RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Хайрие Мелек Хунч. Мятежная леди турецкого конституционализма. Продолжение.

15:19, 01 мая 2017

Ранее я писала о Хайрие Мелек Хунч (Хундж) – одной из ярких женщин черкесской диаспоры в Стамбуле в начале ХХв. 

 http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/28178

Продолжаю рассказывать о ее биографии на основании перевода с английского диссертации Эльмес Аксой.

«Веря этим обещаниям, сестры Насие, Хайрие и Фаика сели в машину, посланную главой охраны Бешикташа Васиф-Пашей, и отправились в его поместье. Они пробыли там два месяца, но ничего не менялось. Они начали думать, что их там держат напрасно и написали письма людям, которые могли бы помочь им избавиться от этого несчастья. Васиф Паша испугался, что эти смелые сестры в конечном итоге втянут его в неприятности и попытался избавиться от них, отправив их в Бурсу. Думая, что в Бурсе их ждут три отдельных дома и пособия, сестры были разочарованы. Они вели жизнь пленниц, как и  в усадьбе губернатора.  

(…) Самое возмутительное и угрожающее письмо, которое они написали Великому визирю, датировано 18 февраля 1907 г. В этом письме сестры писали о несправедливости, с которой им пришлось столкнуться: «Сэр! Мы написали это вчера и сегодня утром, вы все еще молчите! Мы пленены, огорчены и несчастны. Мы все еще страдаем от других по-разному; Но мы не трусы и не пустышки».  

Они представлялись как «турецкие Жанны д'Арк» и заявили, что они никогда не будут молчать и будут искать то, что по праву принадлежит им, несмотря ни на что. Из письма видно, насколько смелыми были сестры. Они сказали, что то, о чем они просили, никоим образом не соответствовало тому, за что они должны были страдать: «Теперь мы не можем довольствоваться малым. Мы хотим 20 тысяч лир, 40 лир зарплаты и большие роскошные и меблированные дома для всех нас. Помимо этого, мы хотим будущего для наших братьев и сестер. Мы хотим вернуть нашего брата, который был изгнан из-за невольной связи с человеком из династии Османской империи. И мы также хотим гарантий, что  все это будет сделано».  

В результате беспокойных дней в Бурсе (..) Хайрие Мелек Ханум попыталась покончить жизнь самоубийством. Она выпила раздавленные спички, но ее реанимировали. В отчете госпиталя Бурсы содержится подробная информация: « ... было понятно, что она оставила предсмертное письмо, ей была немедленно оказана помощь, и ожидается, что она, конечно, поправится. Очевидно, что она пила мышьяк много раз до приезда в Бурсу». (..)  

Есть сведения о физических и эмоциональных характеристиках сестер Хунч: Насийе была высокой, стройной, белокожей женщиной с черными волосами, глазами и бровями; Хайрие Мелек была пухленькой женщиной с густыми каштановыми волосами и голубыми глазами; Фаика была среднего роста, стройная женщина со светлыми волосами, голубыми глазами и симпатичным лицом. Все они были довольно красивы. Кроме того, лицо Хайрие Мелек Ханум было типично черкесским... Кроме того, она обладала бОльшими знаниями, была более вежливой в поведении и более поэтичной, чем другие.  

Также очевидно, что сестры были довольно современными и беззаботными для своего времени. В таком консервативном городе, как Бурса, их поведение вызывало реакцию: ... «когда мы выходим на набережную, они были довольно свободны и легки, а также не заботились (о скрывании-НН) дома; например, иногда они держат окна без штор, почти открытые или широко открытые, и они сидят перед ним и, следовательно, позволяют каждому наблюдать за собой».

Через несколько дней после принятия второй Конституции Хайри Мелек Ханум обручилась с братом Насие Неяль (автор книги, см. предыдущий пост – НН) Селимом. Хайрие Мелек сказала, что Селим не был для нее подходящей партией из-за молодости и неопытности, и что она сначала отказала ему, но в конечном итоге уступила его настойчивому ухаживанию. Она предъявила ряд требований прежде, чем выйти замуж за Селима. (…) Семья Селима не одобряла эту помолвку. Несмотря на то, что Naciye Neyyal никогда не говорила об этом помолвке снова, мы знаем, что помолвка не закончилась женитьбой.  

Очевидно, что Хайрийе Мелек Ханум согласилась на эту договоренность, чтобы убежать от своей  несчастливой жизни, а не из-за любви к Селиму. Вскоре в Бурсу прибыл некий Хасан-бей, чтобы забрать сестер. О Хасан-Бее, как об их брате¸ ничего не известно.  Не было никаких сведений о том, что у сестер Хунч  есть брат с таким именем. Возможно, он был близким родственником, а не братом. 

После возвращения в Стамбул, их приключения в Бурсе подошли к концу, за исключением одного. Хайрие Мелек Ханым и ее сестры покинули Бурсу сразу после провозглашения Второй Конституции. Однако мы не знаем, получили ли они то, что хотели. После этой даты из источников исчезли упоминания о Фаике и Насие.  

Однако Хайрие Мелек объявилась  спустя два года в 1910 г. с ее романом «Zühre-i Elem». Она продолжала писать статьи и рассказы для газет и журналов Гъуазэ,  Дияне, Musavver Kadın, Mahâsîn and Türk Yurdu. Она написала свой второй роман «Зейнеп» в 1926 г. Хайрие Мелек Ханум была первой черкешенкой-романистом, а также одним из первых женщин-романистов Османской империи. До создания Ассоциации поддержки черкесских женщин 18 мая 1919 года Хайрие Мелек Ханым активно работала в ЧОЕВ (Черкесское общество единения и взаимопомощи) и в журнале Gûâze.

