RSSАрмянские хроники (зав. блогом Kornelij)

Интервью директора Института Геноцида

16:54, 09 октября 2009

Много всякого инетересного:


Интервью с политологом, директором Музея-Института Геноцида армян, кандидатом исторических наук Гайком Демояном о последних развитиях в карабахском урегулировании и перспективах новой эскалации напряжения в закавказском регионе.

ИА REGNUM: Часто приходится слышать и читать, что Азербайджан достиг больших успехов в области экономики, а вот Армения страдает от серьезных последствий кризиса. Так ли это?

На фоне ура-патриотической риторики, о тяжелой социально-экономической ситуации в Азербайджане, в особенности в регионах, естественно, умалчивается. Между тем в регионах Азербайджана сложилась катастрофическое положение - начиная с обеспечения социально-бытовых нужд населения до соблюдения элементарных прав человека. В стране практически отсутствует сельскохозяйственная отрасль, загнанная в угол нефтегазодобывающей сферой. Месяцами, а то и годами многие населенные пункты лишены газоснабжения и электричества, впрочем, подобная ситуация, если верить азербайджанским СМИ, не редкость и в некоторых районах Баку. Колоссальная зависимость азербайджанской экономики от нефтедобычи делает страну не только уязвимой в случае начала военных действий, но и лишает перспективы создания в будущем реальных условий для равномерного развития других отраслей. А это уже говорит о существовании опасной безальтернативности в сфере экономики, причем последствия такой политики проявятся в ближайшее время.

Радужно описывая процветание собственной страны, азербайджанские журналисты просто игнорируют сообщения местных СМИ о практически ежедневных случаях самоубийства среди азербайджанского населения. Чтобы проследить их количество, достаточно набрать в качестве ключевого слово "самоубийство" в поисковой системе азербайджанских новостных порталов и социально-экономическая и психологическая ситуация в Азербайджане четко проявится на этом конкретном примере. Но эти факты явно не учитываются при представлении мнимого прогресса страны.

ИА REGNUM: Позволяет ли, на ваш взгляд, нынешняя внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Азербайджане развязать долгосрочную войну против Нагорного Карабаха и Армении?

Если ставить диагноз сегодняшнему Азербайджану с использованием медицинской терминологии, ситуацию можно назвать атеросклерозом всей политической системы. А это чревато, как известно, неминуемым инфарктом и серьезными, если не сказать катастрофическими последствиями для будущего Азербайджана. Но трагедия не только в политической системе страны, но и в ценностных ориентациях и политике в области памяти и увековечения образа "общенационального вождя", искусственным образом навязываемого населению сверху. Как известно, здесь Азербайджан уже вышел на первое место в СНГ в плане культа личности в лице Гейдара Алиева, поскольку в Туркменистане уже происходят серьезные ревизии наследия Туркменбаши. В ситуации нынешней политической безальтернативности ревизия наследия Алиевых в будущем будет иметь катастрофические последствия, поскольку, как известно, такие процессы сопутствуют или революциям, или же процессам коллапса государств. Если даже этого не произойдет, все равно остается лишь посочувствовать народу Азербайджана за отнюдь не светлое будущее в условиях диктатуры одной семьи.

Приход к власти другой силы с иными ценностными ориентирами легко может свести на нет заложенную традицию, ибо мифологизация Алиевых является не константной ценностной системой, а навязанной и на данный момент безальтернативной, следовательно, опасной.

Безальтернативность политического режима Алиевых, как доминирующего клана, являет собой колоссальную угрозу будущему Азербайджана. Присвоение права пожизненного руководителя Азербайджана - симптом надвигающихся деструктивных процессов, началом которых вполне может стать нынешнее форсирование карабахского процесса. А именно: потеря Карабаха, как единственного цементирующего фактора в определяющей азербайджанскую национальную идентичность ценностной системе на сегодняшний день, не оставляет существующему режиму иного выбора, кроме войны или мира. Очевидно, однако, что ни первое, не второе не является альтернативой для Азербайджана.

