RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Москва не для приличных девушек". Почему девушкам не разрешали ( и сейчас не всегда разрешают) учиться в большом городе?

20:27, 25 июля 2019

Одна из проблем, с которыми на Севеном Кавказе сталкиваются молодые девушки, закончившие школу и определившиеся с профессией, эта проблема выбора вуза и города, в котором предстоит учиться.  Не всегда родители, бабушки и дедушки, дяди и тети готовы отпустить девушку учиться в другой город, приводя очень много аргументов.

Я задала вопрос на фейсбуке  женщинам с просьбой рассказать историю выбора профессии и спросила – была ли у вас профессия-мечта и поддержали ( или, напротив, не поддержали)  вас родители и старшие?   Если не поддержали и не разрешили уехать учиться в другой город, то какую профессию вам пришлось выбрать вместо той, о которой мечтали?

Мне написали как истории о том, как родители не только не побоялись отправить дочь учиться в большой город  и в другую страну, но всячески поддерживали и мотивировали своего ребенка. Оплачивали курсы английского, отправляли на дорогостоящие языковые стажировки за границу, нанимали репетиторов, ездили с детьми на дни открытых дверей в столичные вузы, не жалели средств на книги и т.д.  

Меня больше тронули другие истории. О юристах-международниках, которым пришлось стать лингвистами, о будущих товароведах, ставших учительницами начальных классов, и о театральных художниках по костюмам, которым так и не суждено было даже переступить порог Академии художеств или, например,  тогдашнего ГИТИСа.

Эти женщины, уже взрослые дамы, имеющие дочерей на выданье, с болью и обидой в голосе рассказали мне, как в школе у них получалось то, о чем они мечтали – они с удовольствием рисовали, читали книги об истории моды и искусства,  участвовали в региональных олимпиадах и занимали призовые места, писали сочинения и рассказы.

Они втайне учились на заочных курсах для будущих абитуриентов в московских вузах и показывали высокие результаты.  Впрочем, заметила одна из моих собеседниц, «любые публичные активности девушки рассматриваются под микроскопом, и бывает шквал негативных комментов».

Но им не разрешили: «Москва не место для приличных девушек».  Не разрешили уехать, некоторым даже отказались помогать финансово в период учебы.

А в результате они учились тому, что не любят, получили ненавистные профессии и незакрытые гештальты. Им больше 30-40  лет, а они так и не могут найти себя.

Никто из них не укоряет своих родителей, ведь они желали им лучшего.

«Карты развития навыков и талантов тогда не было и в помине. Родители хотели для меня лучшего, я понимаю. Но никто мне не объяснял, ни в школе , ни дома, насколько это важно - осознанность при выборе профессии. Думаю, они просто сами не понимали и не связывали факты, что потратив 5 лет своей жизни и не получая удовольствия от профессии, это прямая дорога к психологу в зрелом возрасте», - рассказала мне О.

«Сейчас у меня их 2 неоконченных высших и 1 оконченное высшее. Ни по одной из профессий я работать не хочу», - поделилась она.

«Я сбежала из школы , сверкая пятками», -  рассказала И., по настоянию родителей получившая профессию учителя.

Девушки, которые мне написали, не хотели учиться в своих родных городах. Одни в силу того, что выбирали профессию, которую невозможно получить в  региональном вузе. Другие  - из-за того, что просто хотели иметь выбор: «Учиться в родном городе я не хотела никогда. Понты, деньги и иллюзия образования –  мне было тесно и душно в нем».

Если не Москва, то дочери обычно предлагалась учеба либо в родном городе, либо  в городе, который недалеко  - Краснодар, Пятигорск, Ставрополь, Ростов – на –Дону, Астрахань.

Итак, почему же всесильные старшие запретили девушкам поехать учиться в Москву?

Эти аргументы я цитирую по тем письмам, которые получила:

- «Москва и вообще большой город не для приличных девушек».

 - « Девушке вообще не нужно образование» 

- «Страх, что девушка окажется в непривычном мире и не впишется в новую среду, потеряет себя».

- «В большом городе девушка ступит на скользкий путь ( где этот самый скользкий путь, никак не пойму? Мне кажется, все эти сколькие пути, которых так боятся условные Хакуцы Мишеостовны (см. мой пост ранее), находятся у них под носом, и для этого совсем не обязательно выезжать в Москву).

- «На ней будет печать учившейся в Москве, и даже, если она и не набралась там плохого, будут с ней относиться с недоверием».

- «Петь и танцевать на сцене неприлично» ( это для тех, кто мечтал о карьере певицы, балерины или актрисы).

- «Она получит такую профессию, что не найдет работу в родном городе, не вернется в родной город и станет для семьи отрезанным ломтем» .

Что в этих аргументах – желание защитить своего ребенка, боязнь перемен, жажда контроля или «духовная зависть» к той, что посмела сделать что-то по -своему?

А как это было у вас, дорогие читательницы?