RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Я была в Барселоне в этот день и в этот час...

20:12, 27 августа 2017

Я не хотела писать об этой истории. Я хотела бы ее поместить в самый дальний угол, заштукатурить, задвинуть шкафом или завесить огромной картиной в крупной раме. Но у меня не получается, значит, надо поделиться…

Наш день 17 августа в Барселоне начался просто замечательно. Утром мы приехали из приморского городка Салоу, а на остановке нас ждал частный гид –  молодой человек Денис, живущий в Испании 5 лет.

 Ноla.. Ноla… мы идем по Барселоне… Что-то в этом городе имперское, что-то – от каталонской самостийности…Вот кафе с аутентичным шоколадом, который делается по этому рецепту пару сотен лет, вот фантазийные дома, балконы, как мантильи, и фонари Гауди; знаменитый каталонский модерн – изломанные плавные линии, заимствованные то ли у сухожилий листьев, то ли у морских ракушек…

Ноla Ноla,.. мы уже в старом городе. Ратуша и городская площадь с флагами Испании и сторонников каталонской независимости одновременно. В Саграда Фамилия не зайти, но на фасадах написана своя история, надо только суметь ее прочитать…

«Какой хороший день, - все время думала я, -  просто замечательный…»

 Потом были тапасы в аутентичной забегаловке, а потом мы пошли на площадь Каталонии, на Рамблу, потому что как же иначе, Рамбла – это артерия  Барселоны. Приятные европейские старички парами, держатся за руки, женщины в неизменных прическах с кудельками и при макияже и украшениях…Много студентов из Франции и Германии – наверное, сорвались на каникулы… Как всегда, японцы с фотоаппаратами, не пропускающие не одну деталь..Многоголосая, шумная, беспечная, радостная, праздничная толпа..В общем, так выглядела бы обычная прогулка на главной улице обычным туристическим летом…

 Индира, моя сестра, сказала – давай свернем на боковую улицу, как-то много людей… Мы быстро свернули с Рамблы, это было в 16.43. Я точно запомнила это время, оно всегда теперь в нашем телефоне, потому что в этот момент нам позвонили, и мы поспешили еще больше, чтобы отойти от шумной Рамблы и ответить на звонок…

А потом начался тот ужас, о котором все знают. Жутко ревели сирены полиции и скорой помощи, а мы были сметены бегущей толпой в подъезд ближайшего дома – его приоткрыл консьерж и впустил несколько человек…На винтовых ступеньках этого дома, а потом в соседнем итальянском кафе, в которое попали из подъезда через внутреннюю дверь,  мы пересидели пару часов, сотовая связь была вырублена, мы слышали только вой поднятых вертолетов, но уже знали, что произошло …

 О чем я думала в этот момент и позже? О том, что Всевышний нас спас, что наши родители на небесах нас  прикрыли своими крылами, как ангелы, потому что всего 7 минут отделяло нас от трагедии. Я написала о случившемся немногим, в том числе Игорю Васильевичу, своему шефу. Игорь Васильевич ответил: «С Вами был Бог, позади была пропасть»… 

О чем я еще думаю? Я думаю, что вот пару месяцев назад мы в Центре цивилизационных и региональных исследований ИАфр РАН выпустили книгу по радикальному исламу: мы долго обсуждали концепцию и хотели, чтобы сборник был системным… Смогли ли мы приблизиться на шаг, чтобы описать, понять это явление, чтобы предложить шаги по дерадикализации? Разве что только на шаг…

 Возможно ли вообще понять, что это за адская машина, которая вовлекает этих молодых ублюдков,  совершенно неблагодарных к принимающей стране? Что может  оправдать в их убогих почти что подростковых мозгах право выводить минивен в толпу и давить стариков и детей?

 Вот мой коллега Руслан Курбанов выступает на федеральном канале и говорит, что Европа формирует у мигрантов комплекс неполноценности. Достаточно посидеть  на ступеньках в подъезде чужого дома в чужой стране в состоянии шока пару часов, чтобы понять, что ни эти, ни другие слова недостаточны, чтобы описать реальность.  

 Да, интеграция тех же марокканцев в Испании, провозгласившей себя в конце 1980-х гг. страной трех религий – католицизма, иудаизма и ислама,  проходит непросто, в горячих полемиках аналитики выступают «за» и «против», но о таких социальных лифтах и возможностях образования, которые предоставляет Испания, о законодательных подвижках в пользу мигрантов можно только мечтать..

 Имамы, и в салафитских мечетях также,  включены в национальную систему социального обеспечения, они рассматриваются как работающие по найму. В Испании действуют исламские образовательные центры всех уровней. Дошкольное, начальное, среднее образование,  государственные и частные колледжи -  все двери и возможности открыты!

Испанские университеты предоставляют помещения для молитвы и выделяют средства для организации курсов по исламу. По современному законодательству Испании мусульмане могут заменить часть общенациональных испанских праздников выходными в дни Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Если у человека на фоне этого комплекс неполноценности, то ему надо разобраться  с самим собой, а не предъявлять претензии к системе.

 Еще я хочу сказать, что полиция Каталонии и Барселоны отработала идеально. Минуты через три после теракта и скорые, и полиция примчались на Рамблу, вертолеты были подняты – город был под полным контролем властей. Люди забегали в магазины, в которых быстро и плотно зашторивались  входы железными занавесками.

Желтыми клейкими лентами  полицией сразу же был огорожен центр, а люди выведены в безопасные места по обозначенным лентами коридорам. Каждая машина, выезжающая из Барселоны, была осмотрена, просвечена и зафиксирована. Мы, как и все, стояли в дикой пробке, но понимали, что все делается правильно.

И цветы, и аплодисменты на улицах Барселоны полицейским, своим защитникам (и прямо скажем – красивым и настоящим мужчинам), совершенно заслуженны.  

Я не успела даже чуть-чуть понять и полюбить Барселону, но у нас все впереди. 

Фото не мое.