Если попытаться найти аналогии политической системе сегодняшнего Азербайджана, то можно со всей определенностю сказать, что это нечто среднее между северо-корейской моделью и иракским режимом периода Саддама Хусейна.

ИА REGNUM: Все чаще раздаются голоса и слухи о возможном возобновлении войны в Карабахе. Насколько реальны такие разговоры?

Нынешняя ситуация до боли напоминает случай во всемирной истории, имевший место сразу после окончания франко-прусской войны. Тогда, в 1873 г., немецкая пресса вовсю муссировала тему возможности новой войны, что вызвало в Париже панику. Можно лишь догадываться об истоках и стратегической цели этой кампании, но позволю себе несколько соображений относительно выбора войны и мира для Азербайджана.

То, что эта страна интенсивно вооружается и получает соответствующую военную консультацию и помощь со стороны Турции, Пакистана и других государств, вовсе не секрет. Но существует конкретный определяющий фактор для начала широкомасштабных боевых действий, наличие или осознание которого может стать гарантией военного успеха. Речь - о психологическом превосходстве, являющемся существенным фактором для начала и успешного окончания военных действий на карабахском фронте.

В этом смысле момент психологического превосходства Азербайджана над Арменией и НКР явно не настал и вряд ли настанет в ближайшие 10-15 лет. Так что любые попытки эскалации напряжения на линии соприкосновения обернутся для Азербайджана военной катастрофой.

ИА REGNUM: В регионе постоянно создаются различные мифы об исторических и даже о совсем недавних событиях. Где протекает основная линия разлома в современной историографии Армении и Азербайджана?

Любой этнопсихолог назовет таковым массовый психоз и создание образа врага, что последовательно делается в Азербайджане на государственном уровне. Азербайджанские журналисты неустанно ищут повод для сравнения успехов азербайджанских спортсменов, музыкантов, ученых и т. д с армянскими. Даже количество проданных в кинотеатрах Баку билетов становится поводом для заявлений о "превосходстве" Азербайджана над Арменией.

Ясно, что определенные силы старательно натаскивают азербайджанских военных и журналистов для ведения психологической и информационно-пропагандистской работы против Армении. Однако пока все это не очень-то хорошо и получается.

Спускаемые сверху директивы о "правильном" изложении азербайджанской истории, культивирование, по образцу Туркменбаши, наследия и деятельности Гейдара Алиева, сотни музеев и памятных мест "общенационального лидера", бесчисленные бюсты и памятники - все это не только говорит о восточно-деспотическом характере политической и ценностной системы Азербайджана, но и наводит на размышления о будущем страны. Культурологи и специалисты в области этнопсихологии легко смогут вычислить последствия столь опасной политики в области народной и государственно-навязанной памяти, где нестыковки приводят к катастрофическим последствиям. За примерами далеко ходить не надо: процесс распада СССР и идущие попытки ревизии наследия Кемаля Ататюрка в Турции наглядно показывают это.

Исходя из создавшейся ситуации, группа армянских историков уже приступила к подготовке изданий типа школьных учебников для молодого поколения азербайджанцев. Для армянской стороны это важно и с точки зрения неповторения ситуации с вопросом Геноцида армян и его представления турецкой аудитории. Новое поколение азербайджанцев должно знать тщательно скрываемые страницы собственной истории, какими бы горькими они ни были. Именно это может стать залогом существования их страны, как части общей южнокавказской семьи.

Объективное изложение истории Азербайджана необходимо в первую очередь самим азербайджанцам. Ведь слепое копирование турецкой модели во всех сферах общественной жизнедеятельности и, в частности, в написании собственной истории чревато тем же, с чем в наши дни сталкиваются тысячи молодых турок, для которых школьное и вузовская истории подвергаются серьезному переосмыслению и пересмотру, и новое поколение уже на примере темы Геноцида армян и ее тесной привязки к провозглашению республики понимают всю опасность и последствия наложения табу на целый пласт аспектов исторического прошлого.

