RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Мои пять копеек в деликатную тему...

17:10, 19 августа 2016

Моя лента на фейсбуке сошла с ума – доклад экспертов «Правовой инициативы» о женском обрезании в Дагестане вызвал резонанс, как стихийное бедствие. Уже несколько дней (а муфтий КЧР Бердиев подбросил дровишки своим ляпом) люди обсуждают что, кому, сколько  и как отрезают. В одной ветке кипят страсти со ссылками на исламские источники о том, что к исламу эта зверская процедура отношения не имеет. В другой, наоборот, спорят о том, что есть разные виды этих практик и некоторые весьма уместны.  Сегодня уже появился конспирологический топик – след доклада на самом деле якобы ведет к предвыборным кампаниям в Дагестане; через эту тему, якобы, не очень успешные кандидаты в ГД РФ получили возможность пиариться и набирать очки. Друзья банят друзей, а медийные авторитеты падают с пьедесталов.

Хотя доклад уже разобран по косточкам на цитаты, напомню важное – во-первых, экспертами было опрошено 25 женщин, во-вторых, практика обрезания выявлена в НЕКОТОРЫХ селах Дагестана. С ситуацией, конечно, нужно разбираться – и юридически, и медицински, и вместе с психологом. И сколько бы девочек не прошли через такую процедуру, даже если всего одна, такая практика должна выжигаться каленым железом и укатываться в асфальт.  

Бесит вот что – сразу же появились, как черт из табакерки, злобные дядьки с истерическими воплями о том, что ЭТО «есть на всем Кавказе, а в Дагестане только высветили тему». Не дождетесь. ЭТОГО нет на всем Кавказе. Буду писать на черкесском материале, но уверена, похожие аргументы можно найти в культуре любого кавказского этноса.  

Во-первых, есть символическая связь между женщиной, ее телом, ее кровью и благополучием рода. На это обратил внимание замечательный ученый-кавказовед Юрий Юрьевич Карпов. Более того, об этой связи ученый пишет как о мировоззренческой установке народов Кавказа.  

«С уверенностью можно говорить о фиксировании особой связи женщины с субстанцией крови. Женщина предстает ответственным лицом за сбережение крови семьи, «родового тела» в его генетической прогрессии. И эта функция определяет роль и статус женщины в обычном праве».(http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2000/Karpov_2000_4.pdf)  

Женщина (на любой стадии своего возрастного развития, еще будучи девочкой-девушкой)  воспринималась как хранительница «родового тела», поэтому адат строго табуировал любое калечение и вмешательство в ее тело. Женщина имела право на кровь в двух случаях – на кровь, так скажем, свою, природную, и на право прощения крови врага через особые ритуалы.  

Если уж случайное прикосновение к женщине или срывание платка способно было запустить кровную месть на несколько десятилетий, надо ли говорить, что в сознании принципиально невозможна попытка изменения с помощью каких-то ножей  святая святых тела женщины.  

Нанести женщине увечье – это значит покуситься, - опять–таки цитирую Карпова,  на  «сберегаемую ею кровь семейно-родственной структуры».  

Именно такая мировоззренческая установка дистанцировала женщину от всего, что может быть связано с физической болью и кровью. Черкесы даже сажали женщину в повозку спиной к лошади, чтобы она не видела, как подгоняли животное.  

О неприкосновенности женского тела свидетельствовала практика разрезания девичьего корсета в первую брачную ночь. Для тех, кто не в теме, корсет – неотъемлемая часть черкесского девичьего костюма. Французский консул в Крыму Ксаверио Главани в 1724 году писал, что в Черкесии «женщины гордятся своим стройным станом и носят особый род корсета».  