 В конце 1919 г. она вышла замуж за известного черкесского офицера и историка черкеса Мета Чунатоко Иззет Пашу. Он родился в Эскишехире в 1875 г. Сиротой он некоторое время посещал Дарюшшафаку в Стамбуле, а затем  закончил Высшую военную школу Кулели.

 После окончания обучения в военной академии (Харбие) он был назначен капитаном. Мет Иззет Паша оказался очень успешным в Балканской войне. Во время Первой мировой войны он стал генералом. Он служил командиром 10-го корпуса на Кавказском фронте. Когда война закончилась, он был назначен командующим 14-го корпуса.

 Мет Изет Паша был блестящим военным командиром. Мет Иззет Паша был назначен командующим 14-м корпусом после того, как женился на Хайрие Мелек Ханым. Итак, десять лет спустя Хайрий Мелек Ханым вернулась в Бурсу. Хотя на этот раз она была женой командующего корпусом, Бурса все еще не была для нее счастливым местом.

 В те годы суматохи Мету Иззет Паше и Хайрие Мелек Ханум не суждено было иметь стабильного брака. Когда Мет Иззет Паша находился в Бурсе, было открыто Великое турецкое Национальное собрание, и в качестве члена парламента от Болу он прибыл в Анкару. Хайри Мелек Ханым осталась в Бурсе. (..) Брак Айрие Мелек Ханым и Мета Чунатуко Иззет Паши был довольно коротким, так как Мэт Иззет Паша скончался 14 апреля 1922 г. из-за внезапного сердечного приступа. Он был похоронен 15 апреля 1922 г. с  государственными почестями в Анкаре близ мечети Хаджи Байрам Вели. Мустафа Кемаль Паша, отсутствующий на похоронах, направил телеграмму Хайрие Мелек Ханум от имени Великого турецкого национального собрания и военных. Мез Изет Чунатуко Паша завещал 6600 турецких лир, хорошую библиотеку, два небольших коврика и молитвенный коврик для школы черкесских девочек в Бешикташе.  Он был не только хорошим солдатом. Кроме того, Мет Иззет Паша был успешным ученым и историком, оставил книги о черкесской истории.  

Хайрие вышла замуж второй раз за Айтека Намитока, черкесского ученого и юриста, в 1931 г. Намиток родился в ауле Понежукай в Адыгее 6 января 1892 г., закончил Сорбонну в 1921 г. Когда Хайрие Мелек приехала во Францию, чтобы посетить международный симпозиум этнографов и фольклористов, они познакомились. Еще в те годы Айтек Намиток изучал хеттов и черкесов и пытается решить за связь между этими двумя культурами. Намиток  приехал в Турцию, чтобы изучить некоторые археологические работы, проведенные в Аладжа-хююк.

 

По распоряжению турецкого правительства Намиток был арестован и сослан. Поскольку он не смог приехать в Турцию, чтобы видеть Мелек, он предложил ей обмениваться письмами. Хайрие Мелек  и Айтек Намиток поженились в Египте, во дворце ее тети.

 До начала Второй мировой войны Айтек и Хайрие Мелек жили в Париже, где он был политическим иммигрантом. В то же время Намиток изучал язык, историю и фольклор народов Кавказа. В 1939 г. он опубликовал книгу под названием Origins de Circassiens (Происхождение черкесов). Глядя на книгу Намитока, теперь мы видим, что Мелек  поддерживала его исследования.. Тем не менее, второй брак Хайрие Мелек не был ничем иным, как иммигрантским браком, и они должны были жить отдельно в течение нескольких лет, как это было в браке с Иззет Пашой.

 Айтек Намиток отправился в Берлин в 1942 г., где работал. Хайрие вернулась в Турцию в то же время, и, таким образом, они опять жили не вместе. В 1949 г., когда профессор Айтек Намиток смог вернуться в Турцию с несколькими черкесскими иммигрантами,  их раздельная жизнь закончилась. Айтек Намиток скончался 26 июля 1963г. и Хайрие Мелек не стало спустя несколько месяцев, 24 октября 1963 г..

 После ее смерти 25 октября 1963 г. в газете Cumhuriyet от имени Кавказского Культурного Общества был опубликован некролог. 

HAYRİYE MELEK NAMİTOK (Hunç) 

Сестра Али Саит Паши, бывшего Командующего армией, бывшая жена покойного Мета Юсуфа Иззет Паши и жена профессора Айтека Намитока, а также тетя семьи Çizemuğи и одна из ведущих членов нашего общества, одна из первых писателей-женщин, скончалась. Похороны пройдут в пятницу, 10/25/1963 (сегодня) в мечети Кадикой Osmanağa и она будет похоронена на кладбище Караджа-ахмет.

 Хайрие Мелек Хунч была женщиной, отличавшейся от типичных женщин своей эпохи. Помимо сильного и мужественного характера, она была уверенной в себе, очень смелой, знающей, элегантной, современной и успешной леди. Я считаю, ее характер вытекает из ее черкесского этнического происхождения, образования и семейных связей с несколькими династиями». 

Перевод с английского  диссертации ELMAS ZEYNEP (AKSOY) ARSLAN «СIRCASSIAN ORGANIZATIONS IN THE OTTOMAN EMPIRE (1908-1923)»,  2008.