ИА REGNUM: Означает ли это, что именно в сфере национальной памяти и политического устройства заложена угроза процессов дестабилизации в Азербайджана?

Об истории и историграфии в сегодняшнем Азербайджане можно говорить долго, но позволю себе лишь несколько штрихов. Вообще создание такого государства, как Азербайджан, само по себе феномен во всемирной истории. Дело в том, что территория нынешнего Азербайджана никогда не называлось Азербайджаном, а народ под таким названием или этноним "азербайджанец" можно лишь встретить в советской литературе начала 1930-х, как итог советской политики коренизации тюркоязычного населения юго-восточного Закавказья.

Создание государства Азербайджан - результат геополитических маневров турок в период Первой мировой войны, впоследствии перенятых большевиками. В конце 1918г. турецкие военные спецслужбы, дабы ослабить Грузию и Армению, и создать будущие предпосылки для территориальных претензий к Ирану, создали марионеточные государства: собственно Азербайджан, а также так называемые "Демократическую республику северо-западного Кавказа" с центром в Карсе и "Аракскую республику" с центром в Нахиджеване. Все эти три "государственных образования" держались на турецких штыках. После соглашения между большевиками и кемалистами, часть территории этих "государств" перешла под контроль кемалистов, а именно бывшая Карсская область Российской империи, Азербайджан был советизирован, но получил в качестве компенсации Нахиджеван и Карабах. Для первого был определен особый статус по Карсскому договору - под протекторатом Азербайджана. Это были последные штрихи к большевистско-кемалистскому сговору на Кавказе.

Аналогом ситуации с Азербайджаном может служить спор между Грецией и Македонией. Афины обвиняют своих северного соседа в узурпации названия северной провинции Греции точно так же, как Иран протестовал в 1918г. против использования названия северной провинции Ирана Азербайджан для территорий севернее реки Аракс. Вообще я думаю, что случай с Македонией и Азербайджаном достоин сравнительного изучения.

ИА REGNUM: Каким образом улучшение армяно-турецких отношений может повлиять на карабахское урегулирование или же на армяно-азербайджанские отношения в целом?

Подписание любого армяно-турецкого документа о границах чревато актуализацией вопроса о статусе Нахиджевана. Слишком уж уязвимы с точки зрения легитимности и международного права пункты Карсского договора, по определению, уже нарушенные со стороны Турции и Азербайджана именно в вопросе Нахиджевана. Это понимают в Баку и Анкаре и здесь заложены основные опасения турецкой стороны, которая, как известно, очень бы хотела, чтобы в Армении думали только о Карсском договоре. Вопрос о статусе Нахиджевана, грубо нарушеный договором между Азербайджаном и Турцией, как и Конституцией Азербайджана, нуждается в серьезной экспертной оценке со стороны международных правовых инстанций.

ИА REGNUM: Ваше восприятие Мадридских принципов - насколько реально их воплошение в жизнь? Нет ли у вас впечатления, что стороны лишь имитируют процесс урегулирования, а сопредседатели заняты положительной информационной поддержкой этого процесса?

Возможно, Ильхам Алиев слишком переоценивает свои возможности подавления народного волнения в случае урегулирования конфликта в соответствии в принципами Мадридских соглашений и навязывания азербайджанскому народу неприемлемого для него варианта решения конфликта. Это еще одно свидетельство угроз, таящихся в безальтернативности - на этот раз на примере подходов существующего политического режима к решению карабахского конфликта.

