьному психологу, который на первом занятии сказал, что девочка коммуникабельная, хорошая и все нормально. И да, с рассеянностью нашей, и ступором во время стресса попробуем справится. Но сами понимаете, психолог 1, а детей у него 500. 

UPD Это я душу отвожу, ну могу хоть где-то пожалиться.

 

10. Осень золотая - crystallon, КБР (ФОТО)



 


 

ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь


КОММЕНТАРИИ
avatar
23:01, 18 июля 2018
hmaeak
"Рамзан Кадыров и поэзия"