RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Радуйся, кто помогает вдове".. В Ингушетии создается Женсовет с участием вдов боевиков.

21:40, 19 февраля 2017

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров объявил о создании Общественного Совета, куда войдут вдовы боевиков. Женсовет призван адаптировать этих женщин и учесть их личные истории  для работы с молодыми людьми, чтобы не допустить их возможной радикализации и ухода в экстремистское подполье.

http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/297883/

В этом посте – о статусе вдовы в традиционном кавказском обществе. Что менялось в жизни женщины после смерти ее мужа в  правовом, экономическом, социальном, ритуальном аспектах?   

В традиционном обществе тема «пары» была составляющей представления о гармонии. Отсутствие пары нарушало принятый и устойчивый миропорядок, поэтому статус вдовы был особым. У ингушей, например, это состояние отразилось в названии вдовы «ишйла жеро» — несчастная (буквально — холодная) вдова.

В больших кавказских семьях всегда было место и женам умерших (или убитых) братьев (сыновей). В посемейных списках населенных пунктов различных областей Кавказа видно, что глава большой семьи отвечает и за семьи вдовых снох (иногда  семья вдовы насчитывала до 7 человек).

Вдова могла в дальнейшем устроить свою жизнь, общество давало ей такие возможности, правда, коридор был узким, и возможности определялись тем, есть ли у нее дети, какого они возраста, обладает ли вдова имуществом и др.  

Статус пожилой убеленной сединами вдовы главы большой семьи, конечно же, отличался от статуса молодой (часто и почти юной) женщины, потерявшей мужа.

У осетин, когда умирал глава семьи, его супруга-ӕфсин (старшая женщина) становилась едва ли не главным советчиком в хозяйственных и общественных делах семьи. Даже совершеннолетние или  взрослые сыновья «сверяли часы» со своей матерью.   После смерти главы семьи его вдова могла выбрать, у кого из сыновей она будет жить, но обычно женщина с дочерьми оставалась у младшего сына, который должен был их обеспечивать. Остальные братья также участвовали в судьбе матери и сестер, выдавая из своего имущества скот и деньги.

В известном сборнике «Адаты кавказских горцев»  Леонтовича говорится: «Если же вдова была бездетной или имела только дочерей, родственники мужа оставляли ей имение на год для проведения поминок покойного. Затем оно отдавалось родственникам, у которых она могла жить. Если же вдова этого не желала, то родственники эти брали ее незамужних дочерей к себе жить, а ей выделяли какую-нибудь «неважную» часть имения. Если вдова покойного уходила к родным и не была в состоянии выйти замуж по старости лет, то она получала из имущества все необходимое для поминок и похорон, «смотря по состоянию».

У народов Северного Кавказа, в культуре которых преобладал шариат, имущество после смерти мужчины делилось по шариату: бездетная вдова получала одну четвертую часть имущества, и одну восьмую, если у нее были дети.

Осетинские вдовы имели право на 1/3 часть калыма при разводе или вдовстве. Адыгская вдова, так же как и осетинская, не принимала участия в дележе имущества. Однако при вступлении в брак адыгской девушки калым включал в себя «часть цены», которая оставалась в семье мужа. Эта часть не включалась в опись имущества при его разделе как принадлежащая вдове.

Если у умершего оставалась беременная вдова, то родившийся мальчик после совершеннолетия получал полностью свою долю, долю покойного отца.

Возможно ли для вдовы новое замужество? У многих народов существовал обычай - левират,  согласно которому младшего брата женят на вдове старшего. На Кавказе он тоже имел место. Обычай  был необязательной нормой, но вдова могла им воспользоваться в преемлемых случаях, а именно, если на ее попечении оставались малолетние дети. Этнографы пытались объяснить левират разными причинами, от экономических до психологических. Считалось, что благодаря левирату дети остаются в роде отца и не теряют связей с многочисленными родственниками.  

Левират был  распространен и у кабардинской аристократии. В середине XVII в. кабардинский князь Муцал Сунчалеевич после гибели своего старшего брата Шолоха женился на его вдове Пархон Шогенукиной, сестре знаменитого Алегуко Шогенукова – верховного князя Кабарды. Влиятельная малокабардинская княгиня Бабапсух Алкасова (дочь Алкаса Джамурзина) была женой верховного князя Кабарды Куденета Камбулатовича, а после его смерти стала женой его младшего брата Пшемахи Камбулатовича. В Адыгее и Кабарде браки по левирату были единичны и фиксируются вплоть до 1960-х гг.– не как обязательная норма, но как право.

Этнографы, в частности, Б. Бгажноков, отмечает, что известны случаи, когда родители молодого человека принуждали сына жениться на вдове старшего сына, а родители невесты – принять условия брака по левирату. «В обществе такая настойчивость не одобрялась», - пишет ученый в книге «Социальная организация семьи». У осетин вдове разрешалось самой выбрать супруга из числа братьев покойного мужа. Есть сведения и о том, что в некоторых регионах Осетии брак по левирату осуждался. 

Брак по левирату могли заключить в случае смерти или гибели сына, у которого оставалась просватанная невеста. Родители покойного могли предложить родителям невесты выдать ее замуж за младшего, неженатого сына. Иногда  родители невесты сами инициировали брак дочери с неженатым братом ее покойного жениха. К такому решению обе стороны прибегали, если брак всопринимался прежде всего как матримониальный проект и должен был связать две известные фамилии. Разумеется, чувства молодых никто в расчет не брал. При этом все свадебные церемонии проходили как обычно, но без шумного веселья.  