Теоретически Мадридские принципы можно расшифровать следующим образом: это больше, чем армянская сторона требовала начиная с 1988г., и меньше, чем Сталин подарил Азербайджану в 1921 году. В итоге Ильхам Алиев стоит перед труднейшей задачей: каким образом доказать, что Азербайджан получил то, что хотел, и какими способами подавлять народные волнения в случае подписания кокого-либо соглашения на базе Мадридских принципов, которые, если вчитаться повнимательнее, все-таки дают армянской стороне нечто существенное. И это явно нервирует азербайджанскую сторону, которая требует все и сразу, чего, как известно, не бывает. В этой ситуации бакинским властям можно посоветовать разве что усиленно думать - каким образом объяснить собственному населению, в чем заключается победа и в чем - поражение Азербайджана в карабахском вопросе.

ИА REGNUM: Стороны сегодня вовлечены в интенсивное информационно-пропагандистское противостояние. Есть ли основания для утверждений о том, что одна из сторон в ней проигрывает?

Некоторые приемы ведения информационной войны с азербайджанской стороны могут стать хрестоматийными в плане своей бездарности. Судите сами: новостной портал day.az ежедневно дезинформирует азербайджанское общество сообщениями типа "Армянские вооруженные формирования нарушили перемирие в нескольких направлениях". Однако внимательный читатель не может не заметить, что это сообщение в обязательном порядке появляется в новостной ленте в будние дни и почему-то отсутствует по воскресениям. Получается, что армянские солдаты нарушают режим перемирия в будние дни, а по воскресениям отдыхают вместе с персоналом day.az или же ведут себя мирно. Нетрудно догадаться, что дежурному по новостям в выходной день просто-напросто забывают указать, чтобы он поставил на сайт готовое пропагандистское клише. Что, собственно, и доказывает всю несерьезность не только этих сообщений, но и азербайджанской государственной политики в области информации и дезинформации.

Сегодня пропагандистская литература печатается уже не только фондом им. Гейдара Алиева, ни и в московских типографиях. Прилавки центральных книжных магазинов российской столицы буквально завалены литературой не только антиармянского, но и антинаучного характера, при том, что часть из них носит также явный антирусский характер.

По-человечески азербайджанских журналистов и политологов можно понять. Ведь оказаться в роли побежденной стороны психологически очень сложно. Но порой риторика официальных заявлений и журналистский сленг переходят все разумные границы этики и морали. Тогда уже единственно уместное в этой ситуации чувство - жалость. Ведь в условиях безысходности и отсутствия поводов для национальной самореабилитации в ближайшей перспективе в качестве средства психологического удовлетворения могут рассматриваться разве что только антиармянизм и риторика ненависти.

Руководство Азербайджана целенаправленно насадило семена ксенофобии, создав, тем самым, некий образ национальной ущербности, что проявляется в ежедневных публикациях азербайджанских СМИ. Последний пример "охоты на ведьм" - идентификация и вызов в МНБ голосовавших за армянских исполнителей на "Евровидении" молодых азербайджанцев - лишний раз подтверждает перечисленные постулаты.

ИА REGNUM: Есть ли вероятность того, что в ближайшее время в Азербайджане произойдут резкие перемены и к власти придет совершенно новая элита с иными внешне- и внутриполитическиеми ориентирами?
 


Я склонен считать, что в ближайшие 5-10 лет этого не произойдет, поскольку на политическом поле Азербайджана нет конкурирующего клана и силы в виде политической партии. В этом отношении ситуация близка к безнадежной. Вместе с тем очевидны симптомы зарождения нового центра силы в лице генералитета и высших чинов азербайджанской армии в будущей внутриполитическей расстановке в Азербайджане. Выученные и вымуштрованные по образу и подобию турецкой военной структуры, они в обозримом будущем будут готовы взять в свои руки власть путем устранения гражданской власти. Но это вопрос будущего. А пока наиболее удобным поводом для конкретной деятельности внешне лояльного генералитета представляется развязывание военных действий в Карабахе, что позволит им действовать, так сказать, в свободном режиме. Тут нельзя не учитывать и примеры..