RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Детские игры во взрослых

23:02, 28 октября 2011

«Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь. Ребенок – не задаток человека, а настоящий человек, хотя и в другом измерении», - писал известный польский писатель и педагог Януш Корчак.

Корчак много писал о культуре детства (одна из его знаменитых книг «Как любить ребенка»), обустраивал детские дома, помогал сиротам и в период Холокоста принял смерть вместе со своими воспитанниками в газовой камере.  

В своих прежних постах я уже писала о воспитании детей на Кавказе, о традиции аталычества, но как-то упустила важный сюжет о детских играх на Северном Кавказе.  

О том, во что играли дети раньше, в традиционном обществе, во что – при советском тоталитаризме и во что играют теперь, и как сегодня современные игры помогают (или мешают?) детям адаптироваться к будущей жизни и влияют на их  характер.

На Северном Кавказе на фоне общей численности населения вообще очень много детей. В СКФО сегодня, по данным Павла Астахова, которые я нашла на КУ, проживают 2 224 616 детей.

По официальным данным Госкомстата на 2009 год в Дагестане дети составляют 29.6% от общей численности населения, в Ингушетии – 33%, а в Чечне – 36,8 %. Более низкие показатели, но с небольшим разрывом, дают Кабардино-Балкария (22,5%), Карачаево-Черкесия (22,6%), РСО-Алания ( 21,55%). Т.е., почти треть населения Северного Кавказа – это дети.

О том, что такое игра в жизни ребенка, писали многие ученые – философы, культурологи, врачи, психологи; основатель школы психоанализа Зигмунд Фрейд, советский педагог Антон Макаренко, футуролог Элвин Тоффлер будут, пожалуй, самыми известными персонами в этом длинном ряду.  Игра – это нравственный показатель жизни общества, отражение его культуры, через игру дети моделируют взрослый мир с его взаимоотношениями и этикетными нормами. 

То, что детская игра – это особый мир, понимали еще в древних обществах: в культурах Шумера и Вавилона правила некоторых детских игр держались в секрете, иногда игры составляли часть языческих ритуалов.

На Северном Кавказе детская игра, прежде всего, – это инструмент безболезненного вхождения во взрослую жизнь, тем более в традиционном обществе такой отрезок жизни, как детство, был более коротким по времени и понимался по-другому -  мальчик в 13-15 лет считался мужчиной.

Можно, наверное, сказать и так – дети на Северном Кавказе играли во взрослых, особенно мальчики. Джигитовки, бег, верховая езда, борьба, переход горных рек по бревнам, стрельба из лука и ружья – все это приучало мальчика к выносливости и к жизни будущего воина. И если это и обставлялось как игра, но в таких играх не было ничего «понарошку».

Девочек воспитывали по-другому: мир мальчиков и девочек четко разграничивался и в пространстве жилища, и по обязанностям, и по степени близости к ключевым фигурам в семье – отцу и матери.

На Кавказе, как и во всем мире, девочки играли, прежде всего, в куклы. Наряжая кукол, ухаживая за ними, девочки отрабатывали все будущие женские роли. Тряпичные куклы были распространены в Дагестане, у лезгин, где ковроделие было самым главным ремеслом, у осетин, у черкесов. Психологи говорят, что именно мягкая кукла, в отличие от деревянной, или глиняной, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», формирует ненастороженное  отношение к миру.

Ткань, войлок, овчина, шерсть, солома, опилки – такие куклы делались из всего, что было под рукой.  

В последнюю очередь кукле «делали» лицо, пришивая  косы из черной шерсти или из настоящих волос. Самые древние куклы – это куклы «без лица», много позже лица стали расшивать цветными нитками или раскрашивать.  Куклу наряжали в костюмы, имитирующие наряд взрослой женщины, иногда для кукол делали специально украшения и бусы.

На фото - кукольная одежда из одного из археологических комплексов на Кавказе. VIII –IX вв.Иерусалимская А.А. Кавказ на шелковом пути. Каталог временной выставки». СПб, 1992. 

В Дагестане есть село Балхар, знаменитое своей керамикой – глиняные куклы из Балхара были известны еще в 19 веке.

Современный вариант глиняной игрушки из Балхара.

фото с сайта http://www.e-dag.ru/info/goncharnoe_iskusctvo_balhara

Интересно, но неудивительно, что на Кавказе практически не было куклы-мальчика: куклы повторяли, как правило, женский образ.

О пионерском проекте в СССР, о том, была ли популярна на Кавказе «Зарница», стирающая грани между девочками и мальчиками, о том, прижился ли у нас американец доктор Спок, ненавидевший военные игры и игрушки, – читайте в ближайшие дни)