У брака по левирату были свои преимущества – он избавлял семью от возвращения снохе денежной суммы или скота. (Напомню, что жена имела свою долю на случай вдовства или развода).   

Второй фактор, который важен при заключении брака по левирату, -  вдова и ее дети не оставались без поддержки, внимания, опеки. Через левират их вновь принимали или возвращали в отцовскую семью, теперь уже через дядю по отцу. Черкесы повсеместно для обозначения данного обычая использовали термин щтэжын – «забрать (принять) вновь».

Женщина с детьми могла остаться в доме свекра, и не заключая брака по левирату.

Вдове могли подыскать в качестве мужа вдовца, причем часто разница в возрасте была очень большой, 25–40 лет, и в таких браках могли рождаются дети.

Брачный выкуп за вдову был ниже, чем за девушку, впервые выходившую замуж.  Однако вдовы-дворянки также обходились недешево. М.А. Текуева упоминает о статусе вдовы у кабардинцев: «…получив дворянское звание при замужестве, вдова сохраняет свои сословные права даже в повторном браке». По сведениям В. Василькова, в начале ХХ века темиргоевцы платили за дочь крестьянина – 600 рублей, за дочь дворянина – 1500 рублей, за дочь князя и султана – 3000, за вдову дворянского происхождения – 400, за вдову-крестьянку – 200 рублей. 

По сведениям конца XIX века, в Карачае размер калыма для знати колеблется от 1500 до 2000 рублей, для низших слоев – от 300 до 350 рублей. Калым за вдову выплачивался вдвое или втрое меньше, чем за девушку.

Одинокой женщине старались помогать по хозяйству – колоть дрова, плести плетень и т.д.У черкесов есть пословица, которую приводит Б. Бгажноков: «Троим нужен добрый глаз и забота: руслу реки, лишившемуся воды, полю, лишившемуся растений, и женщине, лишившейся мужа».  

На личную жизнь вдовы общество смотрело снисходительно. У черкесов мужчины, надолго покидающие свой дом или практически его не имевшие - дворяне-наездники, бродячие народные певцы-джегуако, абреки – заводили отношения с молодыми бездетными вдовами. К молодым вдовам наведывались еще неженившиеся молодые люди.

Историк Мадина Текуева приводит в своей статье эпизод из романа Михаила Лохвицкого (Аджук-Гирея): «Это воспоминания главного героя книги Озырмеса о своем первом сексуальном опыте: «Когда он, сопровождая отца [бродячего джегуако], странствовал по аулам, его дважды зазывали к себе вдовы. Они были вольны в своих поступках, и никто из шапсугов не мог осудить вдову, пожелавшую провести ночь с холостым джигитом».

Вдова, если она оставалась жить в семье покойного мужа, принимала любое решение, только посоветовавшись с братом мужа, даже если он был младше нее.

Однако не стоит думать, что вдовы были абсолютно беспомощными. В Осетии они могли появляться на мужском собрании и просить о мести за убитого мужа, в Дагестане есть свидетельства, что женщина-вдова сама обучала своего сына владению оружием и верховой езде.

Если возвратиться к началу поста и теме Совета, который создается в Ингушетии, я вижу в решении Евкурова и определенную культурную парадигму – это символическое «возвращение» (адаптация) вдовы боевика в общество (т.е.  символически, в большую семью).

Во-первых, вдова выводится из периферии общественной жизни практически в ее центр, т.е. в общественный совет, который патронирует сам глава республики. Такое решение повышает ее статус и легитимизирует ее положение.

Во-вторых, это решение бьет по теме круговой ответственности родственников за боевика: вдова, участвующая в совете, как бы символически отделяется от преступлений ее мужа.  

Использованы материалы:

Бгажноков Б. Х. Социальная организация семьи. Нальчик, 2010.

Кудусова Ф. Семья и семейный быт ингушей. http://magas.ru/content/semya-semeinyi-byt-ingushei

Тавасиева Э.И.Образ вдовы в традиционной соционормативной культуре осетин // Современные проблемы науки и образования. № 6. 2013  

Текуева М.А. Мир интимных переживаний адыгов //Исторический вестник. Вып. III. Нальчик, 2006. С. 226-241.  

SMS - НОВОСТИ
Все SMS-новости

Найдите Кавказский узел у партнеров:

Email подписка

ДОКУМЕНТЫ

Как поехать в Европу и получить статус «убеженца»

РЕЙТИНГ
1 ` Rock` ` Rock`
17758
6888
2 Albert Albert
10012
19293
3 ..Бэн Джойс. ..Бэн Джойс.
3322
9095
4 ..БэнДжойс.. ..БэнДжойс..
2822
4229
5 BERG...man BERG...man
2293
29841
6 ahtichai ahtichai
2024
2210
7 slavyan slavyan
1953
1765
8 gevara gevara
1677
2541
9 U-2 U-2
1499
168
10 RARE RARE
1479
105
11 GroSS GroSS
1441
108
12 Time Time
1301
165
13 OST GOTT OST GOTT
1278
34
14 T.Rex T.Rex
1266
74
15 сварог сварог
1253
38

Все комментаторы - 65767