Девочки начинали носить корсет с 10-12 лет (есть сведения, что с 7-9 лет), его  шили из сафьяна или из простой кожи. Корсет начинался высоко, почти от ключицы и спускался до бедер. Спереди в корсет вставляли две довольно широкие деревянные пластинки, которые прижимали груди, препятствуя их росту. Корсет в первую брачную ночь снимал молодой муж, постепенно расшнуровывая. Женщины, наряжавшие  невесту, старались запутать шнуровку, чтобы испытать выдержку молодого мужа.  Уже в XIX веке источники содержат информацию о том,  что если  новобрачный разрезал шнуровку ножом и повредил тело или корсет, «то это вменялось ему в большое бесчестие». Т.е, ставился знак равенства между бесчестием и причинением вреда женскому телу.  

Во-вторых, и об этом я много раз писала и ранее – в сознании черкесов отношения между мужчиной и женщиной никогда не воспринимались как постыдные, греховные, и, если о чувствах говорили очень сдержанно, без пышных эпитетов и громких слов  и никогда не выносили тему в публичное пространство, то это не повод для скоропалительных выводов о подавлении женской сексуальности на Кавказе. Приведу слова информатора профессора Мадины Текуевой. Старая женщина в одном из аулов КБР с иронией сказала: «А откуда тогда столько детей в наших семьях, если все это было без любви?».  

Профессор Мадина Текуева, и спасибо ей за это, впервые академически заговорила о такой деликатной теме. Она убедительно разложила по полочкам то, что касается закрытости (и вербальной, и невербальной) темы интимных отношений мужчины и женщины. М. Текуева связывает закрытость  «с уважительным отношением к женщине, не ассоциируемой с грехом, и с ментальным отношением к сексу, как естественному явлению, практически лишенному ограничений, но требующему сохранения интимности, такта и некоторых форм избегания». (http://adygaabaza.ru/publ/mir_intimnykh_perezhivanij_adygov/2-1-0-27). Те из респонденток, а это пожилые женщины, иногда 80-летние, которые решились с М. Текуевой на откровенный в своих границах разговор, оказались в отношениях со своими мужьями отнюдь не пуританками.  

Более того, как и во многих культурах, интимные отношения супругов воспринимались как условие воспроизводства мировой гармонии  и поэтому возводились до уровня не только удовольствия, но сакрал обязанности. В таком культурном контексте появление технических процедур, подавляющих женскую чувственность, невозможно априори.  

Героини нартского эпоса, прежде всего Сатаней гуаще, проявляли себя как женщины, контролирующие свое тело и распоряжающиеся им по собственной воле. Вот фрагмент сказания о нарте Бадыноко: «Потеряв надежду заманить нарта просьбами, Сатаней незаметно спустила с головы покрывало  и показала свою белую шею до груди. Но это не прельщает Бадыноко; ее краса не производит на него впечатления. Приспустила тогда (одежду) ниже и грудь приоткрыла. Но и это не взволновало его. Сдвинула еще и показала изгиб бедра своего. Когда и этим не соблазнила его, разорвала белый шелковый шнурок, и вся одежда спала с нее». А этому образу уже несколько тысяч лет…

Поэтому, возвращаясь к началу своего поста, скажу, что все описанное в докладе надо расматривать как частный случай в одном отдельном регионе. Об этом свидетельсвует и малая выборка (25 интервью) . Случай, который, конечно же, требует государственного вмешательства и правового реагирования, а не истерик и заламывания рук по поводу "дикости Кавказа". Это все уже мы проходили в 1990-е. 

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ
РЕЙТИНГ
1 ` Rock` ` Rock`
17761
6889
2 Albert Albert
10162
19407
3 ..Бэн Джойс. ..Бэн Джойс.
4121
10085
4 ..БэнДжойс.. ..БэнДжойс..
2822
4229
5 BERG...man BERG...man
2379
31584
6 ahtichai ahtichai
2024
2210
7 slavyan slavyan
1973
1767
8 gevara gevara
1677
2541
9 U-2 U-2
1499
168
10 RARE RARE
1479
105
11 GroSS GroSS
1441
108
12 Time Time
1301
165
13 OST GOTT OST GOTT
1278
34
14 T.Rex T.Rex
1266
74
15 сварог сварог
1253
38

Все комментаторы - 68012

Найдите Кавказский узел у партнеров:

ДОКУМЕНТЫ



Email подписка